Семинар – практикум для педагогов «Телесно – ориентированные упражнения»
материал
Семинар – практикум для педагогов «Телесно – ориентированные упражнения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov_telesno_-_orientirovannye_uprazhneniya.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
Составитель:
Инструктор по физической культуре
Марухина Е. С.
ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Телесно – ориентированные упражнения по профилактике плоскостопия и формированию способности видеть объект под новым углом зрения. (стр. 67)
Педагог. Станет пол у нас землёй – мягкой, тёплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой, очень доброй и большой ….
Рука поднимется – рука опускается.
Земля в разные поверхности превращается …
Глина!
(Поднимает и медленно опускает руку, произнося «волшебные» слова).
Вмиг сейчас я глиной стану, может, к обуви пристану,
Если дождик на дворе. Не ходите вы по мне!
Пол («земля») «превращается в глину», идя по которой дети с напряжением отрывают от неё ноги.
Педагог. Песок! (Поднимает и медленно опускает руку, произнося «волшебные» слова).
Стала я как холм зыбучий, очень жёлтый и сыпучий.
Осторожней, дети, будьте, если вы не на верблюде!
Пол («земля») «превращается в песок», идя по которому дети делают шаг вперёд, а затем слегка передвигают (а не переставляют!) ногу чуть назад. Затем повторяют с другой ноги.
Педагог. Камни! (Поднимает и медленно опускает руку, произнося «волшебные» слова).
Это камни, камни, камни, твёрдые ребята.
По камешкам пройди – горную речку сумей перейти.
Пол («земля») «превращается в горную реку со множеством камней» (разноцветные холмики, бугорки, диски). Дети идут «через реку по камням» (осторожно, быстро, медленно и т. п.), удерживая равновесие.
Музыкальное сопровождение – песня В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Педагог. Почва! (Поднимает и медленно опускает руку, произнося «волшебные» слова).
Это – почва, верхний слой. Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты, червяки, жуки, кроты.
Дети импровизируют в танце – выполняют движения обитателей Земли: травы, птиц, жуков, червячков, кротов (по выбору).
Музыкальное сопровождение –«Вальс цветов» П. Чайковского.
Телесно – ориентированные упражнения по улучшению кровообращения позвоночника (стр. 73)
Педагог. Сидя на коленях, соедините руки в «замок» над головой. Выверните кисти ладонями вверх и потянитесь к потолку. Спина прямая, при этом нужно почувствовать, как позвоночник растёт, вытягиваясь вверх. Руки не сгибайте в локтях, а тяните вверх, как бы «толкая» ладонями потолок. Шею не напрягайте. Дыхание спокойное.
Теперь сядьте по удобнее. Сделайте два – три вдоха и выдоха, удлиняя выдох. Мысленно настройтесь на паузу отдыха. Разотрите ладонь до появления тепла. Помассируйте пальцы согретыми ладонями, начиная с большого, теперь помассируйте ушные раковины.
Телесно – ориентированные упражнения игрового стретчинга (стр. 85).
Педагог. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Дети проходят на коврик и садятся на нём двумя параллельными шеренгами (чтобы находиться лицом друг к другу).
Педагог. Может, это тело доброй кошки? Встаньте на колени, руки и бёдра поставьте параллельно друг другу и перпендикулярно полу. Плавно поднимите голову. Внимание на позвоночник! Плавно прогнитесь в пояснице. Дыхание спокойное. «Позу доброй кошки» закрепляйте добрыми мыслями …
Дети выполняют упражнение.
Педагог. А может, это тело кошки, приготовившейся к прыжку? Исходное положение то же. Голову опустите, а спину плавно выгните вверх. Думайте о том, что ваша спина сильная, крепкая, позвоночник гибкий, сосредоточьтесь на своей выгнутой спине …
Дети выполняют упражнение.
Педагог. Может быть, это ласковая кошка? Медленно наклоняя корпус, положите предплечья на пол, локтями в стороны. Подбородок опустите на кисти рук. Грудную клетку максимально прижмите к полу, спину плавно прогните. Можете даже помурлыкать, если хотите. Дыхание спокойное. Выдыхая, мысленно посылайте струю воздуха по позвоночнику сверху вниз.
Дети выполняют упражнение.
Телесно – ориентированные упражнения игрового стретчинга (стр. 90).
«Поза лебедя».
Педагог. Когда птенец подрастёт, может быть, он превратится в прекрасного лебедя? (Педагог предлагает детям принять «позу лебедя»). Встаньте на колени, сядьте на пятки. Прямые руки за спиной сомкните в «замок». Сделайте вдох. Выдыхая, медленно наклонитесь вперёд, плавно поднимая соединённые в «замок» руки как можно выше. Лбом старайтесь коснуться пола. Внимание на позвоночник! Дыхание спокойное. Вдох … Спокойно вернитесь в исходное положение, одновременно опуская руки. Отдохните. Спокойно дышите.
«Сова»
Педагог. А может, птенец превратится в сову? Сесть по – турецки. Руки вдоль туловища. Мудрая сова умеет вертеть головой.
Ах ты, совушка – сова,
Ты большая голова …
Русская народная потешка.
Делать медленные наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево. Поворачивать голову направо – налево. Спина прямая.
Телесно – ориентированное упражнение «Ласточка» (стр. 94).
Педагог. Наша Ласточка готовится к дальней дороге.
Дети принимаю «позу ласточки»: стоят на одной ноге, туловище наклонено, голова поднята, руки в стороны, держат равновесие. Затем медленно возвращаются в и. п.
Педагог. Чтобы набраться силы, она делает такую гимнастику.
Расправили крылышки, почесали клювиком грудку, наклоны головы вперёд, подбородком растираем ключицу.
Наклоны головы назад – затылком медленно растираем мышцы плечевого пояса.
Ставим руки под подбородок, руками удерживаем сопротивляющийся подбородок.
Руки откидываем на затылок и киваем головой назад – руки сопротивляются.
Расслабляем мышцы шеи – медленно вращаем головой.
Плечами делаем круговые движения вперёд – назад.
Повороты головы вправо, левое плечо вниз и наоборот.
Одна рука тянется назад, другая вверх. Поменяли руки.
Руки сложим за спиной «ладошка в ладошку» и ребром ладошек потрём позвоночник, опускаясь сверху вниз.
Дети выполняют упражнение по показу педагога.
Телесно – ориентированные упражнения по укреплению позвоночника (стр. 102).
«Я укрепляю шейный отдел своего позвоночника».
Педагог. Начнём сверху, с шеи.
Педагог читает стихотворение, а дети делают поглаживающие разминающие движения по шейному отделу позвоночника.
Педагог. Нам помогут семь гвоздочков сделать шею очень прочной,
Гибкой и подвижной, стройной и красивой.
И. П. – дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых локтей.
1. Правильная «постановка» головы. Придать голове такое положение, словно она подвешена за макушку: затылок слегка подаётся вверх, будто голова «висит» в воздухе на невидимой нити, прикреплённой к макушке.
2. Сложить ладошки перед грудью, подышать.
3. Положить под подбородок, подержать голову, сопротивляясь руками.
4. Положить ладошки на затылочную часть в шейном отделе, «полежать» на них.
5. Голова вперёд, растереть ключицы подбородком – «почистили клювики».
6. Голова назад – затылком растереть мышцы плечевого пояса.
7. Голова вправо – влево с касанием ушами плеч, очень медленно (!) вращать головой по кругу вправо – влево, наклонить голову к спине, вытянув шею.
8. Помассировать ямку под затылком – «почистили свою шейку».
9. Потрогать шейные позвонки.
10. Погладить себя по затылку, сказать: «Я вас люблю».
Во время движений следует обращать внимание детей на растягивание и сжимание позвоночника.
Телесно – ориентированные упражнения по растягиванию позвоночника (стр. 106).
«Я укрепляю грудной отдел своего позвоночника»
Педагог. Дружно взялись мы за дело, и работа закипела!
И. П. – дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых локтей.
Чтобы дать детям почувствовать, что шейный отдел позвоночника переходит в грудной и тесно с ним взаимосвязан, педагог предлагает:
- произвольно опустить голову и почувствовать, как он тянет за собой шейные и грудные позвонки;
- медленно и с силовыми усилиями сводить плечи вперёд, ощущая, как округляется спина и прогибается другой позвоночник;
- отвести плечи назад, поочерёдно поднимая и опуская правое и левое плечо, выполнить медленные и круговые движения плечами вперёд – назад, почувствовать, как позвоночник растягивается, сжимается.
Телесно – ориентированные упражнения по растягиванию позвоночника (стр. 114).
«Я укрепляю крестец и копчик своего позвоночника»
Педагог. Есть секрет для вас, друзья. Знать его хотите?
Дети. Да!
Педагог.
Здесь у нас Крестец и Копчик. | Дети отводят обе руки назад и прощупывают крестцовую часть позвоночника, |
Копчик – вот он, Словно хвостик. Хоть они не так подвижны, Как другие позвонки, Очень нам они нужны, Для осанки так важны! | прощупывают копчик. |
Литература
1.Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)
Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....
Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"
Семинар-практикум направлен на передачу педагогического опыта в работе с детьми по театрализованной деятельности....
Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения на развитие логического мышления"
В последнее время педагоги все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сос...
Семинар-практикум для педагогов «Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста ОВЗ»
Телесно- ориентированные игры для работы с детьми с ОВЗ. Помогают сплочению коллектива....
Семинар-практикум для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ"
Семинар-практикум для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ"...
Семинар-практикум для педагогов "Танце-двигательные упражнения как средство снижения психоэмоционального напряжения у дошкольников"
Мероприятие направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ...
семинар - практикум для педагогов "Техники телесно-ориентированной терапии для детей дошкольного возраста"
Тело человека и его сознание тесно связаны между собой. Организм ребёнка — это целостная система, в которой все функции оказывают влияние друг на друга. Так, с помощью дыхания можно за короткий ...