Проект "Ступеньки к школе"
проект (подготовительная группа)
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». (Венгер Л. А.)
Для многих родителей 6 – 7 летних детей становится актуальным вопрос, связанный с поступлением в школу. Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekta_stupenki_k_shkole.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Ступеньки к школе»
Разработала и провела: педагог-психолог Тарасова А. Н
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л. А.)
Для многих родителей 6 – 7 летних детей становится актуальным вопрос, связанный с поступлением в школу, и большинство из них, убеждены, что залог отличного обучения заложен в таких навыках, как умение читать, считать и писать. Но очень часто такие дети испытываю трудности при поступлении в школу: быстро утомляются, не могут сконцентрировать внимание, теряют интерес, мотивацию к учебе и многое другое. Это говорит о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой в настоящее время.
Психологическая незрелость детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.
Также не стоит отбрасывать то, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Поэтому во время подготовки к школе нужно рассматривать и индивидуальные потребности таких детей.
Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).
Но главное, что необходимо ребенку - положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Это требует от педагогов и родителей определенной компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий, позволяющих педагогам и родителям повысить эту компетентность. А педагогам, в этом направлении, перестроить свою работу в соответствии с ФГОС.
При подготовке к школе, педагоги должны ориентироваться на целевые ориентиры ФГОС, на основе которых на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать такими качествами, как:
- Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
- Способность выбирать себе род занятий.
- Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.
- Обладание чувством собственного достоинства.
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
- Подчинение разным правилам и социальным нормам.
- Проявление творческих способностей.
- Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).
- Способность к волевым усилиям.
- Проявление любознательности.
- Склонность к наблюдению, экспериментированию.
- Способность к принятию собственных решений.
Паспорт проекта
Разработанный проект «Ступеньки к школе», содержит развивающие занятия и мероприятия, направленные на развитие необходимых познавательных процессов, мотивации, уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.
Задачи проекта:
- Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, укрепляя психическое здоровье дошкольника;
- Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе включая в целостный педагогический процесс, разносторонние формы совместной деятельности;
- Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, способствующие принятию новой социальной позиции "школьника";
- Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой;
- Повышать уровень компетентности воспитателей и родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов в этом направлении.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный,
психолого-просветительский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь 2021 – май 2022 уч.г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, воспитатели, родители дошкольников
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы ДОУ.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки детей к школе.
Реализация проекта
Этап | Содержание работы | Результат |
Подготовительный | Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. | |
Постановка цели и задач проекта | ||
Составление плана реализации проекта | ||
Подбор художественной литературы на формирование внутренней позиции школьника | Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»; А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» Л. Фадеева «Мы теперь ученики» Л. Воронцова «Подружки иду в школу» Толстой Л.Н. Детство. Филиппок. Айтматов Ч. Первый учитель. | |
Подбор материала для диагностики | Экспресс-диагностика в детском саду Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко Диагностика Т.А. Нежнова «Беседа о школе». Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?» Анкета «Педагог глазами родителей» Анкета «Кризис 7 лет» Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» | |
Подбор материала для развития познавательных процессов | Картотека загадок о школе и школьных принадлежностях Дидактическая игра Интеллектуальные игры Развивающие игры (Приложение) | |
Разработка цикла занятий по подготовке к школе | Развивающие занятия «В школу с радостью» | |
Подбор репродукций картин известный художников | Школьный вернисаж (Приложение) | |
Изготовление наглядно-информационного материала для родителей. | Папки-передвижки, информационные проспекты, буклеты | |
Основной | Работа с детьми | |
Проведение диагностики | Корректировка занятий по подготовке к школе по выявленным проблемам Разработка рекомендаций по подготовке детей к школе для педагогов и родителей | |
Проведение занятий по подготовке к школе | Психологическая готовность детей к школьному обучению | |
Беседы «О школе», «Школьная библиотека», «Правила поведения в школе», | Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении, о школе | |
Презентация «Школа» | Продолжать воспитывать желание к школьному обучению, желание больше узнать о школе | |
Сюжетно-ролевая игра «Школа» | Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми | |
Чтение художественной литературы | Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению | |
Мероприятия «Путешествие в страну сказок» (совместно с учителем-логопедом), | Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам | |
Мероприятия «Здравствуй, школа» (совместно со старшим воспитателем) | Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу | |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учить самостоятельно находить решение поставленной задачи | |
Проведение игр в вечернее время (ПРИЛОЖЕНИЕ ) | Развитие познавательных процессов | |
Викторина «Скоро в школу» | Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности | |
Вечер загадок о школьных принадлежностях(Приложение ) | Развитие логического мышления | |
Выставка рисунков «Я будущий ученик», «Школа, в которой я хочу учиться», «Пой портфель», «Рисуем по клеточкам» | Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки | |
Экскурсия в школу | Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни | |
Школьный вернисаж | Познакомить детей с картинами русских художников, изображающих школу, учеников, школьную жизнь прежних времен. Формировать умение правильно воспринимать и чувствовать настроении картины. | |
Работа с педагогами | ||
Анкетирование | Оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. | |
Памятка для воспитателей «Готовим детей к школе» | Привлечение родителей к проблемам по психологической подготовке детей к школе | |
Рекомендации по итогам обследования детей | Индивидуальная работа с детьми на развитие менее развитых познавательных психологических процессов | |
Консультации «Как помочь гиперактивному ребенку», «Что стоит за плохим поведением», «Психологическая готовность детей к школе» | Повышение профессиональной компетентности педагогов | |
Размещение информации на персональный сайт педагога-психолога и в разделе педагога-психолога на сайте ДОУ | Психолого-педагогическое просвещение по вопросам подготовки дошкольников к школе | |
Работа с родителями | ||
Анкетирование «Значимость компонентов психологической готовности» (по мнению родителей) Цель: проанализировать особенности родительской позиции по подготовке ребенка к обучению в школе. Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка. | Выявление уровень компетентности родителей по психологической готовности к школе | |
Анкетирование «Педагог глазами ребенка» | Выявление возможных проблем во взаимодействии с родителями и перспективы их устранения | |
Рекомендации по итогам обследования детей | Мотивирование родителей на работу направленную на подготовку детей к школе. | |
Консультации по проблемам подготовки к школе. | Психологическое просвещение родителей, мотивирование на совместную подготовку детей к школьному обучению. | |
Педагогические гостиные «Психологическая готовность к школе» | Психологическое просвещение родителей | |
Выступление на родительском собрании Тема: «Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Кризис 7 лет». | Обогащение воспитательного опыта родителей. | |
Деловая игра «Семья на пороге школы» | Определение важных компонентов психологической готовности к школе | |
Информационные проспекты: - За год до школы -Множество почему перед школой - Развитие мелкой моторики пальцев рук - Развитие познавательных процессов - Формирование внутренней позиции школьника - Возрастные особенности детей 6- 7 лет Буклеты: Кризис 7 лет - Скоро в школу - Как научить ребенка правильно держать ручку | Психологическое просвещение родителей | |
Размещение информации на персональный сайт педагога- психолога и в разделе педагога- психолога на сайте ДОУ | Психологическое просвещение родителей по актуальным вопросам по готовности к школе | |
Размещение информации на персональный сайт педагога-психолога и в разделе педагога-психолога на сайте ДОУ | Психологическое просвещение родителей | |
Заключительный | Подведение итога и анализ результата проекта. | Подведение итогов работы по проекту, анализ полученных результатов, сравнение с результатами диагностики, полученной на начало года. |
Публикация и распространение наработанного материала | Размещение информации на персональный сайт педагога-психолога и в разделе педагога- психолога на сайте ДОУ |
Литература
- М.А. Панфилова. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием/Психологическая наука и образование, 2010, №3.
- Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - С. 164-170.
- Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.
- Эльконин Д.Б Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
- Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С. 4-10.
- Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С. 24-28.
- Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С. 47-65.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
- Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
- Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
- Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
- Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
- Родительские собрания: подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО, 2008. - 336 с.
- Рылеева Е. В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 104-111.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
- Юдина Е. П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 82-85.
- Юдина Т. П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 62-74.
- В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
- Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
- Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
- Лаврентьева М. В. Психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в детский сад http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36676.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...