Презентация на тему "Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет"
презентация к уроку (средняя группа)

Презентация, направленная на более глубокое изучение особенностей детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_3-4_goda_wecompress.com_.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные и психологические особенности детей 3 - 4 лет Выполнила: Артамонова А.О. Воспитатель средней группы МБДОУ №132

Слайд 2

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам!» . Ребенок хочет стать «как взрослый» , но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет . Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.

Слайд 3

освоение навыков личной гигиены; воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим; развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям; обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности; развитие способности к сопереживанию. Основные задачи развития малышей:

Слайд 4

В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар : девочка - женщина, мальчик - мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, при ческа и т. д.) . В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту ; распознают детей , взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола. Понимание гендерных ролей

Слайд 5

Навык самообслуживания У нормально развивающегося 3-летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться , пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

Слайд 6

Высшие психические функции Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по - разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10 – 15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5 – 7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух – трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго. Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным : малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности. В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой : палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.

Слайд 7

Игровая деятельность В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка - носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребенка первой половины 4-го года жизни - скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей , отражаются умения, приобретенные в совместным со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие 1-2 роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использует речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги. В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку ( «Ты не умеешь играть» ). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение .

Слайд 8

Три года — это возраст , который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность» . Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. В этом возрасте у ребенка : • Происходит формирование « противо -воли» , что выражается в желании делать все по - своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. • Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому. • Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности. • Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки . • Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 — 15 минут, потом ему хочется переключиться на что - то другое. • Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. • Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл .

Слайд 9

Математика Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь : 1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок может уметь владеть понятиями : один -много, большой -маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) 4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) . 5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме; сравнивать количество предметов. 6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Слайд 10

Логическое мышление Развитие мышления, памяти, внимания .Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь : 1. Складывать разрезанную картинку из 2 - 4 частей. 2. Находить и объяснять несоответствия на рисунках. 3. Находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор. 4. Находить сходства и различия между предметами. 5. Запоминать 2-3 картинки. 6. Запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. 7. Запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза 8. Запоминать какую-либо деталь или признак предмета. 9. Не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 10. Находить парные предметы. Из группы предметов выбирать нужный. 11. Обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Слайд 11

Развитие речи Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь : 1. Не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. 2. Легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов) . 3. Разделять предметы по группам : мебель, посуда, одежды и т. д. 4. Называть по одному признаку каждого предмета. 5. Знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т. д.) 6. Повторять за взрослым стишки и песенки. 7. Знать свое имя и фамилию. 8. Управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Слайд 12

Окружающий мир Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь 1. Знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д.) и диких (волк, заяц, лиса и т. д.) животных. 2. Знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона, 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела) 3. Знать названия основных растений : 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза) . 4. Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы. 5. Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы. 6. Знать части суток - утро, день, вечер, ночь. 7. Называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Слайд 13

Навыки обихода Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь : 1. Самостоятельно одевать вещи (без застежек) . 2. Разрезать ножницами бумагу. 3. Пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т. д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии. 4. Обводить и раскрашивать картинки. 5. Знать основные правила гигиены.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педагогической гостиной "Психологические особенности детей 3-4 лет"

Материал предназначен для родителей детей  младшего дошкольного возраста , сопровождается конкретными примерами из жизни группы....

Презентация "Психологические особенности детей второго года жизни"

тации раскрыты  особенности развития детей второго года жизни. Показатели психического развития детей помогут родителям скорректировать общение и взаимодействие с малышом....

Презентация Психологические особенности детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...

Презентация "Психологические особенности детей 6-7 лет"

В презентации представлены особенности детей 6-7 лет и рекомендации для педагогов....

Презентация "Психологические особенности детей при работе с набором Пертра" 

Современная педагогика требует от педагогов использование новых технологий и разработок. В практике обучения дошкольников в настоящее время широко используются различные игровые ср...

Презентация "Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста"

Детство характеризуется очень высоким темпом развития. В любом возрасте темп развития различен у разных детей. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. В презентации раскрыты о...

Презентация на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

laquo;ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...