Доклад на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник рисования»
учебно-методический материал
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность и она, пожалуй, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Доклад на тему:
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник рисования»
Выполнила воспитатель:
Лазаренко Наталья Юрьевна.
2021-2022 учебный год
п.г.т. Стройкерамика
Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник рисования.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность и она, пожалуй, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности.
Из всех видов изобразительной деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
По мнению современных педагогов – практиков таких как: А. А. Фатеевой, Г.Н. Давыдовой, И. И. Дьяченко именно нетрадиционная техника рисования позволяет раскрыть потенциал детских возможностей и способностей.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию. При таком рисовании неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.
Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».
Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.
Как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживаюсь стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологи, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует их творческому развитию.
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку – дошкольнику.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованным, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. На занятиях по изобразительной деятельности я использую различные нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, бумажные трубочки, пробки от пластиковых бутылок, пластмассовые трубки, зубные щётки, деревянные палочки, соломка, поролон, свечи, листья деревьев, цветов, травы, самодельные штампы и печати и т.д…
Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий процесс. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными из них являются:
Рисование пальчиком, ладошкой, кулачком: Ребенок опускает в гуашь ладошку (палец) или окрашивает с помощью кисточки (с двух лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Печатание: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Рисование мятой бумагой: Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Чем младше ребёнок, тем больше он испытывает страх перед чем-то новым, необычным. Справиться с кисточкой или карандашом – дело непростое, а вот рисование собственной ладошкой или пальчиком – сплошное удовольствие. Главный художник – малыш, а я – его помощник, дополняю несколько деталей или подсказываю, как это можно сделать – и на глазах у ребенка возникает законченный рисунок.
В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных:
Монотипия предметная, пейзажная: Ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).
Печать листьями: Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью и т.д.
Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать ещё и ещё. Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, даю возможность ребёнку сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряю каждое усилие ребёнка, поддерживаю его. Всегда помню о том, что обучение приёмам изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным нарастанием сложности. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.
Заключение
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора
Дети располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий по изодеятельности. У них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук. Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их; дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.
Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков, украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.
Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторить то или иное действие и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153441-1354042899.jpg)
развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста и педагогов в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
опыт работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ, и творческих способностей дошкольников через знакомство с нетрадиционными изобразительными техниками....
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»
Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-832599-1618468377.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»9.03.2019год
Консультаци ядля воспитатетлей 9.03.2019 год...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1363763-1636965343.jpg)
"Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности" (из опыта работы)
На протяжении нескольких лет я вела кружок рисования со своими детьми, начиная со старшей группы.Цель работы моего кружка: содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-565342-1421335957.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»
Развитие творческих способностей дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-47347-1673546916.jpg)
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/26/picture-1430731-1666773449.jpg)
"Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возр...