Консультация "Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей"
консультация
"Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь, а речь ребёнка развивается с его мышлением. Мыслительные и языковые навыки дети приобретают при общении с окружающими. В дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап обучения по составлению описательных рассказов. Дети этого возраста еще не могут дать самостоятельного связного изложения, поэтому взрослые должны научить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Речь их носит характер диалога со взрослым. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Главной целью является - обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Большую роль играют не только вопросы взрослых, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений, расширению словарного запаса слов. При повторном рассматривании картины новые слова, словосочетания закрепляются в памяти детей. Большое значение имеет ваша речь: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной и понятной для вашего ребенка. Таким образом, вы научите детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность. При рассматривании картины надо упражнять детей в связных высказываниях, формировать внимание к точной и эмоционально выразительной речи. Картины помогают обогатить содержание детских высказываний, усиливают желание ребенка делиться впечатлениями, мыслями, чувствами.
Описательный рассказ – это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.
Описательные рассказы бывают 3-х видов:
описательные: описание одного предмета.
- сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);
- объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.
Методика обучению рассказу – описанию детей 3-4 лет:
- рассматривание и исследование игрушки;
- беседа с детьми;
- Совместное рассказывание.
Приёмы описания игрушки: Критерии отбора игрушек:
- рассматривание; - не должны быть мелкими;
- сравнение; - могут быть одинаковыми по
-беседа с детьми; названию, но разными по
- совместное рассказывание; внешнему виду;
- вопросы взрослого; - близки к естественному виду;
- образец рассказа;
- тактильное восприятие; - должны быть безопасны.
- игра с этим предметом;
- художественное слово.
Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Такая деятельность утомляет детей однообразием. Составление рассказа по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные. Например игра «Магазин». Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин» Предложите ребёнку поиграть в магазин, например - овощной. Разложите на столе – «прилавке» игрушки и объясните, что вы будете продавцом, а ребёнок покупателем. Но поставьте перед ребёнком условие, что игрушку вы продадите, если ребёнок опишет её, но не станет называть. Для детей можно предложить описывать предмет по нескольким признакам: форме, цвету и вкусу. Примерные образцы рассказа: для детей: «Он круглый, оранжевый, сладкий…»
Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как занятие – выставка. Взрослый организует выставку предметов. Выбирает экскурсовода и посетителей. Например, мама и папа, бабушка и дедушкамогут быть посетителями, а ребёнок экскурсоводом. Ребёнок должен, как можно подробнее, рассказать вам обо всех предметах на выставке, ответить на все ваши вопросы. Экспонатами выставки могут быть любые предметы: игрушки, посуда, спортивный инвентарь и даже собственные рисунки вашего ребёнка. Примерные образцы рассказа: для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп». Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра – занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет). Сначала взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любую игрушку. На пример: «Это медведь. У него густая коричневая шерстка, чёрные глаза. У медведя весёлая мордочка. Он одет в розовые шортики. Мне очень нравится эта игрушка».
- Затем предложите ребёнку описать любую игрушку самостоятельно.
- Научив ребёнка описывать игрушки, можно перейти к описанию животных. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Как и в игре в «магазин», в зависимости от возраста, увеличивается количество признаков, по которым ребёнок должен описать животное.
-Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного.
Например: «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный».
- Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно. После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом.
Сравнивать можно: - описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые). Особенности обучения детей составлению описательных рассказов, предусматривает обучение детей построению описательных и повествовательных высказываний сначала совместно со взрослым, а потом самостоятельно. Поскольку описание содержит, прежде всего, выделение самых разнообразных признаков объекта, на 1 этапе обучения привлекайте внимание детей к особенностям объекта (т.е. учите детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают). На данном этапе можно проводить следующие игры: «Про кого я говорю?»; «Угадай, что за зверь?»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого предмета. Взрослый описывает кого-либо из детей группы, называя несколько деталей внешнего вида и одежды, дети определяют о ком идет речь. Затем дети сами выделяют характерные признаки предметов и объектов в играх и упражнениях типа: «Скажи какой?».
Цель: учить выделять признаки предметов. Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой либо признак, например: «Это груша. Она желтая, похожа на лампочку…». «Кто, что умеет делать?». Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Детям показывают животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком;
собака – лает, сторожит, кусается, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. «Кто больше действий назовет». Цель: подбирать глаголы, обозначающие действия. Детям задаются вопросы, требующие использования при ответе глаголов. Например: что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, дарить, сажать, поливать. Что делает дворник? Продавец? Парикмахер? Мама? Что можно делать с мячом?
«Кто больше увидит и назовет». Цель: учить выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки. Когда дети стали называть 3 – 4 признака предмета, можно переходить на следующий этап обучения. На 2 этапе подводите детей к целостному описанию, т.е., к описанию содержащему все структурные части: начало – называние объекта, середина – перечисление признаков и действий, конец – отношение к нему (понравился? Чем?). Ведущим приемом в обучении составлению описательных рассказов в младшей группе используется совместное рассказывание. Начинать надо со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой. Виды описания: - Пофразное параллельное описание. Взрослый задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок о другом. Для сравнения возьмите сначала очень похожие предметы: куклы в различной одежде, зайцы, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор. - Сопряженное описание. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Это … заяц. У зайчика…Зайка любит … Он живет … и т. д. - Коллективное описание несколькими детьми. Игра: «Встань в круг». Цель: учить составлять коллективное описание игрушки. Дети встают в круг. Вносится новая игрушка. Первый играющий (вначале взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает... После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки. При составлении описательных рассказов с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить о необходимости мотивации речевой деятельности. Мотивация должна исходить из условий естественного общения. Так, обычно мы пользуемся описательным типом речи, если хотим сделать кому-то комплимент, подмечая какие-либо достоинства внешности и характера человека. С детьми мы тоже хвалим кого-то: куклы спорят, кто из них наряднее, разрешим их спор, расскажем, какие они красивые, похвалим их. По обучению описательному рассказыванию в качестве методических приемов обучения используем вопросы и указания, образец, совместное рассказывание. Эти же приемы используются и при описании детьми предметов и картинок. В описании по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания. Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего опыта и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладеть свободным высказыванием. Поэтому из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление описательного рассказа – это то же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи. А связная речь – это развёрнутое
изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»
Конспект занятия "Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей" для детей 2-ой младшей группы....
Работа по расширению словарного запаса детей 4-5 лет на основе лексических тем
Словарная работа и задания по развитию грамматной, связной речи на основе лексических тем....
Расширение словарного запаса детей с позиций психолингвистики.
В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. Особое значение решения этих вопросов имеет для детей с речевой...
Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...
«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»
Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....
НОД по развитию речевого общения путем расширения словарного запаса детей во 2-ой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»
Цель:показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.Задачи:- активизировать пассивный и активный словарь детей (суще...
Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"
Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"«Особенности развития словаря детей старшего ...