ЖИЗНЕННЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
статья (младшая группа)

  Разживина Инна Михайловна

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:

ЖИЗНЕННЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Социальное развитие дошкольников: учим детей ориентироваться в новых проблемных жизненных ситуациях. Жизненные головоломки для детей дошкольного возраста.

 

  В детстве жизнь течет совсем по-другому и таит в себе огромный потенциал. Поэтому так важно, чтобы малыш полноценно проживал не только каждый день, но и каждую минуту своей жизни. Самую обычную минуту сбора на прогулку, игры, умывания или встречи гостей! Ведь все эти простые минутки жизни – такие внешне привычные и потому незаметные —  откладывают  очень заметный отпечаток на будущую жизнь малыша.

Ребенок воспитывается не назиданиями, а тем образом жизни, к которому привык и который впитал с молоком мамы в семье и в своем близком окружении. Мы, взрослые, несем огромную ответственность за то, чем мы заполняем эти неповторимые минуты детства своих детей, – какой игрой, общением, творчеством, каким взглядом, жестом, мимикой, эмоцией, действием, какими ситуациями и идеями. Мы несем ответственность и за то, помогли ли мы нашим детям в их дошкольные годы сориентироваться в мире людей и взаимоотношений между ними, научили ли малышей ладить с людьми, быть гибкими, уметь находить выход из самых необычных жизненных ситуаций, развили ли умение со радоваться и сочувствовать людям,  отстаивать свои интересы,  но при этом и уметь выслушать чужое мнение. Эти умения так легко формируются в детстве, и так сложно ими овладеть позже во взрослой жизни!

Все дети разные, и у всех из них в жизни есть своя индивидуальная миссия в жизни, свои способности и таланты – Человеческие таланты. И насколько эти таланты ребенка как Человека проявятся и разовьются в нем, зависит от взрослых. Но любому малышу в жизни понадобится умение просто быть хорошим Человеком – успешным, счастливым, оптимистичным, гибким, не боящимся трудностей, творческим, умеющим взаимодействовать с разными людьми. И эти нравственные качества закладываются именно в дошкольные годы.

Каждый взрослый, общающийся с маленькими детьми – мама, папа, бабушка, дедушка, педагог – это особое мировосприятие и особый стиль жизни. Жизни, в которой «стараясь о счастье  других, мы находим свое собственное» (Платон). Это постоянный поиск и постоянный вопрос к себе: «Как самой жить и какой самой быть, чтобы своим примером вдохновлять и воспитывать детей?». И в этом вопросе для нас главный ключ, ведь дети – это наше зеркало. И если меняемся мы, то меняются и они.

Желаю всем новых открытий и радости общения с детьми!

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЖИЗНЕННЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ (ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА).

1.1.ПРОБЛЕМНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ «СЛОМАННЫЙ КАРАНДАШ» — ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ И СТАРШЕ. АВТОР – С.А. УЛИТКО.

Паре детей предлагается большой лист бумаги, на котором посередине нарисован дом. Дети должны нарисовать около домика снеговика. В коробке лежат карандаши. Один карандаш очень привлекательный для детей – автоматический, но он сломан. Дети не знают, что карандаш сломан, и что нарисовать им что-то практически невозможно (грифель при надавливании уходит внутрь корпуса, и линии не получается). Один из детей берет этот карандаш, и пытается им рисовать. Как отнесется к его затруднениям его партнер по рисованию – другой ребенок в паре?

Он может:

  • Не обращать внимания на трудности партнера.
  • Обратиться за помощью к взрослому – «Даня сломал карандаш. Дай, пожалуйста, ему другой».
  • Увидеть, что сверстнику трудно и этому обрадоваться и заявить: «Я тебе не дам, мне самому такой карандаш нужен».
  • Проявить сочувствие и предлагать рисовать нужным цветом карандаша по очереди,
  • Пытаться активно действовать и починить карандаш – помочь, обратиться за помощью к Вам: «Помогите нам починить Данин карандаш. Он сломался».

