Статья " Чтение как культурный феномен"
статья (старшая группа)

Алексеева Наталья Юрьевна

Процесс овладения чтением не просто процесс обучения, это – образовательный процесс. Попадая в новый мир, ребенок познает русскую культуру, развивает свои речевые способности, память, мышление, воспитывается в духе уважения к культуре, патриотизма, взаимопонимания, наконец, обучается читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chtenie_kak_kulturnyy_fenomen.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №146 "Петушок"

 города Чебоксары Чувашской Республики

Статья

на тему: Чтение как культурный феномен

Выполнила воспитатель: Алексеева Н.Ю, Тихонова Э.Ю.

Роль чтения в развитии и воспитании человека.

Аннотация: В статье рассматривается процесс овладения чтением.

Ключевые слова: Чтение, дошкольный возраст.

Процесс овладения чтением не просто процесс обучения, это – образовательный процесс. Попадая в новый мир, ребенок познает русскую культуру, развивает свои речевые способности, память, мышление, воспитывается в духе уважения к культуре, патриотизма, взаимопонимания, наконец, обучается читать. Таким образом, обучение – и по содержанию, и по цели – утилитарно, оно – лишь один аспект образования, его технологическая сторона. Другими аспектами являются познание, развитие и воспитание; именно они обеспечивают достижение цели образования –– формирование человека как индивидуальности: развитие его духовных сил, способностей, воспитание его человеком нравственным, морально-ответственным за себя и других, социально полезным. Это означает, что целью обучения чтению следует считать не «обучение общению», а формирование и развитие, его индивидуальности.

Любое образование достигает своей цели только в том случае, когда его содержанием является культура. Образование и служит для того, чтобы передавать культуру следующим поколениям.

Чтение- это одна из высших функций головного мозга человека. Из всех живых существ на Земле только люди умеют читать. Как отмечает Глен Домен: «Чтение – один из самых важных в жизни навыков, потому что в сущности все обучение основано на умение читать. И лишь человек обладает возможностью и способностью читать- воспринимать абстрактный язык, зафиксированный в письменной форме.

Решением вопроса о методах и способах обучения дошкольников чтению занимались следующие авторы: Е. А. Бугрименко, И. Голуб,                   В. Г. Горецкий, О. Е. Жиренко, Н. С. Жукова, Н. Зайцев,  Л. Ф. Климанова,  Л. А. Обухова,  Ю. В. Тумаланова,  П. В. Тюленев, Т. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин.

Исследование выявило, что 100% детей не владеют навыками чтения, большинство детей испытывают трудности при узнавании букв алфавита. Лишь двое детей знают все буквы алфавита.

После анализа результатов можно утверждать, что уровень усвоения элементов грамоты детьми 4-5 лет экспериментальной группы недостаточен для успешного усвоения процесса чтения.

Сформулированные выводы позволили нам определить основные этапы работы и реализовать их в ходе формирующего эксперимента.

Осуществление контрольного обследования по следам формирующего эксперимента показало, что процесс усвоения чтения детьми экспериментальной группы в соответствии с предложенными в работе методическими рекомендациями дало положительный результат в 92% случаев. Эффективность проведённых мероприятий в экспериментальной группе возросла: детей с нулевым уровнем стало меньше на 86%, а с низким уровнем – на 67%.

Список литературы

  1. Владимир Путин: Повышение интереса к чтению становится общенациональной задачей. URL: http://www.rbcdaily.ru
  2. Национальная программа поддержки и развития чтения. URL: http://www.mcbs.ru
  3. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000.
  4. Бугрименко Е. А. Чтение без принуждения / Е. А. Бугрименко,                          Г. А. Цукерман. – М. : Интор, 1998.
  5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2008. – 668 с.
  6. Голуб И. Азбука-читалочка. У кота ученого / И. Голуб. – М. : Владич, 1999.
  7. Ильин А. М. Букварь XXI века / А. М. Ильин, Л. П. Ильина . – СПб. : Сфера, 1992.
  8. Пятак, С. В. Узнай звуки и буквы  : для детей 4-5 лет / С. В. Пятак. – М. : ва : ЭКСМО, 2007. - 152 с.
  9. Резниченко Т. Учимся читать интересно и легко / Т. Резниченко                          // Дошкольное воспитание – 2008. – N 9. – С.36-40.
  10. Спутник букваря / авт-сост. Г. П. Шалаева. - М. : ЭКСМО : Слово, 2007. –127 с.
  11. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2009.
  12. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : ВЛАДОС, 2001.
  13. Школьник, Ю. К. Учимся читать  : пособие для дошкольного обучения         / Ю. К. Школьник, Ю. Е. Золотарева. – М. : ЭКСМО, 2006. – 113 с.
  14. Эльконин Д. Б. Как научить детей читать / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение,  1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста..."

В статье изложен материал по формированию культурно-гигинических навыков у детей дошкольного возраста.  При использовании каждый день гиги-ческих навыков ,у детей формируется навык самообслуживан...

СТАТЬЯ на тему: "Культурно - гигиенические навыки в младшем дошкольном возрасте"

Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков....

Статья "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, ...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Статья "Детство как социальный феномен"

Актуальность темы в последнее десятилетие XX века в мировом сообществе проблемы детства обсуждаются с особым вниманием. В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления ...

Статья «Детство как социокультурный феномен»

В качестве методологических ориентиров современной дошкольной педагогики в статье рассматриваются существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные ав...

Статья на тему:"Социокультурный феномен детской игры в современных исследованиях"

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.В статье раскрываются взгляды современных психологов и педагогов на детскую игру и ее роль в развити...