Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
картотека
Дидактическая игра является одним из основных средств сенсорного развития ребенка раннего возраста. Дидактические игры развивают интерес детей в сравнивании, классификации и уточнении их собственных знаний. И можно с уверенностью сказать, что это и есть основа в познании окружающего мира детьми раннего возраста. Представленные дидактические игры могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Гришина Елена Владимировна
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Дидактическая игра является одним из основных средств сенсорного развития ребенка раннего возраста. Дидактические игры развивают интерес детей в сравнивании, классификации и уточнении их собственных знаний. И можно с уверенностью сказать, что это и есть основа в познании окружающего мира детьми раннего возраста.
Представленные дидактические игры могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.
Игры на развитие восприятия цвета
"Чудесные грибочки"
Цель: обогащать в игре сенсорный опыт детей, закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: разноцветные грибочки, корзиночки под цвет грибов.
Ход игры: Педагог объясняет ребенку, что сейчас малыш отправится собирать необыкновенные грибы, а именно разноцветные, и собрать их нужно в корзину определенного цвета. Красные грибочки в красную корзину, желтые в жёлтую.
"Посади жука на свой листок"
Цель: учить детей различать четыре основных цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и какого они цвета. Жуки любят отдыхать на листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.
"Воздушные шарики"
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета. Красный, жёлтый, голубой шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать надо ленту привязать. Мы в руки ленточки возьмём и шар по цвету им найдём.
"Подбери чашки к блюдцам"
Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Дидактические материалы и оборудование: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов.
Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
"Чашечки и блюдца"
Цель: обогащать в игре сенсорный опыт детей, закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: разноцветные чашки и блюдца; кукла.
Ход игры: Педагог просит ребенка накрыть стол для куклы, а именно подобрать чашки к блюдцам по цвету.
"Наведём порядок"
Цель: обогащать в игре сенсорный опыт детей, закреплять знание геометрических фигур; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие
Дидактические материалы и оборудование: коробочки разного цвета, картинки с разноцветными предметами.
Ход игры: Педагог обращает внимание, на то, что зайчик разбросал картинки и нужно помочь ему эти картинки собрать в коробочки, но обязательно подобрать к картинке.
"Найди такой же цветочек"
Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть четыре основных цвета.
Дидактические материалы и оборудование: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же изображения цветков меньшего размера (раздаточный материал).
Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам.
"Поможем зайчику"
Цель: закреплять цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: баночки, пуговицы среднего размера.
Ход игры: Перед ребенком рассыпанные на столе пуговицы. Педагог рассказывает, что здесь пробегал зайчик и рассыпал пуговички и не сможет сшить рубашечку зайчатам. И очень расстроится, если у зайчат не будет рубашечек. Далее педагог сам предлагает собрать пуговички и отправит в лес зайчику, но так, что бы в баночке жёлтого цвета были жёлтые пуговички, а в баночке зелёного цвета - зеленые.
"Разноцветные бусы"
Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Дидактические материалы и оборудование: по четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход игры: на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).
"Загадочные пуговки"
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Дидактические материалы и оборудование: картонное полотно, разделённое на четыре сектора (основные цвета), набор разных пуговиц четырёх основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает цветное полотно и рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все пуговки разного цвета. Каждая пуговка живет в домике своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь пуговкам найти свой домик. Есть чудо - пуговки у нас, поиграем мы сейчас. В руки пуговки возьмём и дом по цвету им найдём.
"Заплатки"
Цель: обогащать в игре сенсорный опыт детей, закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: вырезанные предметы одежды ( платье, юбка, шапка, штаны), заплатки к предметам одежды.
Ход игры: Педагог объясняет, что детки так играли, что порвали одежду и нужно ее починить. К чёрным штанишкам нужно подобрать чёрную заплатку, подходящей формы, к платью нужно подобрать красную заплатку и так далее.
"Магазин игрушек"
Цель: учить детей группировать предметы по цвету.
Дидактические материалы и оборудование: карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т. п.)
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку, уточняя её цвет). Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета. Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.
"Варежки"
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.
Дидактические материалы и оборудование: вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
Игры на развитие восприятия величины
"Накрой шляпой"
Цель: познакомить с величиной посредством практических действий, с понятиями
Дидактические материалы и оборудование: шляпа, предметы и игрушки разной величины.
Ход игры: Предложите ребёнку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помещаются только маленькие игрушки.
"Пирамидки"
Цель: знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способами наложения.
Дидактические материалы и оборудование: Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт., чтобы ребёнок не отвлекался на цвет и не обращал внимание на размер колец). Предложите ребёнку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.
"Найди домик для матрёшки"
Цель: знакомить с понятиями «большой - маленький».
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие.
Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие. В этих сказочных домиках живут матрёшки. Матрёшки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждой матрёшки.
"Выбери пуговки"
Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.
Дидактические материалы и оборудование: 2 коробочки: большая и маленькая, набор пуговиц разных по величине (большие и маленькие).
Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.
"Зоопарк"
Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов.
Дидактические материалы и оборудование: игрушки зверей разных размеров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор знакомых животных разной величины. Рассматривают: «Это кто?», «А это кто?» и т.д. Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих детёнышей и предлагает им помочь их найти. Педагог берёт большого мишку и предлагает найти маленького и т.п. В случае затруднения используем совместные
действия.
"Спрячь шарик в ладошках"
Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Дидактические материалы и оборудование: два комплекта больших и маленьких шаров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берёт большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей:
«Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой - не спрятался, его видно».
"Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях"
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактические материалы и оборудование: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Ход игры: Вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
Игры на развитие восприятия форм
"Фигуры играют в прятки"
Цель: познакомить с объёмными геометрическими телами - кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Дидактические материалы и оборудование: картонная коробка среднего размера (1 - 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.
Ход игры: покажите детям коробочку и научите их проталкивать в прорези - сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: "Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку". раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке.
"Башня"
Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Дидактические материалы и оборудование: пластмассовые или деревянные вкладыши - пирамидки квадратной и круглой формы.
Ход игры: Предложите ребёнку разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни - пирамиды. Для того, чтобы ребёнку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы - квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.
"Круг - квадрат"
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Дидактические материалы и оборудование: по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это - круг, а вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?».
"Найди варежку"
Цель: учить узнавать и называть геометрические формы - круг, квадрат, треугольник.
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения варежек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения варежек. Куклы перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте поможем куклам и разберём варежки по парам. В случае затруднения используем совместные действия.
"Найди подходящую заплатку"
Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).
Дидактические материалы и оборудование: геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель раздаёт трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.
"Закрой окошко в домике"
Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат домики с окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой.
"Спрячемся от дождика"
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Дидактические материалы и оборудование: набор геометрических фигур из кругов, квадратов и треугольников разного размера, три рисунка зонтиков.
Ход игры: Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. Игровая ситуация: «В тёплый солнечный денёк вышли круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и пошёл дождик. Геометрическим фигурам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть, но каждой фигуре надо найти свой зонтик.
"Покажи такую же"
Цель: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
Дидактические материалы и оборудование: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами.
Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка, приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры и педагог просит показать такую же фигуру, как у него.
«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической формы на ощупь по зрительно - воспринимаемому образцу.
Дидактические материалы и оборудование: непрозрачный мешочек, два набора плоскостных и объёмных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик).
Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических форм. Второй такой же набор находится на столе перед ребёнком. Ребёнку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал воспитатель.
"Красивые матрёшки"
Цель: закреплять знание геометрических фигур; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: матрёшки, вырезанные украшения для сарафана матрёшек в форме геометрических фигур.
Ход игры: Педагог просит украсить сарафан матрёшкам имеющимися деталями.
Библиографический список
1. Леонтьева А. П. Классификация современных дидактических игр / А. П. Леонтьева - М.: Лань, 2019.
2. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 1996.
3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша / Э.Г. Пилюгина - М.: Мозаика - Синтез, 2003.
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей / Е.А. Янушко - Валдос, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-958049-1507830245.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/24/picture-1065037-1703445054.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
КАРТОЧКА№1Игра «Найди цветочек для божьей коровки»Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цветуМатериал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зел...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/27/picture-1130696-1553655433.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-1305265-1610798429.jpg)
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856646-1480057705.jpg)
КАРТОТЕКА дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
КАРТОТЕКАдидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...