Цель проекта: Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей. Задачи проекта: Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города. Развивать способность устанавливать связь между художественным убранством и назначением сооружения. Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально отвлекаться на неё. Развивать чувство гордости за великие дела петербуржцев. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и семьи. Развивать у детей способность воспринимать архитектурный облик города, символику города. Развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях города. Расширять представления детей о том, что делает город красивым о декоративном убранстве городских строений. Познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического центра города. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов петербуржской тематики. Способствовать отражению представлений о городе в рисунках, рассказах, загадках. Предполагаемый результат: Социальный эффект Родители: получат полную информацию о том, куда сходить с ребёнком, что и как показать, о чём ему рассказать при посещении того, или иного объекта. Взрослым тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми. Это делает семейные отношения тёплыми, добрыми. А в дружной семье и культура общения высокая. Не спеша, вместе мы поможем воспитать семью, в которой начнёт формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом. Воспитанники: Дети будут эмоционально отвлекаться на образы, скульптуры, символы города. У детей появится стремление к обыгрыванию образов облика города. Возникнет желание делиться впечатлениями от познания города со взрослыми. Дети проявят увлечённость в процессе познания города. У детей будет развита наблюдательность, внимательность, самостоятельность, сформированы доброжелательные взаимоотношения друг с другом. Дети получат массу положительных эмоций от прогулок, составления фотоальбомов вместе с родителями. Важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами, воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Продукт проектной деятельности: Фотоотчёт о проделанной работе воспитателя (альбом). Фотоотчёт о проделанной работе родителей (фотоальбомы «Я люблю свой город»). Викторина «Я знаю и люблю свой город»( возможно с родителями). Конкурс работ о городе (детей с родителями). Ресурсное обеспечение проекта: О. В. Солнцева «Город-сказка, город-быль», изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2020г. Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от трёх до семи лет», изд-во «Паритет», С-Пб, 2005г. Т. Ю. Толмачева «Ознакомление дошкольников с историей культуры Санкт-Петербурга», изд-во «Детство-Пресс», С-Пб, 2018 г. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2018 Гурьева Н.А. Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга. – СПб.: «Паритет», 2016 Лукин Е. Историческая азбука Санкт-Петербурга в стихах и картинках. Санкт-Петербург 2018 Материально-техническая база: Карта города (с обозначением рек, мостов, достопримечательностей), иллюстрации, фотографии, дидактические игры. Этапы работы по проекту 1.Организационный этап. Составление перспективного плана Изучение и анализ литературы по теме проекта Подбор материала 2. Практический этап. Познавательное развитие: Беседы по темам месяца, продолжить работу с картой района, города; экскурсии по городу с родителями, прогулки по району, посещение музеев, рассматривание иллюстраций, фотографий по темам, словесные игры, загадки; изготовление домашних фотоальбомов; проведение конкурсов. Просмотр слайдов (по темам месяца). Социально-коммуникативное развитие: знакомство с памяткой юного петербуржца; проведение сюжетно-ролевых игр Художественно-эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин, знакомство с Русским музеем, Эрмитажем. Продуктивная деятельность - изготовление подарков к праздникам: 23 февраля, 8 марта, к Новому году. Конструирование. Речевое развитие: чтение художественной литературы, рассказы детей о том где были, что интересного узнали, словесные игры. 3.Заключительный этап. Творческий отчет о проделанной работе с детьми и родителями.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту Дата | Мероприятие | Форма проведения | Сентябрь | Наш дом — Россия Наш район (Красносельский). Продолжать знакомить детей с нашим районом (здания, учреждения, название улиц и др. объекты). Привлекать внимание детей к сходству и различиям архитектурных сооружений одинакового назначения. | Просмотр слайдов, беседы, прогулки с родителями по району, изготовление альбомов «Мой район» (совместно с родителями). Рисование, лепка «Моя Родина», «Символы»; ,рассматривание фото, книг по теме, с/р «Сувениры города», Д/и «Собери герб». | Визитная карточка нашего города Закрепить знания детей о символах города.