В этой ситуации Вы можете увидеть особенности поведения своего ребенка, пронаблюдать, есть ли у него проявления сочувствия, внимания, заботы о сверстнике (сестре, друге). В соответствии с выявленными особенностями можно поставить себе более четкие задачи воспитания:

  • Что я хочу воспитать в малыше?
  • В чем ему нужна моя помощь?
  • В чем его сильные и слабые стороны во взаимодействии с другими людьми?
  • В каких ситуациях я могу развивать сочувствие (внимание, заботу или  любое другое отсутствующее качество) у своего ребенка?
  • Какие рассказы, сказки, мультфильмы дают представление об этом качестве?
  • Какой пример я могу ему показать — где в жизни проявляется это качество у близких малыша, у его друзей и знакомых ему людей?
  • Какие жизненные ситуации в быту я создам для развития этого качества, за что буду поощрять и хвалить ребенка, на что обращать его внимание? Какие новые задачи я ему буду ставить («у тебя уже получилось…., а теперь давай попробуем…»)

Аналогичная ситуация для наблюдения за ребенком и выявления его особенностей может быть создана и в общении с детьми более младшего возраста – с 3 лет.

1.2.СИТУАЦИЯ «КОРОБКА БЕЗ ДНА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3 ЛЕТ). АВТОР – М.В. ВОРОБЬЕВА.

В ситуации «Коробка без дна» двум малышам даются кубики. Их приглашают поиграть с кубиками. Взрослый говорит: «За этим столом играть неудобно, поэтому давайте положим кубики в коробку и пойдем играть на большой детский стол». У каждого из малышей своя коробка для кубиков, но у одного из них коробка без дна (т.е. дно не закреплено, но это внешне не видно).

Дети складывают кубики каждый в свою коробку и идут играть. Тут у одного из них дно коробки раскрывается, и кубики падают вниз. Как отнесся малыш к этой нечаянной оплошности – заплакал, удивился, рассмеялся и собрал кубики, попросил помочь? Как отреагировал другой ребенок – пожалел, погладил, помог,  собрать кубики или нет. Сначала не подсказывайте малышу, что надо помочь другому ребенку. Потом подскажите – откликнется ли он?

Ситуация нечаянной оплошности типична для маленьких детей – задел нечаянно, разбил, пролил, толкнул, порвал т.д. И нужно учить его находить выход их этой ситуации. А выходов тут несколько:

  • Обратиться за помощью к взрослому.
  • Обратиться за помощью к другому ребенку.
  • Самому убрать последствия своей оплошности.

В этой ситуации Вы увидите особенность своего ребенка, как он реагирует на ситуации эмоционального неблагополучия:

  • Ребенок проявляет отзывчивость + активно помогает.
  • Ребенок проявляет отзывчивость, но не помогает.
  • Ребенок проявляет равнодушие к сверстнику.

Исходя из особенностей малыша, можно увидеть его сильные стороны и «пробелы» и поставить более точно задачу его воспитания, а также индивидуально подобрать приемы.

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМНЫЕ ИГРОВЫЕ И ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (5-7 ЛЕТ).

Все проблемные ситуации, данные ниже, предназначены для детей 5 лет и старше. В более младшем возрасте (до 3-4 лет включительно) не рекомендуется использовать их, так как дети еще не смогут сориентироваться в новой для них сложной социальной ситуации. В младшем дошкольном возрасте (до 3-4 лет)  совсем другая задача – накопить как можно больше положительного опыта взаимодействия со сверстниками в похожих, знакомых, хорошо известных,  повторяющихся ситуациях. Это тот базис, на основе которого малыш в дальнейшем, когда подрастет, будет решать и проблемные ситуации, перечисленные дальше.

ДРУЖБА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: КАК ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ?

У всех детей есть друзья! А что такое настоящий друг? И дружба?

Понятие «дружба» и «дружеские отношения» очень многогранны и различаются по отношению к людям  разных возрастов. Что  же такое «дружба» применительно к дошкольникам»? Сначала вспомним о волшебной цифре «три» — в каждом нравственном качестве или явлении можно выделить три взаимосвязанных компонента:

  • Интеллектуальный (я знаю, кто такой настоящий друг, знаю, как поступает настоящий друг).
  • Эмоциональный (я хочу быть настоящим другом, я сочувствую, сопереживаю, со-радуюсь).
  • Поведенческий (я не растеряюсь в жизни: настоящий друг познается в беде, я не подведу и помогу другу в сложной ситуации, я помогу ему исправить его ошибки, а он поможет мне, я поделюсь с ним, я буду играть с ним на равных и т.д.)

Давайте посмотрим, как эти компоненты проявляются для детей.

Для детей 5-7 лет дружба может проявляться (В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская):

А) Интеллектуальный и эмоциональный компоненты:

  • Чуткость и отзывчивость к другу, предпочтение (но не в ущерб отношению к другим детям).
  • Симпатия, привязанность (уже в раннем детстве).
  • Стремление преодолеть личное желание в пользу друга (например, уступить)
  • Общность интересов и переживаний.
  • Общность целей, желание помочь другу, в том числе помочь ему исправить его ошибки, поддержать.
  • Чувство справедливости (дружба – это отношения на равных, где нет главного и подчиненного)

Б) Поведенческий компонент:

  • Улыбка, радостное оживление при виде друга, сочувствие и содействие ему,
  • Умение ограничить свои желания в пользу друга в случае необходимости, поступиться чем-то (например, дать поиграть своей игрушкой, если друг потерял такую же),
  • Проявление заботы о друге (нарисовать открытку для друга, если он заболел, поздравить его с праздником и т.д.), взаимопомощь,
  • Взаимная выручка и взаимная защита,
  • Сообщение другу правил игры, умение договориться с ним, дать объяснение, умение отстоять свою правоту (а не просто подчиняться желаниям друга),  но и умение подчинить свое поведение требованиям и просьбам друга, если они справедливы. Интерес к совместной деятельности, умение договориться о совместном пользовании игрушкой, красками, карандашами и т.д.

 А умеет ли Ваш малыш быть другом? Как он поведет себя в новой ситуации? Можно ли помочь ему научиться ориентироваться в новых жизненных ситуациях? На эти вопросы ответит диагностическая игра «Не намочи ног».

2.1.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА «НЕ НАМОЧИ НОГ» — УМЕЕМ ЛИ МЫ ДРУЖИТЬ?

Эта игра была придумана замечательным коллективом авторов-педагогов — исследователей — В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская — очень давно. И почти не встречается сейчас. Но я ее очень успешно использую в общении с детьми и в различных детских игровых тренингахИ сейчас поделюсь тем, как это делаю, и о чем нам может рассказать эта игра.

В этой простой подвижной игре можно увидеть, а действительно ли дети – настоящие друзья? Готовы ли они выручить друг друга в беде? Могут ли сориентироваться в новой для них и о-о-очень проблемной ситуации? Видят ли, что друг попал в беду или игнорируют ситуацию и не думают о друге? То есть эта игра – фактически пословица «Друг познается в беде» но не на словах, а на деле.  Это зеркало, которое отражает внутренний мир ребенка.

Как играть в игру «Не намочи ног»

Вариант 1 – более простой.

Начертите на полу или на земле «болото» размером 4-5 метров (две черты на расстоянии 4-5 метров друг от друга). Также Вам понадобится длинная палка – положите ее рядом с собой, но так, чтобы дети не обратили на нее внимания.

Играет пара детей. Детям нужно перейти это болото, не наступая на него, ведь иначе можно «утонуть в болоте». Для этого каждому ребенку даются две дощечки размером 25Х40 см (вполне можно заменить их картонными прямоугольниками). До начала игры дети учатся движениям – как ступать по «досочкам» и переставлять их вперед. При этом нужно не сойти с «досочки», иначе утонешь в «болоте».

Не сообщайте детям цель игры. Не настраивайте на взаимопомощь, ведь задача игры другая – посмотреть, как дети поведут себя в новой для них неоднозначной ситуации вне наших инструкций. Ведь наша с Вами истинная задача – не научить детей слушаться, а воспитать культуру поведения. А она проявляется и вне присутствия нас рядом (в отличие от послушания).

Играем в первый раз. Перед началом игры, спросите пару детей, готовы ли они вместе перейти болото? Научились ли ступать по дощечкам? Если дети готовы, то начните игру. Дайте сигнал «Старт» и дети начнут передвигаться по «болоту». Примерно в середине пути возьмите длинную палку и у одного из детей заберите одну дощечку, сказав «Утонула дощечка в болоте»  (для этого подтяните палкой дощечку из болота к себе).

У детей возникает проблема – один может идти вперед. Но тогда другой останется в болоте навсегда. Дети принимают решение без Ваших подсказок, полностью самостоятельно. Вы должны быть абсолютно нейтральны. Нельзя эмоционировать, нашептывать им подсказку, грозить пальцем и т.д.

Если ни один из пары детей не нашел выхода из ситуации (и соответственно, один игрок перешел болото, а другой в нем «застрял»), то игру повторите снова. Хочу предупредить, что «недогадливость» характерна для очень многих детишек, им сложно сориентироваться в новой ситуации. А ведь жизнь – это цепочка новых неожиданных ситуаций, к которым нужно быть готовым и в которых надо уметь очень быстро ориентироваться. Поэтому повторяем игру.

При второй игре уже даем подсказку: «Вам надо перейти болото вместе, а не по одному». Когда дети оказываются в середине болота, и «досочка» ломается, можно сказать: «Подумай, как помочь Оле, без твоей помощи они утонет в болоте. На одной досочке она болото не пройдет!» То есть снова мы не даем готового образца, способ поведения ребенок ищет сам! Обязательно похвалите детей, когда они переберутся вместе через болото, похлопайте в ладоши, вместе покричите «УРА! Получилось!»

Вариант игры 2. Более сложный.

Во втором варианте (можно провести его после первого) условия игры другие. Вам также понадобится нарисовать две линии и ограничить ими «болото» и положить рядом с собой палку. Болото должно быть длиннее – примерно 6 -7 метров. Одному ребенку из пары Вы должны дать три дощечки, а другому две (в прошлом варианте игры Вы давали каждому по две дощечки). Размер дощечек тот же.

В этом варианте игра проводится как соревнование – «Кто быстрее перейдет болото, не намочив ног».

С одной стороны, дети уже подготовлены к переходу через болото первым вариантом игры. Но дух соревнования делает игру даже сложнее, чем ее первый вариант. Давайте посмотрим, как это происходит в жизни.

Играем с парой детишек два раза. В первый раз у ребенка с двумя дощечками «утонула в болоте» одна из них, т.е. он остается с одной доской. А вот у его друга – три доски (а ноги две, т.е. одна доска лишняя). Понаблюдайте, увидите ли игрок с тремя досками, что его друг оказался в беде? Поможет ли? Даст ли ему лишнюю «досочку» чтобы соревноваться на справедливых основах? Или забудет о друге?

Далее игру можно повторить еще раз, но в игре забираем две доски у ребенка, т.е. воссоздаем ситуацию первого варианта игры – на двоих детей 4 доски, которые надо разделить друг с другом.

Это очень сложный вариант игры. Дети в нем ведут себя по-разному.

Вариант А. Ребенок пробегает мимо друга и радуется, что выиграет, и ликует, и радуется беде товарища – лучшего своего друга. Значит, этому малышу не хватает сочувствия к другу, попавшему в беду,  и надо пробуждать в нем это чувство, и в этом будет наша задача. Есть много разных игр, которые помогают развить у ребенка эмпатию – сочувствие к другому человеку.

Вариант Б. Ребенок видит, что другу плохо и хочет помочь, очень жалостливо смотрит на друга, но никак не может понять, как помочь. Этот малыш явно сочувствует товарищу, но еще не умеет ориентироваться в новых жизненных ситуациях и находить из них выход. И к этому ребенку нужен другой подход. Нужно создавать специально в жизни для него такие проблемные новые неоднозначные жизненные ситуации, в которых он сам будет искать выход из них, чтобы учить его не теряться, быть гибким в жизни.

Вариант В. Ребенок сразу же предлагает помощь другу. И они вместе проходят весь путь. Таких детей очень и очень мало! Но с ними всегда и всем легко, их любят взрослые и дети, они всегда общительны и позитивны.  Когда спрашиваешь этих детей: «Почему ты решила помочь Кате, ведь ты бы могла выиграть?», они отвечают: «Это было бы несправедливо! Ведь у Кати не было дощечки! Я хочу выиграть справедливо! Я дружу с Катей, и не хотела бросить ее в беде». Я очень хорошо помню каждого ребенка, кто выбрал вариант В и помог другу, хотя прошло уже много лет. И видя дальше их развитие  — они уже подростки, хочу сказать, что эти дети всегда любимы сверстниками. Нет, чаще всего они не лидеры,  но им хорошо в детском коллективе, к ним тянутся и дети,  и взрослые.

Понаблюдайте за детьми, и Вы узнаете, в чем им нужно помочь, как они ведут себя вне Вашего присутствия, умеют ли находить выход из неожиданных жизненных ситуаций или теряются в них?

Умение ориентироваться в необычной жизненной ситуации приходит не сразу. Предлагаю еще одну ситуацию для старших дошкольников.

2.2.ПРОБЛЕМНАЯ  ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ — ИГРА «ПОГОНЯЙТЕ ОБРУЧ»

Игру можно провести с небольшой группой детей (многодетная семья, группа детей во дворе и т.д.).

Несколько пар детей играют с обручем (можно заменить на мяч), катая обруч друг  другу. Обручи или мячи должны быть очень привлекательными для детей. Через 3 минуты игры входит другой ребенок – желательно более  младший или входит взрослый (нужно договориться с ними заранее) и говорит: «Нам не хватает одного обруча/мяча для игры. Дайте, нам, пожалуйста, один обруч поиграть ненадолго». Далее смотрим, как реагируют дети. Обычно кто-то сразу же отдает свой обруч. И возникает ситуация, что обручей/мячей для игры в парах у детей уже не хватает!

Как ведут себя дети, у которых остались обручи? Подождите минутку, заметят ли они ситуацию, и подскажите один из вариантов: «У Вари теперь нет обруча – они им поделилась с малышами. И теперь Варе и Свете не с чем играть. Что же нам делать? Как можно поступить, чтобы всем было весело играть?». Выходов из ситуации очень много, обсудите их вместе с детьми:

  • придумать общую игру с одним мячом или с одним обручем, пока малыши забрали и не вернули Варин обруч,
  •  катать в кругу поочередно друг другу несколько обручей,
  • играть в тройках,
  • перейти к другой игре и вернуться к этой, когда малыши отдадут  Варе ее обруч.

Эта ситуация очень типична, ведь  часто в жизни ребенка просят поделиться чем-то —  игрушкой, карандашом, картинкой и т.д.. И приходится выбирать варианты. И нужно выбрать такой вариант, чтобы и свои интересы не пострадали, и другим помог. Проблемная ситуация с обручами/мячами учит находить выход из подобных ситуаций. 

2.3. ПРОБЛЕМНАЯ ИГРОВАЯ  СИТУАЦИЯ «КОЗЛИКИ НА МОСТИКЕ»

Все мы знаем сказку об упрямых козликах. На всякий случай, ее здесь напомню. Причем вариантов этой сказки очень много. Почему? Наверное, в этой сказке есть та жизненная мудрость, которая очень необходима человеку в жизни. Напомню сначала сказку.

Два козлика (в обработке К.Д. Ушинского)

Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

– Уступи мне дорогу, – сказал один.

– Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.

– Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

Еще один вариант той же сказки —

Два барана – Сергей Михалков.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом,

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти —

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

«Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Умение договориться – очень важное умение. И развивается оно тоже в дошкольном детстве.  И как это ни странно, но наши дети, очень хорошо знакомые со сказкой про упрямых козликов, часто в жизни ведут себя точно так же! Как же им помочь? Нам поможет игра в сказку о козликах, которую можно провести во время прогулки.

Что Вам понадобится для игры? Вам понадобится узкая доска (шириной 15-20 см), которую надо положить на возвышение – например, два пенька. Доска должна оказаться на высоте примерно 30-40 см от земли. Под ней надо начертить два берега глубокой реки, через которую пара игроков будет переходить. Можно использовать в качестве мостика через реку обычную низкую скамейку или другие подручные материалы.

Как играть? Играет пара детей. Мы рассказываем им о сюжете игры – вот река, вот мостик. Наши дети – это козлики. Они живут на разных берегах реки, и им надо перейти по мостику речку, но мостик один. Дети идут навстречу друг другу по мостику. Дойдя до середины, им надо придумать, как быть дальше. Спрыгнуть вниз в реку нельзя – она глубокая, холодная, утонешь в ней. Оттолкнуть друга тоже нельзя – тогда другой козлик утонет.

Наблюдающие за игрой могут подсказывать свои способы выхода из ситуации.

Очень часто дети придумывают свой замысловатый способ постановки ног на мостике – доске, но не догадываются, что проще всего и быстрее всего просто отойти обратно и пропустить друга. Если кто-то из наших игроков ходит в бассейн, то может предложить, что он спрыгнет в реку и переплывет на другой берег. Иногда дети обнимаются на середине мостика. Количество вариантов, которые находят дети, огромно!

