План работы по самообразованию воспитателя
методическая разработка (младшая группа)
Мы все стараемся уделять максимум внимания речевому развитию дошкольников и для этого существуют разнообразные формы и методы работы и одна и из них - тееатрализация .Как влияет театрализация на успешное речевое развитие- это я пыталась выяснить в процессе самообразовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования «Театрализация как одно из средств развития речи у детей раннего возраста»
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность темы.
3. Перспективный план работы по самообразованию на 2022-23год.
4. Список литературы
Пояснительная записка
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей дошкольного возраста. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- воспитанием воли,
- развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- художественным образованием и воспитанием детей.
Одним из важных приобретений ребенка является овладение родной речью.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации . Важно развить у дошкольника не просто речь, а выразительную, красивую речь. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи - у детей старшего дошкольного возраста. Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Это способствует и совершенствованию речи дошкольника. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные игры помогают и развитию речи ребёнка, и становлению малыша как личности.
Актуальность
В качестве основного принципа дошкольного образования ФГОС ДО выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация основной образовательной программы дошкольной организации осуществляется «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры…».
Опыт работы с дошкольниками показывает, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры, которые как бы представляют персонаж, его действия – пальчиковые, этюдные эпизоды ( когда дети смотрят постановку воспитателя и когда пытаются сами участвовать), драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, потешки, рассказы и театрализованные представления.
Размышляя над вопросом о повышении речевого развития детей, я пришла к
выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:
- создание условий для возникновения и развития данной деятельности;
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- поддерживание интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми (родителями, педагогами).
Цель моей темы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Для достижения цели я ставлю перед собой задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме .
2. Разработка перспективного плана работы .
3. Развивать речь детей средствами театрализованной деятельности: расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваясь правильного и четкого произношения, звукоподражания.
Форма работы с детьми и родителями:
Индивидуальная;
Групповая.
Ожидаемые результаты:
• повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста;
• приобщение детей к театрализованной деятельности;
• обогащение словарного запаса и активизация речи детей раннего возраста;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
• повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализация как одно из средств развития речи у детей раннего возраста».
Перспективный план по самообразованию на 2022-2023 учебный год
Срок | Содержание работы | Практический выход |
В течении года | 1.Изучение материалов: - Н.Сорокина «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра»; - Е.Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста». 2. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». 3. Знакомство с опытом работы по данной теме в сетевом сообществе. 4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе . | Составление перспективного плана по реализации темы. Оформление уголка театра. |
Работа с детьми | 1.НОД по речевому развитию с использованием театрализованных игр и пособий. 2. Артикуляционные игры и упражнения. 3. Пальчиковые игры и этюдная работа. 4.Использование малых фолькло- рных жанров в образовательном процессе. 5. Знакомство детей с доступными видами театра. Обучение приемам действий с персонажами. | - Создание подборки артикуляционных игр и упражнений. - Составление картотеки. - Разыгрывание детьми потешек, сказок с использованием настольного театра, театра на магнитах. |
Взаимодействие с родителями. |
| - Изготовление папки- передвижки. Анализ родительских отзывов и пожеланий. |
Используемая литература.
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».–М. : Просвещение,1991
2. Грушина Л. В. Театр на пальчиках. - М. : Просвещение, 2005;
3. Дащенко Л. М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;
4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;
6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;
7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013
8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М. : Айрис-пресс,2008
9. Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М. : Просвещение, 2006;
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя по изодеятельности, тема: "Конструирование из бумаги методом оригами".
Техника работы с бумагой была всегда актуальна в детских садах. Оригами, как виду продуктивной деятельности нужно отводить значительную роль в современном воспитании и развитии детей, учитывая о...
Перспективный план работы по самообразованию воспитателя дошкольного учреждения на 2012 - 2013 уч. год по теме: " Играем с детьми в театр"
В плане раскрыта работа воспитателя по самообразованию...
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя на 2017-2022 год Тема: Развитие речи детей младшего возраста. Воспитатель: Садыкова Миляуша Каусаровна
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему "Развитие речи детей младшего возроста", воспитателя первой младшей группы Садыковой Миляуши Каусаровны...
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающи...
План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».
Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...