Семинар – практикум для педагогов «Телесно – ориентированные упражнения»
материал

Марухина Елена Сергеевна

Семинар – практикум для педагогов «Телесно – ориентированные упражнения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Составитель:

Инструктор по физической культуре

Марухина Е. С.

ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Телесно – ориентированные упражнения по профилактике плоскостопия и формированию способности видеть объект под новым углом зрения. (стр. 67)

Педагог. Станет пол у нас землёй – мягкой, тёплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой, очень доброй и большой ….

Рука поднимется – рука опускается.

Земля в разные поверхности превращается …

Глина!

(Поднимает и медленно опускает руку, произнося «волшебные» слова).

Вмиг сейчас я глиной стану, может, к обуви пристану,

Если дождик на дворе. Не ходите вы по мне!

Пол («земля») «превращается в глину», идя по которой дети с напряжением отрывают от неё ноги.

Педагог. Песок! (Поднимает и медленно опускает руку, произнося «волшебные» слова).

Стала я как холм зыбучий, очень жёлтый и сыпучий.

Осторожней, дети, будьте, если вы не на верблюде!

Пол («земля») «превращается в песок», идя по которому дети делают шаг вперёд, а затем слегка передвигают (а не переставляют!) ногу чуть назад. Затем повторяют с другой ноги.

Педагог. Камни! (Поднимает и медленно опускает руку, произнося «волшебные» слова).

Это камни, камни, камни, твёрдые ребята.

По камешкам пройди – горную речку сумей перейти.

Пол («земля») «превращается в горную реку со множеством камней» (разноцветные холмики, бугорки, диски). Дети идут «через реку по камням» (осторожно, быстро, медленно и т. п.), удерживая равновесие.

Музыкальное сопровождение – песня В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Педагог. Почва! (Поднимает и медленно опускает руку, произнося «волшебные» слова).

Это – почва, верхний слой. Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты, червяки, жуки, кроты.

Дети импровизируют в танце – выполняют движения обитателей Земли: травы, птиц, жуков, червячков, кротов (по выбору).

Музыкальное сопровождение –«Вальс цветов» П. Чайковского.

Телесно – ориентированные упражнения по улучшению кровообращения позвоночника (стр. 73)

Педагог. Сидя на коленях, соедините руки в «замок» над головой. Выверните кисти ладонями вверх и потянитесь к потолку. Спина прямая, при этом нужно почувствовать, как позвоночник растёт, вытягиваясь вверх. Руки не сгибайте в локтях, а тяните вверх, как бы «толкая» ладонями потолок. Шею не напрягайте. Дыхание спокойное.

Теперь сядьте по удобнее. Сделайте два – три вдоха и выдоха, удлиняя выдох. Мысленно настройтесь на паузу отдыха. Разотрите ладонь до появления тепла. Помассируйте пальцы согретыми ладонями, начиная с большого, теперь помассируйте ушные раковины.

Телесно – ориентированные упражнения игрового стретчинга (стр. 85).

Педагог. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Дети проходят на коврик и садятся на нём двумя параллельными шеренгами (чтобы находиться лицом друг к другу).

Педагог. Может, это тело доброй кошки? Встаньте на колени, руки и бёдра поставьте параллельно друг другу и перпендикулярно полу. Плавно поднимите голову. Внимание на позвоночник! Плавно прогнитесь в пояснице. Дыхание спокойное. «Позу доброй кошки» закрепляйте добрыми мыслями …

Дети выполняют упражнение.

Педагог. А может, это тело кошки, приготовившейся к прыжку? Исходное положение то же. Голову опустите, а спину плавно выгните вверх. Думайте о том, что ваша спина сильная, крепкая, позвоночник гибкий, сосредоточьтесь на своей выгнутой спине …

Дети выполняют упражнение.

Педагог. Может быть, это ласковая кошка? Медленно наклоняя корпус, положите предплечья на пол, локтями в стороны. Подбородок опустите на кисти рук. Грудную клетку максимально прижмите к полу, спину плавно прогните. Можете даже помурлыкать, если хотите. Дыхание спокойное. Выдыхая, мысленно посылайте струю воздуха по позвоночнику сверху вниз.

Дети выполняют упражнение.

Телесно – ориентированные упражнения игрового стретчинга (стр. 90).

«Поза лебедя».

Педагог. Когда птенец подрастёт, может быть, он превратится в прекрасного лебедя? (Педагог предлагает детям принять «позу лебедя»). Встаньте на колени, сядьте на пятки. Прямые руки за спиной сомкните в «замок». Сделайте вдох. Выдыхая, медленно наклонитесь вперёд, плавно поднимая соединённые в «замок» руки как можно выше. Лбом старайтесь коснуться пола. Внимание на позвоночник! Дыхание спокойное. Вдох … Спокойно вернитесь в исходное положение, одновременно опуская руки. Отдохните. Спокойно дышите.

