Проект Времена года
проект (старшая группа)

Екатерина Шеховцова
Цель: Способствовать формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Задачи: • Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года. • Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе. • Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы. • Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности. • Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность. • Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида

Проект

в средней-старшей группе

«Времена года»

                                                                                                            Подготовила:

                                                                               воспитатель МКДОУ д/с №10

                                                                     Шеховцова Екатерина Николаевна

п. Епифань

Пояснительная записка

Срок реализации проекта: 1 год

Участники: дети средней- старшей группы (4-6 лет), воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность: Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка. Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность.

Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у ребенка важнейших операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков).

Преимущество проектной деятельности состоит в том, что она охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и о ее изменениях в процессе смены времени года.

Проблема: У детей недостаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях; дети мало проявляют интерес к окружающему миру;         родители недостаточно уделяют внимание совместным с детьми наблюдениям за объектами и явлениями природы.

Цель: Способствовать формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

 Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

 Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

 Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы.

 Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.

 Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.

 Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.

Ожидаемые результаты:

- дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают

отличительные признаки каждого времени года;

-  дети интересуются миром природы, задают вопросы на прогулках, с удовольствием рассматривают картинки;

- дети и родители ведут совместные наблюдениям за объектами и явлениями

природы;

-  дети совместно с родителями создают различные поделки, участвуют в творческих конкурсах;

- родители являются активными участниками образовательного процесса;

- дети бережно относятся к природе, отмечают красоту природы в разное время года.

Итоговые продукты:

Создание макета "Времена года", выставки поделок, выставки детских работ.

Формы работы:

- Наблюдения в природе на участке и близ лежащей территории детского сада

- НОД

- Тематические беседы

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание иллюстраций

- Подвижные и дидактические игры

- Продуктивная деятельность (лепка, изобразительная)

- Выставки

- Экспериментальная деятельность

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный (сентябрь)

Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.

- ввод участников проекта в проблемную ситуацию

- составление тематического планирования мероприятий

- подбор познавательной, художественной литературы

- подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.

2 этап: Практический (с 1 октября – по 15 мая)

Цель: реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности.

Содержание мероприятий представлено в приложении.

Календарно-тематическое планирование практического этапа

Мероприятия

Задачи

Работа

с родителями

Октябрь

1 неделя

Наблюдения за природой и погодой на улице (понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней)

Д/и «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист», «В саду или в огороде», «Узнай на вкус»

Лепка «Овощи на грядке»,

Формировать представления об осенних изменениях.

Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, деревьях и о месте их произрастания.

Закреплять знания об овощах и фруктах. Совершенствовать умения лепить круглые и овальные формы.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» -

Проинформировать родителей о необходимости экологического воспитания.

2 неделя

Рассматривание календаря природы «Времена года»

Рассказ воспитателя

«Чем занимаются люди осенью»

Проблемная ситуация «Найди картинки, где изображена осень и почему»

 

Работа с календарем погоды

Формировать представления о природных изменениях по сезонам.

 Дать представления о жизни и особенностях труда в осенний период.

 

Формировать представления об осенних изменениях.

Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.

Папка-передвижка на тему "Осень"

3 неделя

Целевая прогулка «Деревья нашего двора»

 

Просмотр мультфильма «Вершки и корешки»

 

Создание картотеки игр по экологии.

П/и "Ветерок", "Листопад"

Учить узнавать и называть несколько деревьев, отмечать их состояние осенью.

Формировать знания детей о съедобных и несъедобных частях растений.

Пополнить развивающую среду картотекой игр для познавательного развития детей

Учить выполнять движения согласно тексту.

Привлечение родителей к разучиванию с детьми стихотворений об осени

4 неделя

Пополнять развивающую среду играми по экологическому воспитанию.

Дать представление о разнообразии листьев по форме.

Развивать творческие способности участников проекта

Участие родителей совместно с детьми в выставке поделок из природного материала.

Изготовление дидактических игр по экологии.

Раскрашивание осенних листьев

Выставка поделок из природного материала "Дары осени"

Ноябрь

1 неделя

Рассматривание картинок «Птицы» и рассказ воспитателя о перелётных птицах.

