Проект "Ступеньки к школе"
проект (подготовительная группа)

Тарасова Анна Николаевна

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». (Венгер Л. А.)

 

  Для многих родителей 6 – 7 летних детей становится актуальным вопрос, связанный с поступлением в школу. Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekta_stupenki_k_shkole.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Ступеньки к школе»

Разработала и провела: педагог-психолог Тарасова А. Н

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л. А.)

  Для многих родителей 6 – 7 летних детей становится актуальным вопрос, связанный с поступлением в школу, и большинство из них, убеждены, что залог отличного обучения заложен в таких навыках, как умение читать, считать и писать. Но очень часто такие дети испытываю трудности при поступлении в школу: быстро утомляются, не могут сконцентрировать внимание, теряют интерес, мотивацию к учебе и многое другое. Это говорит о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой в настоящее время.

        Психологическая незрелость детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

       Также не стоит отбрасывать то, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Поэтому во время подготовки к школе нужно рассматривать и индивидуальные потребности таких детей. 

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).

Но главное, что необходимо ребенку - положительная мотивация к учению.  Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Таким образом, становится актуальна потребность в психологической подготовке дошкольника к обучению в школе, актуально проводить систему мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Это требует от педагогов  и родителей  определенной компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий, позволяющих педагогам и родителям повысить эту компетентность.  А педагогам, в этом направлении, перестроить свою работу в соответствии с ФГОС.

При подготовке к школе, педагоги должны ориентироваться на целевые ориентиры ФГОС, на основе которых на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать такими качествами, как:

  • Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Способность выбирать  себе род занятий.
  • Уверенность в своих силах, открытость  внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.
  • Обладание чувством собственного достоинства.
  • Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  • Подчинение разным правилам и социальным нормам.
  • Проявление творческих способностей.
  • Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной  и мелкой  моторики).
  • Способность к волевым усилиям.
  • Проявление любознательности.
  • Склонность к наблюдению, экспериментированию.
  • Способность к принятию собственных решений.

Паспорт проекта

Разработанный проект «Ступеньки к школе», содержит развивающие занятия и мероприятия, направленные на развитие  необходимых познавательных процессов, мотивации, уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.

Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.

Задачи проекта:

  • Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, укрепляя психическое здоровье дошкольника;
  • Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе включая в целостный педагогический процесс, разносторонние формы совместной деятельности;
  • Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку, способствующие принятию новой социальной позиции "школьника";
  • Способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой;
  • Повышать уровень компетентности воспитателей и родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов в этом направлении.

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный,

психолого-просветительский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: сентябрь  2021 – май 2022 уч.г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, воспитатели, родители дошкольников

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей       подготовительной к школе группы ДОУ.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки детей к школе.

Реализация проекта

Этап

Содержание работы

Результат

Подготовительный

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Постановка цели и задач проекта

Составление плана реализации проекта

Подбор художественной литературы на формирование внутренней позиции школьника

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»;

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Л. Фадеева «Мы теперь ученики»

Л. Воронцова «Подружки иду в школу»

Толстой Л.Н. Детство. Филиппок.

Айтматов Ч. Первый учитель.

Подбор материала для диагностики

Экспресс-диагностика в детском саду Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко

Диагностика Т.А. Нежнова «Беседа о школе».

Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Анкета «Педагог глазами родителей»

Анкета «Кризис 7 лет»

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Подбор материала для развития познавательных процессов

Картотека загадок о школе и школьных принадлежностях

Дидактическая игра

Интеллектуальные игры

Развивающие  игры

(Приложение)

Разработка цикла занятий по подготовке к школе

Развивающие занятия «В школу с радостью»

Подбор репродукций картин известный художников

Школьный вернисаж (Приложение)

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Папки-передвижки, информационные проспекты, буклеты

Основной

Работа с детьми

Проведение диагностики

Корректировка занятий по подготовке к школе по выявленным проблемам

Разработка рекомендаций по подготовке детей к школе для педагогов и родителей

Проведение занятий по подготовке к школе

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Беседы «О школе», «Школьная библиотека», «Правила поведения в школе»,

Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении, о школе

Презентация «Школа»

Продолжать воспитывать желание к школьному обучению, желание больше узнать о школе