«Сова»

Педагог. А может, птенец превратится в сову? Сесть по – турецки. Руки вдоль туловища. Мудрая сова умеет вертеть головой.

Ах ты, совушка – сова,

Ты большая голова …

Русская народная потешка.

Делать медленные наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево. Поворачивать голову направо – налево. Спина прямая.

Телесно – ориентированное упражнение «Ласточка» (стр. 94).

Педагог. Наша Ласточка готовится к дальней дороге.

Дети принимаю «позу ласточки»: стоят на одной ноге, туловище наклонено, голова поднята, руки в стороны, держат равновесие. Затем медленно возвращаются в и. п.

Педагог. Чтобы набраться силы, она делает такую гимнастику.

Расправили крылышки, почесали клювиком грудку, наклоны головы вперёд, подбородком растираем ключицу.

Наклоны головы назад – затылком медленно растираем мышцы плечевого пояса.

Ставим руки под подбородок, руками удерживаем сопротивляющийся подбородок.

Руки откидываем на затылок и киваем головой назад – руки сопротивляются.

Расслабляем мышцы шеи – медленно вращаем головой.

Плечами делаем круговые движения вперёд – назад.

Повороты головы вправо, левое плечо вниз и наоборот.

Одна рука тянется назад, другая вверх. Поменяли руки.

Руки сложим за спиной «ладошка в ладошку» и ребром ладошек потрём позвоночник, опускаясь сверху вниз.

Дети выполняют упражнение по показу педагога.

Телесно – ориентированные упражнения по укреплению позвоночника (стр. 102).

«Я укрепляю шейный отдел своего позвоночника».

Педагог. Начнём сверху, с шеи.

Педагог читает стихотворение, а дети делают поглаживающие разминающие движения по шейному отделу позвоночника.

Педагог. Нам помогут семь гвоздочков сделать шею очень прочной,

                 Гибкой и подвижной, стройной и красивой.

И. П. – дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых локтей.

1. Правильная «постановка» головы. Придать голове такое положение, словно она подвешена за макушку: затылок слегка подаётся вверх, будто голова «висит» в воздухе на невидимой нити, прикреплённой к макушке.

2. Сложить ладошки перед грудью, подышать.

3. Положить под подбородок, подержать голову, сопротивляясь руками.

4. Положить ладошки на затылочную часть в шейном отделе, «полежать» на них.

5. Голова вперёд, растереть ключицы подбородком – «почистили клювики».

6. Голова назад – затылком растереть мышцы плечевого пояса.

7. Голова вправо – влево с касанием ушами плеч, очень медленно (!) вращать головой по кругу вправо – влево, наклонить голову к спине, вытянув шею.

8. Помассировать ямку под затылком – «почистили свою шейку».

9. Потрогать шейные позвонки.

10. Погладить себя по затылку, сказать: «Я вас люблю».

Во время движений следует обращать внимание детей на растягивание и сжимание позвоночника.

Телесно – ориентированные упражнения по растягиванию позвоночника (стр. 106).

«Я укрепляю грудной отдел своего позвоночника»

Педагог. Дружно взялись мы за дело, и работа закипела!

И. П. – дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых локтей.

Чтобы дать детям почувствовать, что шейный отдел позвоночника переходит в грудной и тесно с ним взаимосвязан, педагог предлагает:

- произвольно опустить голову и почувствовать, как он тянет за собой шейные и грудные позвонки;

- медленно и с силовыми усилиями сводить плечи вперёд, ощущая, как округляется спина и прогибается другой позвоночник;

- отвести плечи назад, поочерёдно поднимая и опуская правое и левое плечо, выполнить медленные и круговые движения плечами вперёд – назад, почувствовать, как позвоночник растягивается, сжимается.

Телесно – ориентированные упражнения по растягиванию позвоночника (стр. 114).

«Я укрепляю крестец и копчик  своего позвоночника»

Педагог. Есть секрет для вас, друзья. Знать его хотите?

Дети. Да!

Педагог.

Здесь у нас Крестец и Копчик.

Дети отводят обе руки назад и прощупывают крестцовую часть позвоночника,

Копчик – вот он,

Словно хвостик.

Хоть они не так подвижны,

Как другие позвонки,

Очень нам они нужны,

Для осанки так важны!

прощупывают копчик.

Литература

1.Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. -  Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2017. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)

   Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....

Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум направлен на передачу педагогического опыта в работе с детьми по театрализованной деятельности....

Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения на развитие логического мышления"

В последнее время педагоги все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в  анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сос...

Семинар-практикум для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ"

Семинар-практикум для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ"...

семинар - практикум для педагогов "Техники телесно-ориентированной терапии для детей дошкольного возраста"

Тело человека и его сознание тесно связаны между собой. Организм ребёнка — это целостная система, в которой все функции оказывают влияние друг на друга. Так, с помощью дыхания можно за короткий ...