«Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родителей и самих детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, необходимо знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность и управление своими действиями у ребенка.
1. Речь как регулятор поведения
В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас и наши указания, мы должны помнить, что они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где указывается переход от одних действий к другим.
2. В познавательной сфере (при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног) ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение правилам, предложенным взрослыми. Необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности и усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, прививайте желание наблюдать за изменениями в ней. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. Но помните, что при длительной умственной и физической нагрузке ребёнок быстро утомляется.
Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте ему время расслабиться, снять напряжение. Это может быть зарядка, прослушивание любимой песенки, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы и игры. Ребёнок 3 - 4 года особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.
3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Например, это могут быть культурно- гигиенические навыки).
Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнять действия, которые ему по силам (слушать взрослого; выполнять простые просьбы, поручения; умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами) поощряйте его похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует чего-либо от ребёнка, помните, что малышу не так легко это сделать и быстро сориентироваться.
Уважаемые родители, помните, что:
• Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, немного эгоистические интересы.
• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он нарисовал траву и дождик))).
• Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (например: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, развивать культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:
- от личной заинтересованности ребенка;
- от умений, которые сформировались при помощи взрослых;
-от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы.
• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.
В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.
Развивайте умение ребёнка взаимодействовать с различными предметами, конструкторами, разборными игрушками.
При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается:
- если быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью, то необходимо разобраться, в чём дело (ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно, ему сложен этот вид деятельности и требуется не раз ребёнку показать, как осуществлять это вид деятельности; знания, которые даются малышу, могут быть не по возрасту и т. д.
- ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребенок, возможно, стремится быть самостоятельным, но в виду малых знаний, навыков ему трудна деятельность, учите словесно ребёнка обращаться к Вам за помощью);
•Помните, что именно в этом возрасте взрослый является образцом для подражания.
Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий, чтобы ребёнок мог повторять за вами.
4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки
• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета и т.д.
• Помогайте и направляйте ребёнка в привычке всегда быть опрятным, аккуратным (во время приёма пищи, при одевании и снятии одежды, в складывании её в определённое место и т.д).
• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и класть их в положенное место.
Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.
«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»
Всё в ваших руках, уважаемые родители!
Список использованной литературы
1. Гаврилова Т.Г. « О воспитании нравственных чувств» (1984г.)
2. Гарбузов «От младенчества до отрочества» (1991 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnost_1.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование самостоятельности у детей»
Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родителей и самих детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, необходимо знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность и управление своими действиями у ребенка.
1. Речь как регулятор поведения
В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас и наши указания, мы должны помнить, что они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где указывается переход от одних действий к другим.
2. В познавательной сфере (при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног) ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение правилам, предложенным взрослыми. Необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности и усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, прививайте желание наблюдать за изменениями в ней. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. Но помните, что при длительной умственной и физической нагрузке ребёнок быстро утомляется.
Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте ему время расслабиться, снять напряжение. Это может быть зарядка, прослушивание любимой песенки, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы и игры. Ребёнок 3 - 4 года особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.
3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2,2 - 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Например, это могут быть культурно- гигиенические навыки).
Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнять действия, которые ему по силам (слушать взрослого; выполнять простые просьбы, поручения; умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами) поощряйте его похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует чего-либо от ребёнка, помните, что малышу не так легко это сделать и быстро сориентироваться.
Уважаемые родители, помните, что:
• Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, немного эгоистические интересы.
• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он нарисовал траву и дождик))).
• Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (например: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, развивать культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:
- от личной заинтересованности ребенка;
- от умений, которые сформировались при помощи взрослых;
-от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы.
• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования
самостоятельности, управлением действий.
В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.
Развивайте умение ребёнка взаимодействовать с различными предметами, конструкторами, разборными игрушками.
При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается:
- если быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью, то необходимо разобраться, в чём дело (ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно, ему сложен этот вид деятельности и требуется не раз ребёнку показать, как осуществлять это вид деятельности; знания, которые даются малышу, могут быть не по возрасту и т. д.
- ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребенок, возможно, стремится быть самостоятельным, но в виду малых знаний, навыков ему трудна деятельность, учите словесно ребёнка обращаться к Вам за помощью);
•Помните, что именно в этом возрасте взрослый является образцом для подражания.
Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий, чтобы ребёнок мог повторять за вами.
4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки
• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета и т.д.
• Помогайте и направляйте ребёнка в привычке всегда быть опрятным, аккуратным (во время приёма пищи, при одевании и снятии одежды, в складывании её в определённое место и т.д).
• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и класть их в положенное место.
Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.
«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»
Всё в ваших руках, уважаемые родители!
Список использованной литературы
1. Гаврилова Т.Г. « О воспитании нравственных чувств» (1984г.)
2. Гарбузов «От младенчества до отрочества» (1991 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
"Трудовое воспитание как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
Методическая разработка по трудовому воспитанию...
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшегодошкольного возраста»...
Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию...
Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совмес...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Само слово конструирование означает создание целого из отдельных элементов. Оно и понятно, если мы представим конструирование, то это создание домика из кубиков, гараж из кирпичиков. Конструирование я...
Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Развитие самостоятельности средствами конструирования у детей младшего дошкольного возраста при правильной организации деятльностт способствует более полному, целенаправленному развитию конструктивных...