| Октябрь | Петропавловская крепость Тайна имени крепости | Продолжить знакомство с Петропавловской крепостью, развивать интерес к изучению исторических достопримеча-тельностей, обогащение словаря (барельеф, шпиль, кронверк и др.) | Просмотр слайдов, знакомство с традицией крепости — полуденный выстрел, изготовление макета с родителями (собор, ботик, ворота), конструирование с использованием схем, моделей по теме крепость, продуктивная деятельность по теме «Петропавловская крепость». | Петропавловский собор
| Ноябрь | Адмиралтейство Кивер Адмиралтейства | Дать детям представление о скульптурном убранстве Адмиралтейства, его архитектуре, истории и символике, развитие у детей воображения, обогащение словаря (Кивер). | Просмотр слайдов по теме, рассматривание изображений парусных кораблей, русского военного костюма 19 века, рассказывание мифов о Персее, Андромеде, Кассиопее, рисование по теме . | Адмиралтейство и его окрестности (заключительное занятие) | Декабрь | Исаакиевский собор | Познакомить детей со значением соборов для города, их историей, с архитектурным убранством; сравнение соборов; учить понимать, чем отличается храм от дворца; обогащение словаря (собор, купол, ангел, колонна). | Просмотр слайдов; обратить внимание на памятник Кутузову; изодеятельность по теме «Соборы»; рекомендации родителям по маршруту выходного дня. | Казанский собор | Январь | Имя твоё бессмертно Продолжить формировать представление детей о героическом прошлом города, познакомить с жизнью детей в блокадном городе, рассказать о поэтессе Ольге Берггольц. | Просмотр слайдов; прослушивание аудиозаписей с голосом О. Берггольц, чтение стихов, изодеятельность «Вечный огонь», «Разорванное кольцо блокады». | Рождественская сказка Познакомить детей с праздником Рождества. | Просмотр слайдов; беседы «рождественские обычаи на Руси», «Что такое святки». С/р игра «Едем за подарками к Рождеству». Изо-ть «Подарки к Рождеству». | Просмотр слайдов; с картой города; чтение стих. А. Кушнер; с/р игра «Путешествие по Неве»; посещение музея «Мир воды». | Февраль | Реки ,мосты, Грифоны Банковского моста. Аничков мост. | Обогащение представление детей о назначении декоративной скульптуры (грифоны, сфинксы, их истории; учить выделять детали мостов (решётка, фонари). | Просмотр слайдов по темам; чтение В. Нарбут «Аничков мост», В. Кузнецов «Мосты»; придумывание сказок; рисование по теме «Забавные животные города»; лепка «Решётки мостов».
| Сказочные жители нашего города. Сфинксы
| Март | «Золотое ожерелье» города Пушкин, Петергоф | Познакомить с садово-парковыми ансамблями пригорода, с его красотой, с историей, скульптурой; воспитывать чувство прекрасного. |
Просмотр слайдов по теме; рассматривание альбомов, фото по теме; Д/и «Собери картинку, «Узнай по силуэту», «Найди по описанию».
| Дворцы нашего города Познакомить детей с дворцами города, их историей, архитектурой. (Таврический, Меньшиковский, Михайловский). | Апрель | Летний сад Познакомить детей с историей создания Летнего сада. Познакомить детей со скульптурой, памятником Крылову, со знаменитой решёткой. | Просмотр слайдов по темам; создание экспозиций «Музеи», «Театры» (фото).С/р игра «Экскурсовод»; подготовка спектакля по любимой сказке, рассказу по выбору; чтение В. Княжин «В Летнем саду», С. Михалков «Прогулка» | Русский музей Познакомить с Русским музеем, как с хранилищем произведений искусства, познакомить с картинами русских художников И. Репин, А. Куинджи, В. Серов. Театры Развивать интерес к посещению театров, выставок, знакомить с театральными профессиями — режиссёр, актёр; обогащение словаря (афиша, репертуар, партер, антракт). | Май | День Победы. Площадь Победы. Познакомить детей с мемориальным памятником. Воспитывать у детей чувство патриотизма. | Просмотр слайдов по темам. Прогулки по праздничному городу, посмотреть салют. Вместе с родителями изготовить «Подарок городу»; конструирование «Строим город»; рисование «Праздничный салют». | День рождения города. Рассказать детям о подготовке города к празднованию Дня рождения города. Развивать интерес к жизни города. Рассказать детям о подарках, которые дарят нашему городу. | Викторина «Знаю и люблю свой город» Обобщить и закрепить знания о городе (по пройденным темам). |
В течение уч. года отмечать с детьми на карте города все объекты, с которыми они будут знакомиться. (дворцы, мосты, памятники и т. д.) Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта Сроки исполнения | Мероприятие | Форма работы
| Сентябрь | Тема «Наш дом — Россия». Наш район (Красносельский). | Родительское собрание, Анкетирование для выявления улучшения работы с детьми по Петербурговедению, беседы
| Октябрь | Тема «Петропавловская крепость». | Рекомендации для родителей «Экскурсия выходного дня» (декоративное убранство крепости). | Ноябрь | Тема «Адмиралтейство».
| Рекомендации для родителей «Экскурсия выходного дня» (декоративное убранство Адмиралтейства). | Декабрь | Темы «Исаакиевский собор» «Казанский собор»
| Консультация «Правила поведения детей при посещении храмов». Рекомендации родителям «Экскурсия выходного дня —соборы Петербурга». | Январь | Темы «Блокада», «Рождество». | Оформление газеты «Блокадный Ленинград», рассматривание картинок музея обороны и блокады Ленинграда. | Февраль | Темы «Реки» «Мосты» | Информация для родителей «Чудо-великаны над Невой встали»(мосты). | Март | Темы «Пригороды», «Дворцы». | Консультация «Золотое ожерелье Петербурга», «Блистательный Петербург» (дворцы). | Апрель | Темы «Летний сад», «Русский музей»
| Консультация «Как знакомить ребёнка с музеем», «Правила поведения при посещении театров, музеев». Рекомендации для родителей «Экскурсия выходного дня — Летний сад». | Май | Тема «День Победы», «День города». Викторина «Я знаю и люблю свой город». | Прогулки по праздничному городу, посмотреть парад Победы, праздничный салют. Изготовление подарков «Моему городу в День рождения», конкурс на лучший подарок. |
|