«Формирование предпосылок функциональной грамотности, посредством квест- технологии»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

      С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.

     Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

      На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_mart_2022g.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -  детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

«Формирование предпосылок функциональной грамотности, посредством квест- технологии»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=474e32dfd90bff284cca210466e09a50-5449562-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=200&h=150

        

                                                                            Подготовила:  педагог ВКК

                                                                                                     Первухина Л.В.

Март, 2022г.

      С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.

     Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

      На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

     Но, как же прийти к этому, что сделать, чтобы обеспечить продуктивность формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников, какие технологии применять? Конечно же, активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

      Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей, которые только еще начинает использоваться педагогами. Идея квеста идеально подходит для ДОУ.

       Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

      Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

       В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

     Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, осуществляемый в процессе игровой деятельности. Квесты являются современной эффективной образовательной формой деятельности детей дошкольного возраста. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

      Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО, так как способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.

      Не всегда дети чётко должны выполнять задания, которые даёт педагог, очень хорошо, что что-то вдруг пошло не так и именно не в репетированной, непредсказуемой ситуации происходит развитие самого педагога. Педагог на протяжении всего поиска может с лёгкостью менять мезосцены, добавлять или убирать задания. Очень важна естественность происходящего в проведении квестов. Когда педагог жёстко выстраивает ход квеста и он становится чётко структурным, естественность восприятия ребёнка нарушается, он попадает в рамки, а рамки противоречат свободе выбора, экспромту, спонтанности, креативности. Это игра, а когда взрослый смотрит на часы, игра перестаёт быть игрой. Оптимальное разнообразие непредсказуемости, не однотипности, эмоциональной позитивной окраски, не прогнозируемости того, что будет, всё это безусловно будет сильно влиять на появление и удержание детской мотивации.

Достоинства квестов для детей дошкольного возраста

1.Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

2.Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.

3.Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

4.Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач.

5.В квестах развивается свободное общение со взрослыми и детьми. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу.

6.Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Способствуют сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

7.Ребёнку отдаётся ведущая роль, а педагог лишь направляет его деятельность в нужном направление.

8.В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активного взаимодействия с семьями воспитанников.

9.Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

10.Возможность введения в игру разнообразных заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт.

11.Приобретённый в ходе игры поисково-познавательный опыт дети-дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.

12.Возможность интерактивной работы с родителями. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований.

13.Проведение квест-игр создаёт условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания и организации квестов в семье.

Для достижения результатов своей деятельности педагог должен уметь реализовывать свой творческий потенциал, и при этом он должен быть профессионально подкован. надо помнить, что формирование личности воспитанника и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Научиться действовать дети могут только в процессе самого действия, а каждодневная работа воспитателя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность воспитанников, соответствующую их возрастной ступени.

Таким образом, использование квест-технологии, прямо или косвенно ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но реализуются ли эти потенции в дальнейшей жизни — будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Литература:

Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова Обруч. - 2019. № 1. С. 3-6

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С.44.

Степанова С. И. «Функциональная грамотность в ДОУ» https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/formirovanie-predposylok-funktsionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov.html

Часовских А.В. «Развитие современного ребенка дошкольного возраста»https://infourok.ru/razvitie-sovremennogo-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-3450882.html

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/418153-formirovanie-predposylok-funkcionalnoj-gramot


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»

изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»

Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взросл...

Формирование предпосылок функциональной грамотности посредством Квест-технологии

Квест-технология – это педагогическая технология, основанная на системно-деятельностном и личностном подходах, сочетающая технологии проблемного, проектного и игрового обучен...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности посредством квест-технологии»

laquo;Квест» – это командная игра.Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания.Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовосп...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...