Рисование «Птицы»

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Чтение стихотворений "Заглянула осень в сад" В. Степанов, "Осень" М. Ходякова

Дать представления, что некоторые птицы улетают на юг (закрепить названия птиц)

Учить отражать в рисунках собственные наблюдения.

Закреплять знания о последовательности одевания, о названии одежды. Устанавливать простейшие взаимосвязи между изменением погоды и одеждой людей.

Развивать интерес к художественному слову

2 неделя

Наблюдения за природой и погодой, за птицами в ноябре

Прикорм  для птиц

Загадывание загадок об осени, осенних явлениях.

        

Учить замечать и называть изменения в природе.

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Закреплять осенние признаки

Пополнение с помощью родителей уголка природы бросовым материалом.

3 неделя

Чтение стихотворений Е.Благинина «Улетают, улетели…», "Листопад" И. Бурсов.

Лепка «Грибочки для белочки»

Просмотр презентации «Как животные в лесу готовятся к зиме»

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Закреплять приёмы лепки (раскатывание колбаски, шара, сплющивание, вдавливание).

Знакомить с особенностями жизнедеятельности диких животных в осенний период.

Закреплять с детьми названия осенних месяцев

4 неделя

Музыкальное развлечение «Праздник осени»

Д/и «Оденем детей на прогулку»

Работа с календарем погоды

Обобщить представление детей о времени года осень, доставить радостное настроение.

 

Закрепить названия одежды и изменения одежды в связи с изменением времени года.

Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.

Декабрь

1 неделя

Знакомство с искусством - рассматривание зимних пейзажей.

Сюжетно-ролевая игра "Прогулка в зимний лес"

Лепка "Первые снежинки"

 

Наблюдения за погодой и природой в декабре.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре искусства - пейзаж

Расширять знания детей о зимнем лесе.

Закрепить умение лепки снежинок приемами скатывания и соединения.

Учить замечать и называть изменения в природе, обратить внимание на "засыпание" природы с наступление зимы

Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» - знакомить родителей о способах организации наблюдений с детьми в зимнее время

2неделя

Д/и "Бывает – не бывает?"

 

Д/и "Какой, какая, какое?"

Аппликация «Зимнее дерево»

Работа с календарем погоды

Закреплять особенности времен года.

 

Учить подбирать прилагательные к словам.

Формировать умение создавать объёмные деревья из ватных дисков.

Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично.

Привлечение родителей к разучиванию с детьми стихотворений о зиме.

3 неделя

Беседа с рассматриванием иллюстраций "Символы нового года"

Составление рассказов по картинкам «Праздник Новый год»

Изготовление новогодней гирлянды с детьми.

 

П/и "Снежинки", "Два мороза"

Дать представление о символах и атрибутах Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки и т.д.)

Упражнять в умении составлять рассказ по картине.

 

Развивать творческие способности детей.

Развивать двигательную активность детей, ловкость, внимание, речь.

Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми дома "К нам опять пришла зима" М. Дружинина, "Зима" И. Суриков

4 неделя

Чтение художественной литературы Я. Аким «Первый снег», Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок)

Экспериментальная деятельность "Цветные льдинки"

Лепка "Снеговик"

Новогодний утренник

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Развивать первичные навыки исследовательской деятельности.

Вызвать интерес к работе по созданию снеговика из пластилина.

Доставить детям радостное настроение

Помощь в подготовке к конкурсу на "Лучшее оформление группы к новому году"

Январь

2 неделя

Чтение художественной литературы Э.Успенский "Проказы старухи зимы"

Просмотр презентации «Зимние виды спорта».

Коллективная работа "Зимнее дерево"

Развлечение "Зимние забавы"

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Знакомить детей с зимними видами спорта.

Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом.

Доставить детям радостное настроение, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

Предложить родителям сделать вместе с детьми стенгазету «Зимние забавы»

Цель: приобщать родителей к жизни группы и интересам детей.

3 неделя

Д/и «Когда это бывает», «Времена года», «Найди ошибку»

Рисование «Мои волшебные снежинки»

Зимние постройки из снега.

Экспериментальная деятельность «Свойства снега»

Закреплять знания признаков времён года и явления природы.

Познакомить со способом изображения снежинок с помощью восковой свечи и акварели.

Вызвать желание оказывать посильную помощь.

Продолжать формировать у детей представления о свойствах снега (холодный, белый, легкий, пушистый, тает)

Папка-передвижка «Зима»

Помощь родителей в сооружении на участке д/с построек из снега.