После игры вспомните с детьми, приходилось ли им в жизни когда-то «переходить через мостик», уступать, договариваться? Вспомните с ребенком или с группой детей успешные ситуации из их жизни, когда они смогли договориться и решить проблему.

Это нужно знать: В проблемных игровых ситуациях дети очень часто повторяют один и тот же шаблон поведения много раз, как бы закрепляя его, проигрывая его еще и еще, предлагая Вам повторить игру с новыми партнерами, проигрывая ситуацию с игрушками по собственной инициативе. Это обычное поведение дошкольников. Не ограничивайте детей в повторении этих ситуаций! Пусть «козлики» много раз перейдут мостик, а ребенок поэкспериментирует с разными способами поведения или закрепит один излюбленный и эффективный.

2.4. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ  «НЕ ХВАТИЛО БУМАГИ». УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

Эта ситуация специально создается в общении с детьми от 5 лет и старше, чтобы научить их решать проблему справедливо для всех.

Как нужно подготовиться к ситуации? Придумайте поделку, которую Вы будете делать вместе с детьми. Это может быть стульчик для куклы из картона, новогодняя игрушка или что-то еще. Подумайте, сколько бумаги нужно детям для этой поделки и дайте им меньше бумаги, чем требуется (например, из 5 детишек одному не хватит бумаги на поделку).

Вам может понадобиться дополнительный материал для другой поделки или идея для общей детской поделки. Надо позаботиться об этом заранее, чтобы Вы были готовы к любым детским идеям. Подробности Вы прочитаете чуть ниже.

Как организовать ситуацию? Пригласите малышей 5-6 лет смастерить поделку, покажите образец —  что конкретно будем делать и что у них получится, заинтересуйте. Когда дети начнут делить материал для поделок, то выяснится, что одному ребенку его не хватает (например, остался только маленький кусочек бумаги, которого явно не хватит на поделку). Что же делать? «Поищите» нужную бумагу на глазах детей, и скажите, что «к сожалению, больше бумаги нет». Или дайте такую бумагу, которая явно не подойдет для этой поделки. Дети это обнаружат, и им все-таки придется решать проблему. Предложите детям вместе обсудить, что делать?

Предложения детей могут быть разные:

  • Вите не делать поделку. Но ведь это несправедливо! Вите тоже хочется сделать игрушку!
  • Пусть Витя сделает игрушку маленькой, но ему ведь хочется большую, как у всех.
  • Саше – Витиному другу – отдать ему часть бумаги. Но тогда у Саши и у Вити будут малюсенькие поделки, а им тоже хочется большие, как у других детей.
  • Сделать всем игрушки размером чуть поменьше, тогда бумаги (глины, пластилина и т.д.) хватит на всех.  Если Вы с детьми придете в обсуждении к этому варианту, то им понадобится Ваша помощь — помогите детям рассчитать – как поделить материал так, чтобы всем досталось поровну.
  • Сделать общую поделку, чтобы никому не было обидно.
  • Сделать поделку из бумаги в следующий раз, когда хватит материалов на всех, а в этот раз сделать какую-нибудь другую поделку, на которую на всех хватит материалов. Будьте готовы заранее  к этому варианту – у Вас должны быть готовы материалы и идея для такой «другой» поделки.

Надеюсь, что с помощью этих проблемных ситуаций и игр Вы сможете не только лучше узнать своих малышей, но и помочь им стать добрыми, отзывчивыми, справедливыми и честными людьми. А также придумаете много своих замечательных этических задачек, проблемных игровых и жизненных ситуаций для развития у ребенка социальной компетентности.

Желаю Вам успехов!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей "Формирование жизненных навыков для детей 5-7 лет"

Цели программы: vразвитие эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе ;vvпрофилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста;vvпов...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».

Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются  в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками....

Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"

Консультация для родителей по теме "Организация жизненного пространства для детей с расстройством аутистического спектра"....

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания».

Мастер-класс для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей  с расстройствами аутистического спектра...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».

Создание здорового образа жизни для ребенка с РАС является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Обучение КГН и навыкам самообслуживания решает важные задачи по формированию началь...

Развитие базовых жизненных навыков у детей с РАС

Важной задачей развития детей с растройством аутистического спектра (РАС) является их социальная адаптация и интеграция в обществе. Каждому ребенку необходимо помогать обрести максимально возможную са...