Образовательный проект "Наши любимые сказки" с детьми средней группы
проект (средняя группа)
Проект, направленный на изучение русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki.docx | 26.92 КБ |
kons_chtenie_1.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение
Детский сад №132
Проект «Наши любимые сказки»
Выполнила: воспитатели средней группы
Артамонова А.О.
Назьмова В.В.
Ростов-на-Дону
2022 г.
Проект по теме: «Наши любимые сказки»
(Средняя группа «Солнышко»)
Возраст детей 4-5 лет
Авторы: воспитатели
Назьмова В.В.: беседы: «Что такое устное народное творчество», «Зачем нужны сказки», «Путешествие в королевство сказок», «На поляне сказок», », театр «Зверей», изготовление поделок «Колобок», проведение дидактических игр: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», раскрашивание и рисование сказочных персонажей, чтение и обсуждение сказок, мнемотаблиц «Аленький цветочек», «Оловянный солдатик», «Теремок», спортивная и музыкальная зарядка, отгадывание загадок.
Артамонова А.О.: беседы: «Виды сказок», «Откуда пришли сказки», изготовление поделок «Колобок», проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку», чтение и обсуждение сказок, мнемотаблиц «Дюймовочка», «Колобок», «Горшочек каши», консультация для родителей «Читаем дома для детей 4-5 лет», раскрашивание детских сказок и рисование на асфальте сказочных персонажей, пальчиковая зарядка.
г. Ростов-на-Дону, 2022–2023 учебный год.
Технологическая карта проекта
Вид проекта: групповой, долгосрочный, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: 2 недели, с 15-29 августа, 2022-2023 учебный год.
Актуальность
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. К великому сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос родителей и детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Проблема: Ослабевающий интерес к устному народному творчеству.
Причины:
1. Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с фольклором;
2. Недостаточное внимание уделяется чтению русских народных сказок родителями детям;
3. Замена чтения на телефон, мультфильмы и компьютер.
Цель проекта: формирование и закрепление знания детей о культурном богатстве русского народа на основе содержания русских народных сказок, воспитание уважительных чувств к традициям народной культуры.
Содержание
Задачи:
- Воспитание умения отличать сказочные ситуации от реальных;
- Воспитание умения слушать и понимать произведения разных фольклорных жанров, выражать эмоции;
- Воспитание умения слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
- Воспитание в детях умение объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков;
- Систематизация и расширение знаний детей о сказках;
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности;
- Ознакомление детей со средствами художественной выразительности;
- Закрепление у детей знания о том, для чего нужны сказки и чему они нас учат;
- Обогащение словаря детей новыми словами;
- Формирование у детей умения пересказывать сказки;
- Ознакомление с несложными фольклорными произведениями, соответствующими их возрасту;
- Развитие познавательных способностей ребенка, любознательность, творческое воображение, память;
- Развитие элементов творчества, обучение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).;
- Развитие речевой активности, навыков коммуникативного общения, память, внимание;
- Развитие умения с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
- Повышение компетентности родителей по вопросам познавательного речевого развития детей среднего дошкольного возраста;
- Консультация-практикум «Читаем вместе». Проведена консультация с родителями. Родителям дана информация о роли сказки в развитии речи ребенка
- Повышение заинтересованности родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми;
- Активное включение родителей в образовательный процесс.
- Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить поделки на выставку «Мои любимые сказки».
Этапы реализации проекта
Этапы:
- Подготовительный:
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта (тематических занятий, бесед, конкурсов, подбор художественной литературы);
- Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
- Создание условий для продуктивной деятельности.
- Практический
- Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
- Совместная деятельность: проведение занятия «Какие бывают сказки», рисование «Колобок».
- Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
- Беседы: «Что такое устное народное творчество», «Зачем нужны сказки», «Виды сказок».
- Изготовление поделок совместно с родителями к сказке «Колобок»
- Рисование «Мои любимые сказки» на асфальте.
- Раскраска любимых сказок.
- Проведение дидактических игр на тему сказок.
- Чтение сказок «Аленький цветочек», «Горшочек каши», «Теремок», «Оловянный солдатик», «Дюймовочка».
- Консультация для родителей:
«Читаем дома для детей 4–5 лет»
Заключительный
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Оформление выставки поделок «Наши любимые сказки»;
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие – познакомить детей с возникновением устного народного творчества, повышать интерес детей к фольклорным жанрам, повышать интерес к стремлению получать знания через сказку, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, воспитывать умение работать в коллективе; во время инсценировок учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Познавательное развитие – побеседовать о том, откуда пришла сказка; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
Речевое развитие – расширять интерес к сказке, как к произведению искусства; развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; развивать активный словарь детей, активизировать в речи детей новые слова, формировать речевые навыки: согласование существительных и прилагательных, строить предложения различной синтаксической структуры, развивать мыслительную активность, любознательность, способствовать формированию интереса к произведениям устного народного творчества; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли.
Художественно-эстетическое развитие - использовать различные виды художественной деятельности: аппликация «Теремок», лепка «Колобок», рисование «Мой любимый сказочный герой». Воспитывать интерес детей к творческой деятельности.
Физическое развитие- использование подвижных игр, физических упражнений, пальчиковой гимнастики для реализации задач проекта «Наши любимые сказки».
Организационные формы работы над проектом
- Направление развития
- Формы работы с детьми
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку»
Музыкально – дидактическая игра «Покажи кто это» (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей)
Образовательная ситуация «Какие вы сказки?» (формировать интерес детей к сказкам, вызвать желание слушать их)
- Познавательное развитие
- Ознакомление с миром природы
«Русские народные сказки из волшебного сундучка». Просмотр обучающих презентаций, мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
Беседы: «Путешествие в королевство сказок», «На поляне сказок», «Откуда пришли сказки».
ОД: «Народные и авторские сказки», «Как рождаются сказки». Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Сюжетно ролевые игры: «Семья» (на основе сюжете сказки «Волк и семеро козлят», «Книжкина больница», и др.
Речевое развитие Составление с детьми творческих рассказов: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Рассказывание детьми сказки «Заяц Кот и Петух» с помощью мнемотаблицы.
Беседы на тему: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам». Заучивание пословиц, поговорок, присказок.
Отгадывание загадок.
НОД: «Русские народные сказки».
Чтение сказок и обсуждение с детьми «Три поросенка», «Заяц Кот и Петух»
Художественно-эстетическое развитие
(Продуктивная деятельность)
Аппликация. «Колобок»
Рисование «Петушок», «Мышка и мишка», «Скатерть-самобранка»
Раскрашивание раскрасок «Мой любимый сказочный герой»
Пальчиковая гимнастика «Курочка», «Гуси летят»
Подвижные игры: «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Кот и мышь», «Курочка - хохлатка», «Золотые ворота».
- Подвижная музыкальная зарядка под музыку.
- Пальчиковые игры.
Работа с родителями:
- Познакомить родителей с темой проекта, привлечь родителей:
- К совместной работе с детьми и воспитателями.
- К созданию поделок (персонажи героев) к сказке «Колобок»
- Выставке рисунков и аппликаций «Наши любимые сказочные герои»
- Повысить педагогическую компетентность родителей, в воспитании детей младшего дошкольного возраста, через устное народное творчество.
- Консультация для родителей
- «Читаем дома для детей 4–5 лет»
Ожидаемый результат
Результаты
Для детей, педагогов, родителей:
- Расширение представлений детей о сказках;
- Укрепление дружеских отношений в семье.
- Прививание любви и интереса к русским народным сказкам, традициям. реализовать проект в разных видах детской деятельности;
- Развитие творческого потенциала ребенка.
- Стремление показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. станут активными участниками реализации проекта;
- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
- Развитие совместного творчества родителей и детей.
Список использованных источников:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012 г.
3. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005 г.
4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -Волгоград: Учитель, 2014. -307с.
6. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб: «Детство-пресс», 2008 г.
7. Махаева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» -: М. : ТЦ «Сфера», 2001 г.
8. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001 г.
9. Ресурсы интернета.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательное учреждение
Детский сад №132
Консультация для родителей
«Читаем дома для детей 4–5 лет»
Выполнила: воспитатель средней группы
Артамонова А.О
Ростов-на-Дону
2022 г.
«Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский
Книга — это неотъемлемая часть воспитания ребенка. Она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С помощью книги ребенок сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Уважаемые родители, важно помнить, что книга — это ваш неотъемлемый помощник в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, а совместное чтение станет для ребенка увлекательным занятием. В качестве литературы вы можете выбрать сказки, потешки, песенки, небольшие стихи и истории, загадки, рассказы и т.п.
Чтение развивает мышление. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии ребенка и образно мыслить. Также чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, истории. Хорошую детскую книжку нужно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви. Именно чтение и книга выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию.
Список литературы для чтения детям:
Русский фольклор
- Песенки, потешки, заклички.
- «Наш козел»;
- «Зайчишка-трусишка»;
- «Дон! Дон! Дон.»,
- «Гуси, вы гуси»;
- «Ножки, ножки, где вы были?.»,
- «Сидит, сидит зайка»,
- «Кот на печку пошел»,
- «Сегодня день целый»,
- «Барашеньки»,
- «Идет лисичка по мосту»,
- «Солнышко-ведрышко»,
- «Иди, весна, иди, красна».
Сказки.
- «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;
- «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого;
- «Жихарка», обр. И. Карнауховой;
- «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;
- «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;
- «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница»,
- «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;
- «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира Песенки.
- «Рыбки»,
- «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;
- «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова;
- «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина;
- «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.Сказки.
- «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;
- «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
- «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе;
- братья Гримм.
- «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России Поэзия.
- И. Бунин. «Листопад» (отрывок);
- А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»;
- А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»);
- А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»;
- Я. Аким. «Первый снег»;
- А. Барто. «Уехали»;
- С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»);
- С. Есенин. «Поет зима — аукает»;
- Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);
- И. Суриков. «Зима»;
- С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»;
- С. Михалков. «Дядя Степа»;
- Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.);
- Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»;
- «Дом гнома, гном — дома!»;
- Э. Успенский. «Разгром»;
- Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза.
- В. Вересаев. «Братишка»;
- А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги);
- М. Зощенко. «Показательный ребенок»;
- К. Ушинский. «Бодливая корова»;
- С. Воронин. «Воинственный Жако»;
- С. Георгиев. «Бабушкин садик»;
- Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»;
- Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»);
- В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки.
- М. Горький. «Воробьишко»;
- В. Осеева. «Волшебная иголочка»;
- Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;
- К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»;
- Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);
- Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;
- В. Бианки. «Первая охота»;
- Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни.
- Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.
- В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;
- Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;
- «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера;
- Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;
- С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля», пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки.
- А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера;
- Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной;
- Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» главы, пер. с норв. Л. Брауде;
- Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;
- Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект и конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Для любимой мамочки!».
В материале представлен проект и конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста, в процессе которого будут созданы подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню 8 марта....
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Покормите птиц!».
Непосредственно образовательная деятельность с работой в центрах....
Проект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Покормите птиц!».
Непосредственно образовательная деятельность с работой в центрах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание....
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание....
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание....
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание....