«Формирование самостоятельности у детей»
консультация
Консультация для родителей о формировании самостоятельности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_formirovanie_samostoyatelnosti_u_detey.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме: «Формирование самостоятельности у детей»
Наверняка все родители желают видеть своего ребенка успешным в будущем: в учебе, на производстве. «Кирпички развития» создаются не сразу, они появляются, еще в раннем возрасте. От совместных усилий при содействии педагогов, родителей и детей.
Успешность ребенка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребенком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого. Чтобы помочь ребенку приобрести перечисленные ранние навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий.
1. Речь как регулятор поведения.
В 3-4 года язык взрослого является регулирующим. Чтобы ребенок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть четкими, конкретными и не продолжительны -ми по содержанию. По словесной инструкции ребенок еще не может делать сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.
2. В познавательной сфере посредством активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребенок не может длительно подчинять свое внимание и поведение правилам предложенных взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребенка познавательный интерес к длительным видам деятельности, требующим наблюдательности, усидчивости. Формируйте у ребенка интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребенка на изменениях, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузке ребенок утомляем. Помните, по программным задачам, в воспитании и обучении у детей 2 младшей группы занятия длятся до 10 минут (когда ребенок проявляет особый интерес к какой-либо деятельности, то можно исходить от его желания).
Первые 5 минут ребенок может быть внимательнее. Следующие 7-8 минут ребенок начинает отвлекаться, он не может долго сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы хотите продолжать общие занятия, разрешите ребенку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 – 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребенок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребенок 3 – 4 лет особенно требует, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.
3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 – 3 года ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребенок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, которой он может справиться сам. (Пример: культурно – гигиенические навыки). Чтобы ребенок стремился быть самостоятельным, выполнив действия, которые ему по силам:
- слушать взрослого;
- выполнять простые просьбы, поручения;
- умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами; поощряйте похвалой, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует от ребенка, помните, что ему не так-то легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит требования в разные ситуации.
• Не следует переживать и настойчиво требовать от ребенка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы.
• Поставленную цель задачи или поручения ребенок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребенка нарисовать забор, а он нарисовал траву, дождик.
• Выполнение действий ребенка в определенных видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-то новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков сооружения, лепить из пластилина):
- от личной заинтересованности;
- от умений, сформировавшихся с помощью взрослых; -от умений взрослого заинтересовать ребенка в определенной деятельности с помощью игровых приемов, методов поощрения, похвалы.
• Игра и игровые приемы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.
В подвижных играх учите ребенка несложным движениям по образцу. Показывайте и учите ребенка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками. При этом обратите внимание, как ребенок относится к трудностям, если у него что-то не выходит. Если ребенок быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться в чем дело) ребенок по возрасту устает, или плохо себя чувствует, возможно ли ему тяжела эта деятельность и нужно не раз ребенку показать и обучить в определенной деятельности; знания, которые даются могут быть не по возрасту; у ребенка отсутствует упорство, настойчивость, а это важное качество при обучении; - ребенок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребенок возможно стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему тяжелая деятельность, учите словесному ребенку обращаться за вашей помощью);
• Помните, именно в этом возрасте взрослый- образец для подражания. Ребенок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребенка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребенок мог повторять за вами.
4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки
• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой после прогулки.
• Помогайте и направляйте ребенка к привычке быть аккуратным. При приеме пищи, при одевании, снятии одежды и складывании ее в определенное место.
• Приучайте ребенка пользоваться индивидуальными предметами (носок, салфетки, полотенце, расческу) и складывать их в должное место. От того как развиваются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение работать развивает характер и целеустремленность, стремление доводить поставленную цель до конца. Все это создает благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему"Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет
Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности детей при подготовке к школе....
Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги
В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...
«Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».
Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое со...
Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельностиОпытно-экспериментальная работа велась на базе детского сада № 341 г. Волгоград...
Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»
Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме«Формирование самостоятельности у детей»...
«Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родит...
Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе
Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности у детей при подготовке к школе...