Русский детский фольклор в развитии движений детей раннего возраста.
методическая разработка

Русский детский фольклор в развитии движений детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Русский детский фольклор в развитии движений детей раннего возраста.

Актуальность физического воспитания детей в настоящее время неоспорима. Поэтому, физкультурные занятия с детьми раннего возраста- это знакомая всем проблема, так как дети быстро отвлекаются, у них идет адаптационный период, они отказываются от выполнения каких-либо заданий и возникла идея внедрить фольклор на занятия физической культурой.

Общей задачей, в группе раннего возраста, является создание эмоционального комфорта детей, стимулирование желания детей заниматься двигательной активностью. В этом помогут упражнения, основанные на игровых приемах. Играя, ребенок «незаметно» осваивает основные движения.

Интересно исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства.

Отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Фольклор в процессе физического воспитания.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей.

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи способствует формированию ритмичных, естественных ненапряженных движений. В процессе выполнения движений, сопровождаемых речью, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, речевой слух, речевая память. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно- творческой инициативы детей. Возможно, использовать фольклор во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию, поэтому на традиционных физкультурных занятиях движения изучаются, а использование фольклора закрепляет пройденное.

План работы.

1.Учебная работа: -фольклорно -физкультурные занятия; -двигательно-творческие; -сюжетные; - театрализованные;

- игровые;

- интегрированные.

2.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми:

- утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;

- физкультминутки на основе фольклора;

- русские народные подвижные игры, игры-забавы.

3. Активный отдых:

- физкультурные досуги;

- спортивные и фольклорные праздники;

- дни здоровья.

4.Работа с семьей:

- консультации и семинары-практикумы для родителей;

- групповые и общие родительские собрания;

-просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;

- совместное проведение с родителями и детьми досугов и праздников.

Условия фольклора.

1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: общеразвивающие, основные движения, подвижные игры. Так же в соответствии с возрастными особенностями детей используется фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, народные песни и пляски, считалки и скороговорки.

2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.

3. Большое значение имеет яркое и образное движение детьми.

4. Учитывается с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой стороны – колорит народности при передачи образного движения посредством фольклорного материала.

5. Моторная плотность физкультурных занятий и утренняя гимнастика в сочетании с фольклорным материалом достигает 70%.

Основной формой организационного обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У малышей преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно.

Благодаря упражнениям с названием (например, общеразвивающее упражнение «Колобок») дети представляют себе образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ так же помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса- всему краса».

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностям детского организма.

Строятся физкультурные занятия так, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

Методы и приемы, способствующие подготовке детей к фольклорным физкультурным занятиям и усвоению их содержания.

  • чтение художественной литературы (сказок, стихов, потешек);
  • использование различных театров (кукольного, настольного, пальчикового, фланелеграфа);
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация без наклеивания);
  • использование аудио- и видеоматериалов (аудиокассеты, диски с песнями, грампластинки, видеофильмы по сказкам).

В процессе работы применяются следующие приемы:

  • показ образа движений;
  • речевое сопровождение движений;
  • указание, поощрение;
  • помощь при выполнении движения;
  • упражнения подражательного характера;
  • сюрпризные и игровые моменты.

Типы фольклорных физкультурных занятий.

1.Двигательно- творческие занятия.

Эти занятия основаны на одном из видов устного творчества – потешках, сказках, загадках. Например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка - сова» (и. п. – основная стойка – руки на поясе: поворот головы влево, вправо) используется потешка:

«Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит

Во все стороны глядит».

При выполнении упражнений дети проговаривают слова знакомых потешек. Поэтому подбираются несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение.

При проведении основных движений используются небольшие отрывки из сказок. Например, из русской сказки «Колобок». «Колобок покатился по тропинке» - катание мячей двумя руками. «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на четвереньках.

На таких занятиях используется 5-7 потешек или загадок «двигательного характера». Так же можно задействовать сюжет одной народной сказки. В основном, это сказки о животных. Например, «Теремок», «Гуси-лебеди».

2.Сюжетные физкультурные занятия.

Проводятся с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Например, в заключительной части физкультурного занятия «У бабуси были гуси», используется ходьба по кругу в сочетании с речитативом:

«Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист:

«Я га-га-га голосист!

На занятиях используется 2 - 3 элемента фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия. («Праздник весны», «Ярмарка»).

3.Театрализованные физкультурные занятия. Используются имитационные, мимические упражнения, игры - драматизации. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивает птичка с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».

Во время выполнения мимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное душевное состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лисичка обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка «Заюшкина избушка»).

В инсценировках и играх – драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, инсценировка русской народной сказки «Колобок».

4.Музыкальные занятия.

Эти занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия проводятся совместно с музыкальным руководителем. Например, при выполнении ходьбы на носках используется пение русской народной песни «Во поле березонька стояла». А под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающие упражнения «Красны девицы».

5.Игровые физкультурные занятия.

Проводятся на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. Используются такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Зайцы в лесу». Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр.

6.Интегрированные физкультурные занятия.

Эти занятия проводятся с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания детей. С целью повышения двигательного потенциала и интереса детей к физической культуре возможно повторять занятия не более 1 – 2 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.

Так же проводится утренняя гимнастика с использованием фольклорного материала, например, «Кузнечики», «Медвежата».

«Кузнечики»

Поднимайте плечики, - энергичные движения плечами

Прыгайте кузнечики - прыжки на месте

Прыг-скок, прыг-скок, стоп!

Сели. Посидели, - приседание

Травушку покушали, - движения руками

Тишину послушали.

Прыгай, прыгай высоко, - прыжки на месте на обеих ногах

Прыгать на ногах легко.

Движения приносят радость малышам, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, на ориентировку в окружающем мире. Очень важно в физическом воспитании детей раннего возраста не задерживаться на том, что уже освоено ребенком, и постепенно повышать требования к нему, овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений окружающими взрослыми и детьми.

Заключение.

Физическое воспитание для детей раннего возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми, и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарных жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Нужно творчески использовать фольклор как эмоционально – образное средство влияния на детей, поддерживая интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Список литературы

  1. Аскарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста/Н.М. Аскарина. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Белинская, Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников/Е.В. Белинская. – СПб: речь,2006.
  3. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) /Е.Б. Волосова. – М.: Линко-Пресс.1999.
  4. Галанов, А.С. Игры, которые лечат/А.С. Галанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  5. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет/Н.Ф. Губанова. – М.: ВАКО, 2007.
  6. Детский сад от А до Я: журнал. – 2008. - №4.
  7. Лайзане, С.Я Физкультура для малышей/С.Я. Лайзане. -М.: Просвещение,1987.
  8. Литвинова, М.Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста третьего года жизни/М.Ф. Литвинова. – М.: Айрис-Пресс,2005.
  9. Спортивно-развивающие занятия. Первая младшая группа: планирование, разработки, рекомендации/авт. – сост. И.В. Померанцева и др. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...

Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

Влияние русского  народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.Всеми признано, что развитие речи детей – это одна из основных задач дошкольной педагогики.Развитие речи невозможно б...

«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания окружающей действительности, я...

Родительское Собрание «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Родительское Собрание«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»собрание в младшей группеЦель: Показать важность использования фольклора в разви...

Русский фольклор в развитии эмоций детей раннего возраста

Фольклор  очень важен для малышей. Он помогает в игровой форме расширить кругозор, развивает речь, память, образное мышление и даже физические навыки. Взрослый находится в контакте с крохой,...