Занятие "Кубанские рушники"
материал (старшая группа)
Целью занятия являлось закрепление знаний детей о народно-прикладном искусстве Кубани, формирование представления о традициях кубанского быта, и .т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_zanyatie_baluh.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве Кубани - вышивкой;
- формировать представление о традициях кубанского быта;
- воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.
Предварительная работа:
- знакомство детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой, вязанием крючком;
- ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками;
- прослушивание аудио и просмотр видео записей Кубанского казачьего хора;
- разучивание кубанских песен, хороводов, пословиц и поговорок.
Материал: рисунки будущих вышивок, элементы кубанской одежды, вышитые гладью, крестом, строчевой; уголок спальни, украшеннный в кубанском стиле: стол, покрытый настольником, икона, украшена рушником, кровать, покрытая лоскутным одеялом, стол у иконы, покрытый салфеткой, пяльцы с натянутой тканью, сундук, лавки, коврики на полу; бумага, кисти, краски; запись кубанских песен.
Ход занятия:
Воспитатель:
В старые времена, также как и сейчас, светило солнце, росли деревья и травы, цвели цветы, а в лесах жили птицы и звери.
Жила - была на свете в то время Марья — искусница. Любила она гулять по полям да по лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что не увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки специально для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений. Из них она сделает краску. Умелая да ловкая была Марья - искусница. Вот и сложили о ней сказку.
Всех девушек она научила своему умению. Стали и они украшать занавески, скатерти, а к свадьбе своей девушки - казачки должны были обязательно вышить полотенца, которые назывались - рушники, не менее двенадцати штук. Полотенцами украшали в доме окна, зеркала, красные углы, где висели иконы, стены во время свадьбы. И красовались на этих рушниках диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой, охраняет благополучие и счастье семьи.
Воспитатель:
В каждой кубанской семье женщины должны были уметь ткать и вышивать. Зимними холодными вечерами женщины, девушки и девочки с шести-девяти лет собирались вместе на сходницу и занимались рукоделием - вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Не зря есть пословица: "Собирай всю родницу на веселую сходницу". Задушевная песня помогала им в работе. Вот я и приглашаю вас в хату на веселую сходницу, милости прошу! (воспитатель надевает фартук, украшенный народным кубанским орнаментом, все проходят в спальню, которая украшена в кубанском стиле: стол, покрытый настольником, икона, украшена рушником, кровать, покрытая лоскутным одеялом, стол у иконы, покрытый салфеткой, лавки, коврики на полу)
- Проходите, гости дорогие, ко мне в хату. Посмотрите, сколько красивых вещей у меня. Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название? (настольник, его клали на стол).
- А как на Кубани называли полотенце? (показывает рушник, дает полюбоваться вышивкой) - (ответы детей) - рушник.
- Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы? (ответы детей - они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
- А какие цвета использовали? (ответы детей - чаще всего красный и черный). Красный цвет - символ солнца, огня, крови. Огонь считался братом солнца. Цвет красный - это любовь, красота, смелость, великодушие, победа. Черный - цвет земли, пашни, ночи, покоя. Зелёный - использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.
Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. (Во время рассказа дети передвигаются по "хате", рассматривают вещи, трогают руками.
- Существовал старинный обряд: весной девушки выходили на улицу с рушниками и встречали весну.
Первый вариант:
- А вы хотели бы попробовать сделать свои рушники? (да)
- Тогда присаживайтесь за мой стол. Посмотрите, на нем все есть для рукоделия. Только рушники мы будем делать из бумаги и вместо ниток использовать краски и кисточки.
Второй вариант:
- Девочки, а вы могли бы мне помочь? Видите, у меня сегодня гости. Я для них приготовила в подарок рушники, но, к сожалению, не успела их красиво украсить. Может, вы мне поможете их украсить?
- На рушниках нет бахромы – вы ее должны сделать с помощью ножниц. А когда сделаете бахрому, можете украшать рушник любыми понравившимися вам элементами кубанской вышивки (девочки садятся за стол и начинают делать рушники).
Рефлексия.
- Казачки мои маленькие! А кому же вы сегодня помогали? (вам, мы помогали украшать рушники в подарок гостям)
- И у вас это получилось? (да, посмотрите, какие у нас красивые расписные рушники получились: с петухами, павлинами, с красивыми цветами)
- А что вам больше всего понравилось?
В конце занятия воспитатель задаёт детям вопросы: как назывались полотенца, для чего они вышивались, какие орнаменты использовали в работе, нитки каких оттенков чаще всего встречаются на вышитых изделиях.
Девочка:
- На Кубани гости никогда не уходили без подарка. Примите от нас кубанский каравай с пожеланиями здоровья, счастья и добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК), «Музыка» (интеграция) с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...
Интегрированное занятие "Рушник-символ семьи казаков
Цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста...
Рушники в петухах
- познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой;- дать представление о традициях кубанского быта;- воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани....
"Полотенце - рушник." "Маленькое дело лучше большого безделия."
Тема: "Полотенце - рушник"."Маленькое дело лучше большого безделия". Программное содержание.1. Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка.2. Продолжать знакомить де...
«По стране Старине. Рушники и вышивка Курского края».
Совместная деятельность педагога и детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «По стране Старине. Рушники и вышивка Курского края»....
Рушники кубанских мастериц. Буклет.
Буклет. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от соци...
Интегрированная ООД в старшей группе с применением нетрадиционной техники лепки «Волшебный узор на рушнике»
Комплексное занятие по народно-прикладному искусству....