Роль игрушки в жизни ребенка
материал

Гордина Евгения Александровна

Разностороннее воздействие на развитие ребенка может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность и соответствующий их подбор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushki_v_zhizni_rebenka.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игрушки в жизни ребенка

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными детскими играми является игровой материал, игрушки.

Игрушка помогает ребенку знакомиться с окружающим миром, через нее он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, ее организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина- в шафера. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребенок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных комбинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают игрушки, изображающие людей и предметы реального мира во всем многообразии: животных, птиц, рыб, растительность, средства передвижения, предметы техники, быта и т.д. С ними у дошкольников ассоциируются определенные представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт.

Образные игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они помогают ребенку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное. Чтобы почувствовать себя мамой, девочке нужна кукла, «шоферу» или «летчику» - машина или самолет. Игрушка помогает сделать действия детей реальными, что связано с интересной психологической особенностью игры. В ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети, но переживания играющих всегда искренние, настоящие, и действия их реальны.

Игрушка оказывает большое влияние на создание игрового образа. Например игрушечный волк из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» не производит на детей впечатление злого и хитрого зверя. Серая рубашка, яркие красные шаровары, желтые тапочки вызывают улыбку, а сам персонаж даже чувство симпатии. Поэтому в играх большинство детей изображали волка добрым: он хочет дружить с Красной Шапочкой, читает книжки бабушке, приносит ей в подарок елку, приглашает ее в детский сад на праздник. «Ты не бойся, Красная Шапочка, я тебя не съем, - говорит малыш. И бабушку твою есть не буду. У меня и зубов-то нет, посмотри!»

По мере развития ребенка меняется его отношение к игрушкам. Он начинает отбирать те, которые помогут ему реализовать свой замысел. Однако средством осуществления замысла игрушка может стать лишь в том случае, если ребенок правильно воспринимает ее образ, если у него имеются знания о предмете, изображаемом ею, если игрушка вызывает осознанный интерес и желание играть. Надо наблюдать, на что направлена его самодеятельность, и давать те игрушки, которые его самостоятельность стимулируют, организуют ее, направляют в определенное русло.

Ребенок начинает осваивать и познавать реальный мир в семье. Любовь к родителям и близким людям оказывает на детей большое влияние и вызывает желание стать «такой, как мама», быть «похожим на папу». Это определяет и тематику игр. Поэтому так велик у малышей интерес к куклам и игрушкам, изображающим предметы домашнего обихода.

Только на втором году жизни ребенок начинает играть с игрушками, используя их по функциональному назначению. Это значит, что малыш куколку укачивает, кормит, поит и т. п., на машине перевозит кубики, кукол и т. п. Он действует по подражанию, открыв для себя тайну игрушки: вот, оказывается, как можно с ней действовать, как следует поступать. Ребенок отображает кусочек собственной жизни. Он еще не берет на себя роль, а только неоднократно проигрывает само действие. Так в жизни маленького ребенка рождается сюжетно-отобразительная игра. Игрушка прежде всего должна быть удобна для ребенка, выразительна, разнообразна в употреблении. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку полутора-двух лет нужна кукла с образом сверстника - голыша, мальчика, девочки. Нужны куклы с вращающимися ручками и ножками, двухлетнему ребенку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися глазками позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т. п. Малыш демонстрирует развернутость ситуаций, игра более насыщена и приближена к жизни. Подражание взрослым формирует ролевое поведение в игре.

Изучение игрового поведения детей третьего года жизни, связанного с выбором игрушек, показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки -животные. Малыши очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку. Ребята более старшего возраста (3-4года) любят играть с плоскостными моделями, изображающие животных. Значительно расширяется номенклатура детской избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным -«зверушкам» (волк, медведь, лиса, кабан, заяц, тигр и пр.). Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот, «кашалотик-кашалот» и пр. У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.

Среди игрушек особое место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в фартучке, свинка в платьице, петушок в сапожках и т. п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т. е. действовать, как с куклой. Такая аналогия позволяет во-первых, организовать игры и инсценирование с игрушками-животными как с «живыми» объектами на уровне знаний доступных ребенку; во-вторых, учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т. п.) и закреплять обобщенные представления о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в- четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности. Следует принять во внимания, что с возрастом игра ребенка усложняется. Он проигрывает довольно сложные сюжеты, в которых задействованы не только сюжетные игрушки, но и строительные наборы. Ребенку необходимы строительные наборы, включающие объемные геометрические фигуры: кубы, параллепипеды, призмы, пластины, цилиндры, бруски и пр.

Игрушки отображающие наш быт (утюги, посуда, мебель и пр.) по предпочтению вышли на третье место. В игре с ними перед ребенком открываются большие возможности: приготовление еды, мытье посуды, уборка ее в шкафчик и т. п. Вот уж когда мама сумеет в действиях дочки узнать себя, оценить свою собственную домовитость, аккуратность и хозяйственность! Мальчики играют с бытовыми игрушками с таким же удовольствием, как и девочки.

Конечно, дети, и в первую очередь мальчики, очень любят автомобили. Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой игрушки выбирает машину. Наибольшим успехом в младшем возрасте пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины - фургоны с открывающимися дверцами. Такая машина немного «загадка»: что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадайтесь! Так начинается игра. В более старшем возрасте размер машинок уменьшается, а возможности должны увеличиваться: открываются капот, двери, багажник, подъемный кран, экскаватор и пр.работают как настоящие. Особый интерес вызывает у малышей игрушка-телефон. Почему? Потому, что это игрушка-собеседник. Как часто она выручает взрослых, когда они не могут уделить внимание ребенку. Малыш выходит из затруднительной ситуации, он начинает общаться с ними в воображаемой ситуации, по телефону. Эта игрушка помогает ребенку вообразить ситуацию «на том конце провода». И еще: игрушка-телефон поможет узнать, о чем мечтает ребенок, чего он боится, кого любит и ждет с нетерпением.

Постепенно внимание детей начинают привлекать и другие стороны окружающей жизни. С большим интересом малыши присматриваются к труду людей различных профессий: шофера, милиционера, врача и т. д. Эти представления отражаются и закрепляются в играх, для развития которых детям нужны соответствующие игрушки.

В особую группу следует выделить театральные игрушки, атрибуты и костюмы. Для творческих игр детям часто требуются костюмы, причем условность игры требует лишь намека, элемента, характеризующего изображаемое лицо: матросская бескозырка и воротник, петушиный гребень и клюв, заячьи ушки. Для этой же цели требуются наборы кукольных театров: петрушек, различных персонажей, они особенно нужны старшим дошкольникам, у которых игра в театр - одна из любимых. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, правдивости, трудолюбия. В пьесах и сценках, доступной форме для детей младшего, среднего и старшего возраста раскрываются темы дружбы и товарищества, взаимопомощи. Во многих произведениях, на различном материале, близком пониманию детей, показывается трудолюбие, желание делом помочь товарищам. В то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет школьникам большую радость.

Игрушка обязательный спутник детских игр. Она помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает действия реальными. Подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий. Таким образом игрушка обеспечивает всестороннее развитие ребенка.

Значение игрушки в педагогическом процессе разнообразно и разносторонне. Игрушка — «материальная основа» (А. С. Макаренко), «жизненный нерв» игры (Е. А. Аркии). Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние на его личность. Оно тем более глубоко, что ребенок любит свои игрушки, привязывается к ним, с игрушкой ребенок действует, чувствует себя полноценным участником окружающей жизни.

Н. К. Крупская писала о том, что игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т. д. На значение игрушки в расширении детского кругозора указывал и А. М. Горький. Детям надо дать знания о мире, о своей стране. Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки, и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой.

Разнообразные игрушки помогают ребенку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами разнообразных предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей. Через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Их можно использовать также для сравнения, классификации. Различные мозаики, бирюльки способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносятся и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Особое значение в формировании нравственных чувств ребенка имеет кукла. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Разнообразные игрушки побуждают детей к совместной игре со сверстниками, более младшими и старшими товарищами и способствуют укреплению добрых чувств. Кукла с ее многочисленными «атрибутами» вызывает живой интерес к жизни людей. Национальная кукла — один из источников положительного отношения детей к сверстникам и взрослым другой национальности.

Будучи первым и самым доступным предметом искусства, игрушка вызывает у ребенка эстетические чувства и переживания, способствует накоплению эстетического опыта и формирует художественный вкус. Следует при этом особо подчеркнуть значение народной игрушки, воплощающей в себе художественные качества, близкие и понятные детям.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, вожжами, кеглями, игры в городки, серсо и др. развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей самого раннего возраста (погремушки, резиновые мячи, фигурки и др.), развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений к предметных действий. Разнообразные игрушки побуждают детей к совместной игре со сверстниками и старшими.

Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игрушки в жизни ребенка 5-6 лет"

Консультация родителей с элементами игрового тенинга...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....

«РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых ...

доклад на педсовете"Роль игрушки в жизни ребенка"

Доклад на педсовете на тему :" Роль игрушки в жизни ребенка"...

Роль игрушки в жизни ребенка

В данной статье описывается особая важность игрушки в жизни ребенка....

"Роль игрушки в жизни ребенка"

Консультация для родителей...

Роль игрушки в жизни ребенка

Роль игрушки в жизни ребенка...