ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
консультация
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.
Общение — одно из важнейших условий развития личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте.
Поэтому главная задача педагога — организация обучающей деятельности в атмосфере сотрудничества со взрослыми (педагогами, родителями, персоналом ДОУ) и другими детьми и взаимного доверия. Все чаще для решения этой задачи детские сады и другие дошкольные учреждения используют интерактивные технологии.
Понятие «интерактивность» подразумевает взаимодействие с людьми, окружающими предметами и окружающим миром в целом. Важную роль в создании единого информационного пространства играет компетентность педагогических кадров. Однако в современном мире с каждым годом возрастает значимость технологий, именно поэтому ДОУ все чаще прибегают к использованию технических устройств в образовательном процессе.
В интерактивной системе педагог является помощником ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другой техники.
Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой преимуществ:
- движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей;
- информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;
-ребенок не замыкается в себе — напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками;
- компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, исторические события, необычные и неожиданные эффекты).
Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.
Сенсорные столы, доски и рамки стали появляться в детских садах относительно недавно, однако они уже успели зарекомендовать себя с самой лучшей стороны.
Возможность «потрогать» изображение и лично поучаствовать в его создании еще больше стимулирует мышление ребенка и пробуждает его интерес к изучению окружающего мира.
Благодаря сенсорным технологиям на смену скучному принудительному образованию приходит современное интерактивное пространство, открывающее массу возможностей перед педагогами и детьми.
Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования.
1. Интерактивные доски.
Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией.
С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.
2. Интерактивный стол
Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями.
Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсорным , то есть создается атмосфера для работы в коллективе.
Множество увлекательных развивающих приложений, которые воспроизводит интерактивный стол.
Тактильное решение заданий и прямое взаимодействие с поставленной задачей – главные преимущества интерактивного стола, который увеличивает не только результативность обучения, но и стимул детей посещать занятия, ведь игровая форма обучения для дошкольников является наиболее продуктивной.
3. Проектор. Интерактивный пол.
Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно.
4. Конструкторы LEGO «Робототехника в детском саду» - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.
Занятия робототехникой - это своеобразная тренировка навыков.
На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.
Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов:
На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
И третий этап сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.
Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы.
Интерактивное оборудование является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно играют, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
Эффективность обучения ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе
Литература:
1. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// ?// Педагогика. – 1997.
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
4. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004
5. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
6. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
7. Столярова Л. Педагогика. 2005,
Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях.
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит, достигнута «золотая середина».
Теперь в каждой второй семье есть компьютер, электронные игрушки, видео аппаратура, телефоны, айфоны с выходом в интернет и другие прелести электронного мира. Которые быстро и прочно закрепляются в нашей жизни, создавая лёгкость и удобства, в поисках информации и коммуникативном общении. В наши дни появилось много новых информационных технологий. Их часто называют компьютерными, вся необходимая информация готовится и передается с помощью персонального компьютера. Высокие возможности современных компьютеров разрабатывают абсолютно новые и интересные варианты обучения. С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, считать, читать, узнавать много нового и интересного. А также у родителей появилась неплохая возможность с помощью определенных обучающих программ подготовить ребенка к школе. И пытливый ум ребёнка, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний.
Рассмотрим несколько направлений применения ИКТ-технологий в современном ДОУ.
Во-первых, применение ИКТ-технологий как средства интерактивного обучения, позволяющего стимулировать познавательную деятельность дошкольников. Владение педагогом информационными технологиями позволяет ему создавать интерактивные развивающие игры, отвечающие программным требованиям. Эти игры создаются при помощи программы PowerPoint и предназначены для использования в совместной деятельности педагога и ребенка.
Во-вторых, разработка конспектов образовательной деятельности с включением ИКТ. Сопровождая образовательную деятельность визуальным рядом (слайд-шоу, анимация, видео), педагог может рассчитывать на большее внимание со стороны детей. Следовательно, использование презентации PowerPoint позволяют представлять информацию в максимально эффективном виде.
Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. А ведь нельзя материальную базу ставит выше, чем эффективность применения ИКТ.
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Сегодня ИКТ позволяет: Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений.
Можно выделить следующие инновационные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:
- игровые технологии,
- технологии проблемного обучения,
- технологии развивающего обучения,
- компьютерные технологии [1]
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Под Технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В качестве примера рассмотрим технологию ТРИЗ.
ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Г.С. Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Программа ТРИЗ для дошкольников - это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. [2] Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео).
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.[3]
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в сети Интернет, дистанционного обучения, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Это позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, а также откроет новые возможности образования не только для самого ребенка, но и для педагога.
Литература:
1. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// ?// Педагогика. – 1997.
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
4. Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004
5. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
6. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
7. Столярова Л. Педагогика. 2005,
[1]Столярова Л. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, с.28
[2] Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. - № 3, с.52.
[3] Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 - № 4, с.57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в дошкольных образовательных учреждениях..
Современная система образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. . Сегодня любое дошкольное учрежд...
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...
«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО....
Памятка для педагогов по применению интерактивной доски в дошкольном образовательном учреждении.
Памятка для педагогов по применению интерактивной доски в дошкольном образовательном учреждении.Подготовила воспитатель: Шайхулова Е.Н.Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые ...
Использование интерактивной доски в дошкольном образовательном учреждении.
Встатье говорится о приемуществах интерактивной доски в детском саду, описаны примеры использования интерактивной доски....
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.
Информационно - коммуникационные технологии в образовании В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...