Презентация на тему "Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет"
презентация к уроку (средняя группа)
Презентация, направленная на более глубокое изучение особенностей детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_3-4_goda_wecompress.com_.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам!» . Ребенок хочет стать «как взрослый» , но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет . Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.
освоение навыков личной гигиены; воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим; развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям; обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности; развитие способности к сопереживанию. Основные задачи развития малышей:
В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар : девочка - женщина, мальчик - мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, при ческа и т. д.) . В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту ; распознают детей , взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. Понимание гендерных ролей
Навык самообслуживания У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться , пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
Высшие психические функции Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по - разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10 – 15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5 – 7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух – трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным : малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности. В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой : палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.
Игровая деятельность В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей , отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги. В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку ( «Ты не умеешь играть» ). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение .
Три года — это возраст , который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность» . Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. В этом возрасте у ребенка : • Происходит формирование « противо -воли» , что выражается в желании делать все по - своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. • Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому. • Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности. • Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки . • Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 — 15 минут, потом ему хочется переключиться на что - то другое. • Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. • Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл .
Математика Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь : 1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок может уметь владеть понятиями : один -много, большой -маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) 4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) . 5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме; сравнивать количество предметов. 6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
Логическое мышление Развитие мышления, памяти, внимания .Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь : 1. Складывать разрезанную картинку из 2 - 4 частей. 2. Находить и объяснять несоответствия на рисунках. 3. Находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор. 4. Находить сходства и различия между предметами. 5. Запоминать 2-3 картинки. 6. Запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. 7. Запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза 8. Запоминать какую-либо деталь или признак предмета. 9. Не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. Находить парные предметы. Из группы предметов выбирать нужный. 11. Обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Развитие речи Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь : 1. Не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. 2. Легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов) . 3. Разделять предметы по группам : мебель, посуда, одежды и т. д. 4. Называть по одному признаку каждого предмета. 5. Знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т. д.) 6. Повторять за взрослым стишки и песенки. 7. Знать свое имя и фамилию. 8. Управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
Окружающий мир Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь 1. Знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д.) и диких (волк, заяц, лиса и т. д.) животных. 2. Знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона, 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела) 3. Знать названия основных растений : 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза) . 4. Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы. 5. Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы. 6. Знать части суток - утро, день, вечер, ночь. 7. Называть явления природы - дождь, снег, ветер.
Навыки обихода Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь : 1. Самостоятельно одевать вещи (без застежек) . 2. Разрезать ножницами бумагу. 3. Пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т. д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии. 4. Обводить и раскрашивать картинки. 5. Знать основные правила гигиены.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педагогической гостиной "Психологические особенности детей 3-4 лет"
Материал предназначен для родителей детей младшего дошкольного возраста , сопровождается конкретными примерами из жизни группы....
Презентация "Психологические особенности детей второго года жизни"
тации раскрыты особенности развития детей второго года жизни. Показатели психического развития детей помогут родителям скорректировать общение и взаимодействие с малышом....
Презентация Психологические особенности детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...
Презентация "Психологические особенности детей 6-7 лет"
В презентации представлены особенности детей 6-7 лет и рекомендации для педагогов....
Презентация "Психологические особенности детей при работе с набором Пертра"
Современная педагогика требует от педагогов использование новых технологий и разработок. В практике обучения дошкольников в настоящее время широко используются различные игровые ср...
Презентация "Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста"
Детство характеризуется очень высоким темпом развития. В любом возрасте темп развития различен у разных детей. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. В презентации раскрыты о...
Презентация на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
laquo;ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...