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми

Чтение художественной   литературы

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению

Мероприятия «Путешествие в страну сказок» (совместно с учителем-логопедом),

Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным  правилам

Мероприятия  «Здравствуй, школа» (совместно со старшим воспитателем)

Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учить самостоятельно находить решение поставленной задачи

Проведение игр в вечернее время (ПРИЛОЖЕНИЕ )

Развитие познавательных процессов

Викторина «Скоро в школу»

Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности

Вечер загадок о школьных принадлежностях(Приложение )

Развитие логического мышления

Выставка  рисунков «Я будущий ученик»,  «Школа, в которой я хочу учиться», «Пой портфель», «Рисуем по клеточкам»

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки

Экскурсия в школу

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни

Школьный вернисаж

Познакомить детей с картинами русских художников, изображающих школу, учеников, школьную жизнь прежних времен. Формировать умение правильно воспринимать и чувствовать настроении картины.

Работа с педагогами

Анкетирование

Оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Памятка для воспитателей

«Готовим детей к школе»

Привлечение родителей к проблемам по психологической подготовке детей к школе

Рекомендации по итогам обследования детей

Индивидуальная работа с детьми на развитие менее развитых познавательных психологических процессов

Консультации «Как помочь гиперактивному ребенку», «Что стоит за плохим поведением», «Психологическая готовность детей к школе»

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Размещение информации на персональный сайт педагога-психолога и в разделе педагога-психолога на сайте ДОУ

Психолого-педагогическое просвещение по вопросам подготовки дошкольников к школе

Работа с родителями

Анкетирование

«Значимость компонентов психологической готовности» (по мнению родителей)

Цель: проанализировать особенности родительской позиции  по подготовке ребенка к обучению в школе.

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.

Выявление уровень  компетентности родителей по психологической готовности к школе

Анкетирование «Педагог глазами ребенка»

Выявление возможных проблем во взаимодействии с родителями и перспективы их устранения

Рекомендации по итогам обследования детей

Мотивирование родителей на работу направленную на подготовку детей к школе.

Консультации по проблемам подготовки к школе.

Психологическое просвещение родителей, мотивирование на совместную подготовку детей к школьному обучению.

Педагогические гостиные «Психологическая готовность к школе»

Психологическое просвещение родителей

Выступление на родительском собрании

Тема: «Характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Кризис 7 лет».

Обогащение воспитательного опыта родителей.

Деловая игра «Семья на пороге школы»

Определение важных компонентов психологической готовности к школе

Информационные проспекты:

- За год до школы

-Множество почему перед школой

- Развитие мелкой моторики пальцев рук

- Развитие познавательных процессов

- Формирование внутренней позиции школьника

- Возрастные особенности детей 6- 7 лет

Буклеты:

Кризис 7 лет

- Скоро в школу

- Как научить ребенка правильно держать ручку

Психологическое просвещение родителей

Размещение информации на персональный сайт педагога-

психолога и в разделе педагога-

психолога на сайте ДОУ

Психологическое просвещение родителей по актуальным вопросам по готовности к школе

Размещение информации на персональный сайт педагога-психолога и в разделе педагога-психолога на сайте ДОУ

Психологическое просвещение родителей

Заключительный

Подведение итога и анализ результата проекта.

Подведение итогов работы по проекту, анализ полученных результатов, сравнение с результатами диагностики, полученной на начало года.

Публикация и распространение наработанного материала

Размещение информации на персональный сайт педагога-психолога и в разделе педагога-

психолога на сайте ДОУ


Литература

  1. М.А. Панфилова. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  3. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием/Психологическая наука и образование, 2010, №3.
  5. Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - С. 164-170.
  6. Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.
  7. Эльконин Д.Б Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
  8. Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С. 4-10.
  9. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С. 24-28.
  10. Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С. 47-65.
  11. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
  12. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
  13. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
  14. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
  15. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
  16. Родительские собрания: подготовительная группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО, 2008. - 336 с.
  17. Рылеева Е. В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 104-111.
  18. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
  19. Юдина Е. П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 82-85.
  20. Юдина Т. П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 62-74.
  21. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
  22. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
  23. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
  24. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
  25. Лаврентьева М. В.  Психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в детский сад http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36676.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...