Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
картотека
Дидактическая игра является одним из основных средств сенсорного развития ребенка раннего возраста. Дидактические игры развивают интерес детей в сравнивании, классификации и уточнении их собственных знаний. И можно с уверенностью сказать, что это и есть основа в познании окружающего мира детьми раннего возраста. Представленные дидактические игры могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensornomu_razvitiyu_detey_rannego_vozrasta.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Гришина Елена Владимировна
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Дидактическая игра является одним из основных средств сенсорного развития ребенка раннего возраста. Дидактические игры развивают интерес детей в сравнивании, классификации и уточнении их собственных знаний. И можно с уверенностью сказать, что это и есть основа в познании окружающего мира детьми раннего возраста.
Представленные дидактические игры могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.
Игры на развитие восприятия цвета
"Чудесные грибочки"
Цель: обогащать в игре сенсорный опыт детей, закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: разноцветные грибочки, корзиночки под цвет грибов.
Ход игры: Педагог объясняет ребенку, что сейчас малыш отправится собирать необыкновенные грибы, а именно разноцветные, и собрать их нужно в корзину определенного цвета. Красные грибочки в красную корзину, желтые в жёлтую.
"Посади жука на свой листок"
Цель: учить детей различать четыре основных цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и какого они цвета. Жуки любят отдыхать на листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.
"Воздушные шарики"
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета. Красный, жёлтый, голубой шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать надо ленту привязать. Мы в руки ленточки возьмём и шар по цвету им найдём.
"Подбери чашки к блюдцам"
Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Дидактические материалы и оборудование: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов.
Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
"Чашечки и блюдца"
Цель: обогащать в игре сенсорный опыт детей, закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: разноцветные чашки и блюдца; кукла.
Ход игры: Педагог просит ребенка накрыть стол для куклы, а именно подобрать чашки к блюдцам по цвету.
"Наведём порядок"
Цель: обогащать в игре сенсорный опыт детей, закреплять знание геометрических фигур; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие
Дидактические материалы и оборудование: коробочки разного цвета, картинки с разноцветными предметами.
Ход игры: Педагог обращает внимание, на то, что зайчик разбросал картинки и нужно помочь ему эти картинки собрать в коробочки, но обязательно подобрать к картинке.
"Найди такой же цветочек"
Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть четыре основных цвета.
Дидактические материалы и оборудование: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же изображения цветков меньшего размера (раздаточный материал).
Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам.
"Поможем зайчику"
Цель: закреплять цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: баночки, пуговицы среднего размера.
Ход игры: Перед ребенком рассыпанные на столе пуговицы. Педагог рассказывает, что здесь пробегал зайчик и рассыпал пуговички и не сможет сшить рубашечку зайчатам. И очень расстроится, если у зайчат не будет рубашечек. Далее педагог сам предлагает собрать пуговички и отправит в лес зайчику, но так, что бы в баночке жёлтого цвета были жёлтые пуговички, а в баночке зелёного цвета - зеленые.
"Разноцветные бусы"
Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Дидактические материалы и оборудование: по четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход игры: на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).
"Загадочные пуговки"
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Дидактические материалы и оборудование: картонное полотно, разделённое на четыре сектора (основные цвета), набор разных пуговиц четырёх основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает цветное полотно и рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все пуговки разного цвета. Каждая пуговка живет в домике своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь пуговкам найти свой домик. Есть чудо - пуговки у нас, поиграем мы сейчас. В руки пуговки возьмём и дом по цвету им найдём.
"Заплатки"
Цель: обогащать в игре сенсорный опыт детей, закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: вырезанные предметы одежды ( платье, юбка, шапка, штаны), заплатки к предметам одежды.
Ход игры: Педагог объясняет, что детки так играли, что порвали одежду и нужно ее починить. К чёрным штанишкам нужно подобрать чёрную заплатку, подходящей формы, к платью нужно подобрать красную заплатку и так далее.
"Магазин игрушек"
Цель: учить детей группировать предметы по цвету.
Дидактические материалы и оборудование: карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т. п.)
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку, уточняя её цвет). Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета. Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.
"Варежки"
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.
Дидактические материалы и оборудование: вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
Игры на развитие восприятия величины
"Накрой шляпой"
Цель: познакомить с величиной посредством практических действий, с понятиями
Дидактические материалы и оборудование: шляпа, предметы и игрушки разной величины.
Ход игры: Предложите ребёнку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помещаются только маленькие игрушки.
"Пирамидки"
Цель: знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способами наложения.
Дидактические материалы и оборудование: Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт., чтобы ребёнок не отвлекался на цвет и не обращал внимание на размер колец). Предложите ребёнку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.
"Найди домик для матрёшки"
Цель: знакомить с понятиями «большой - маленький».
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие.
Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие. В этих сказочных домиках живут матрёшки. Матрёшки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждой матрёшки.
"Выбери пуговки"
Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.
Дидактические материалы и оборудование: 2 коробочки: большая и маленькая, набор пуговиц разных по величине (большие и маленькие).
Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.
"Зоопарк"
Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов.
Дидактические материалы и оборудование: игрушки зверей разных размеров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор знакомых животных разной величины. Рассматривают: «Это кто?», «А это кто?» и т.д. Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих детёнышей и предлагает им помочь их найти. Педагог берёт большого мишку и предлагает найти маленького и т.п. В случае затруднения используем совместные
действия.
"Спрячь шарик в ладошках"
Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Дидактические материалы и оборудование: два комплекта больших и маленьких шаров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берёт большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей:
«Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой - не спрятался, его видно».
"Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях"
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактические материалы и оборудование: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Ход игры: Вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
Игры на развитие восприятия форм
"Фигуры играют в прятки"
Цель: познакомить с объёмными геометрическими телами - кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Дидактические материалы и оборудование: картонная коробка среднего размера (1 - 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.
Ход игры: покажите детям коробочку и научите их проталкивать в прорези - сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: "Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку". раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке.
"Башня"
Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Дидактические материалы и оборудование: пластмассовые или деревянные вкладыши - пирамидки квадратной и круглой формы.
Ход игры: Предложите ребёнку разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни - пирамиды. Для того, чтобы ребёнку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы - квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.
"Круг - квадрат"
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Дидактические материалы и оборудование: по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это - круг, а вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?».
"Найди варежку"
Цель: учить узнавать и называть геометрические формы - круг, квадрат, треугольник.
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения варежек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения варежек. Куклы перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте поможем куклам и разберём варежки по парам. В случае затруднения используем совместные действия.
"Найди подходящую заплатку"
Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).
Дидактические материалы и оборудование: геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель раздаёт трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.
"Закрой окошко в домике"
Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Дидактические материалы и оборудование: плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат домики с окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой.
"Спрячемся от дождика"
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Дидактические материалы и оборудование: набор геометрических фигур из кругов, квадратов и треугольников разного размера, три рисунка зонтиков.
Ход игры: Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. Игровая ситуация: «В тёплый солнечный денёк вышли круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и пошёл дождик. Геометрическим фигурам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть, но каждой фигуре надо найти свой зонтик.
"Покажи такую же"
Цель: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
Дидактические материалы и оборудование: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами.
Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка, приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры и педагог просит показать такую же фигуру, как у него.
«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической формы на ощупь по зрительно - воспринимаемому образцу.
Дидактические материалы и оборудование: непрозрачный мешочек, два набора плоскостных и объёмных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик).
Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических форм. Второй такой же набор находится на столе перед ребёнком. Ребёнку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал воспитатель.
"Красивые матрёшки"
Цель: закреплять знание геометрических фигур; развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие.
Дидактические материалы и оборудование: матрёшки, вырезанные украшения для сарафана матрёшек в форме геометрических фигур.
Ход игры: Педагог просит украсить сарафан матрёшкам имеющимися деталями.
Библиографический список
1. Леонтьева А. П. Классификация современных дидактических игр / А. П. Леонтьева - М.: Лань, 2019.
2. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 1996.
3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша / Э.Г. Пилюгина - М.: Мозаика - Синтез, 2003.
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей / Е.А. Янушко - Валдос, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
КАРТОЧКА№1Игра «Найди цветочек для божьей коровки»Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цветуМатериал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зел...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - к...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию...
КАРТОТЕКА дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
КАРТОТЕКАдидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...