Закреплять с детьми названия зимних месяцев.

4 неделя

Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми зимой

Подвижные игры "Белые снежинки", "Два Мороза"

Аппликация "Снеговик"

Беседа "Одежда людей зимой"

Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Развивать координацию движения, ловкость.

Закреплять умения детей вырезать детали для аппликации, развивать аккуратность в выполнении работы.

Закрепить название зимней одежды людей, устанавливать взаимосвязь выбора одежды людей с сезоном.

Предложить родителям в выходные прогуляться по зимнему лесу, понаблюдать за красотой природы зимнего леса.

Февраль

1 неделя

Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Наблюдения за погодой, за одеждой людей, за играми детей.

Лепка сюжетной композиции «Зайчики катаются с горы»

Д/и "Чем накормим птиц зимой?"

Упражнять в составлении рассказа по картине.

Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Закреплять умения лепить предметы из нескольких частей.

 

Формировать у детей знания о зимующих птицах, и помощи человека природе.

Предложить родителям пополнить демонстрационным материалом папки по временам года

2 неделя

Рисование «Заснеженные деревья»

Рассматривание стенгазеты «Зимние забавы»

Д/и "Что было бы, если..."

Продолжать формировать умение рисовать сюжетные композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов.

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.

Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение

3 неделя

Опыты по замораживанию воды в разных формах

Чтение художественной литературы В. Калинина «Про снежный колобок», "Белокрылые метели" Т. Керстен.

Рассматривание плаката "Времена года"

Работа с календарем погоды

Подвести к понятию, что происходит с водой с понижением температуры.

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Формировать у детей представление о цикличности времен года.

Учить осуществлять наблюдение за погодой, схематично фиксировать данные в календаре.

Закреплять с детьми названия зимних месяцев

4 неделя

Чтение загадок о зиме

Экспериментальная деятельность "Тающий лед"

Беседа «Зима. Что ты о ней знаешь?»

 П/и "Снежная баба"

Продолжать формировать представление детей о сезонных изменениях в природе, учить воспринимать описание предметов и явлений.

Выяснить, что лед в тепле тает и превращается в воду.

Уточнить знания о зимнем времени года.

Развивать двигательную активность.

Март

1 неделя

Беседа о празднике "Масленица - проводы зимы". Составление рассказа по картине «Масленичные гулянья»

Наблюдения за погодой в марте (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.)

Просмотр мультфильма "Черепаха и времена года"

Дать представление детям о празднике, упражнять в рассказывании по картине

Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы

Развивать внимание, умение понимать смысл, активизировать речь детей.

Папка-передвижка "Весна"

2 неделя

Чтение художественной литературы "Весна" Е. Карганова, "Пришла весна" А. Леонтьев.

 П/и «Перепрыгнем через ручеёк», «Гори, гори ясно»,

Аппликация "Открытка для мама" к празднику 8 марта.

Учить внимательно слушать произведение, понимать его смысл.

Развивать организованность, инициативность, поддерживать дружеские взаимоотношения

Продолжать развивать творческие способности, моторику пальцев рук.

3 неделя

Д/и "Бывает - не бывает"

Беседа "Куда делся снег?

Учить соотносить природные явления с временем года, развивать умение доказывать свое мнение, внимание, слуховое восприятие.

Продолжать знакомить со сменой времен года, сезонными изменениями в природе, учить делать выводы.

Помощь в оформлении уголка природы к весне.

4 неделя

Чтение художественной литературы "Как весна пришла" Э. Лукьянова

Д/и "Что было бы, если..."

Прослушивание песни "Весенняя капель" (Любознайки)

Развивать интерес к художественной литературе, закреплять приметы весны.

Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение.

 Вызвать интерес к музыкальным произведениям, учить внимательно слушать, понимать смысл.

Апрель

1 неделя

Наблюдения за погодой, объектами природы, птицами, одеждой людей и т. д.

Конструирование из бумаги «Кораблик»

 Д/и "Когда это бывает?"

Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

 Упражнять конструированию из бумаги, приклеивать к основной форме детали.

Продолжать закреплять знания характерных признаков времен года.

Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми "Весна" Е. Карганова

2 неделя

Чтение художественной литературы и заучивание стих.-я "Весна" Е. Карганова

 

Беседа "Солнышко колоколнышко" (с потешками)

 

Аппликация "Подснежники"

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Уточнить значение солнца для всего живого на земле, развивать мышление, активизировать речь.

Развивать творческие способности, закреплять навыки в аппликации.

Консультация для родителей «Наблюдения за природой весной» Ц: познакомить родителей как знакомить детей с природой

3 неделя

Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель», Е. Изнаирская «Последняя льдинка».

Беседа с детьми "Весна. Что ты знаешь о ней?"

Рисование "Ветка вербы"

Труд в природе: уборка на участке мусора, опавших листьев

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Уточнять представления о явлениях весны

Закреплять приемы рисования красками, закреплять характерные признаки прихода весны.

Воспитывать трудолюбие, желание содержать свой участок в чистоте.

Предложить родителям оказать помощь в пополнении рассады цветов в группе.

4 неделя

Д/и "Угадай весенний цветок"

И.Беляков «Подснежник проснулся»

П/и "Медведь проснулся"

Опыт с веточками березы с почками

Закреплять названия весенних цветов, учить внимательно слушать загадки до конца, развивать логическое мышление.

Развивать интерес к литературному слову.

Вызвать желание играть в совместные игры, развивать двигательную активность.

Показать значение воды в жизни растений, воспитывать гуманное отношение к объектам природы.

Привлечь родителей к участию вместе с детьми в выставке рисунков первых цветов

Май

1 неделя

Наблюдения за погодой, растениями, деревьями, трудом взрослых, первыми насекомыми, цветами и т. д. в мае.

 

Рассматривание альбома «Первоцветы».

Чтение художественной литературы "Весной" Т. Шорыгина, Г. Скребицкий "Счастливый жучок"

Лепка "Цветы"

Учить замечать и называть изменения в природе; устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Расширять представления о некоторых цветах.

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера, цвета.

Предложить родителям закрепить с детьми названия весенних месяцев.

2 неделя

Целевая прогулка по территории детского сада

Просмотр презентации "Мир насекомых"

Развивать наблюдательность путём выявления признаков весны

Расширять представление о насекомых.

Консультация для родителей «Осторожно, насекомые»

Ц: знакомить с профилактическими мерами от укусов насекомых»

3 неделя

Лепка "Жук"

Д/и "Придумай рассказ"

Рассказ о труде людей весной.

Учить передавать в лепке образ насекомого, закреплять приемы работы с пластилином.

Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения подбирать предметные и сюжетные картинки; развивать связную речь.

Дать детям знания о труде взрослых в весенний период, воспитывать уважение к человеческому труду.

4 неделя

Работа с макетом "Времена года"

 

Коллективная работа "Поляна с цветами"

Итоговое мероприятие по временам года - Викторина.

Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения работать с макетом; развивать связную речь.

Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом.

 Обобщить и закрепить знания детей о временах года, об их отличительных особенностях.

3 этап. Заключительный (с 15 мая – 31 мая)

Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:

- защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;

- ознакомление родителей с результатами проведения проекта;

- фото выставок поделок, подготовка благодарностей за поделки семьям;

- выставки детских работ по теме проекта;

- итоговое мероприятие по проекту.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» (Методическое пособие).
  3. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
  4. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
  5. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
  6. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
  7. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
  8. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
  9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  10. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
  11. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
  12. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г
  13. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Времена года"

                            Краткая аннотация к проекту "Времена года" воспитателя средней группы №1 Кузьменко С.А.По...

Проект "ВРЕМЕНА ГОДА" в коррекционном детском саду (взаимосвязь специалистов ДОУ с семьями воспитанноков).

В представленном материале предлагается презентация  долгосрочного проекта, разработанного с учётом особенностей детей, имеющих ОВЗ (тяжёлое нарушение речи). Главной особенностью проекта "Времена...

Проект "Времена года" в младшей группе

Проект расчитан на младший дошкольный возраст. Целью проекта является формирование элементарных представлений о временах года. Реализация проекта проходит в течение всего учебного года. Знакомство с ч...

Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"

Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...

Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

Проект в подготовительной группе тема проекта : « Времена года»

Задачи: 1. Развивать у детей особенности связной диалогической и монологической речи; активизировать словарь детей.2. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекра...