Проект Времена года
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида
Проект
в средней-старшей группе
«Времена года»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ д/с №10
Шеховцова Екатерина Николаевна
п. Епифань
Пояснительная записка
Срок реализации проекта: 1 год
Участники: дети средней- старшей группы (4-6 лет), воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность: Во все времена года природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка. Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность.
Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у ребенка важнейших операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков).
Преимущество проектной деятельности состоит в том, что она охватывает многие стороны образовательного процесса, разные виды детской деятельности, расширяет представления детей о живой и не живой природе и о ее изменениях в процессе смены времени года.
Проблема: У детей недостаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях; дети мало проявляют интерес к окружающему миру; родители недостаточно уделяют внимание совместным с детьми наблюдениям за объектами и явлениями природы.
Цель: Способствовать формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
∙ Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
∙ Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
∙ Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы.
∙ Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.
∙ Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.
∙ Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.
Ожидаемые результаты:
- дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают
отличительные признаки каждого времени года;
- дети интересуются миром природы, задают вопросы на прогулках, с удовольствием рассматривают картинки;
- дети и родители ведут совместные наблюдениям за объектами и явлениями
природы;
- дети совместно с родителями создают различные поделки, участвуют в творческих конкурсах;
- родители являются активными участниками образовательного процесса;
- дети бережно относятся к природе, отмечают красоту природы в разное время года.
Итоговые продукты:
Создание макета "Времена года", выставки поделок, выставки детских работ.
Формы работы:
- Наблюдения в природе на участке и близ лежащей территории детского сада
- НОД
- Тематические беседы
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций
- Подвижные и дидактические игры
- Продуктивная деятельность (лепка, изобразительная)
- Выставки
- Экспериментальная деятельность
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный (сентябрь)
Цель: создание необходимых условий для реализации проекта.
- ввод участников проекта в проблемную ситуацию
- составление тематического планирования мероприятий
- подбор познавательной, художественной литературы
- подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап: Практический (с 1 октября – по 15 мая)
Цель: реализация творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности.
Содержание мероприятий представлено в приложении.
Календарно-тематическое планирование практического этапа
Мероприятия | Задачи | Работа с родителями | |
Октябрь | |||
1 неделя | Наблюдения за природой и погодой на улице (понижение температуры воздуха, стало больше пасмурных и дождливых дней) Д/и «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Чудесный мешочек», «От какого дерева лист», «В саду или в огороде», «Узнай на вкус» Лепка «Овощи на грядке», | Формировать представления об осенних изменениях. Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, деревьях и о месте их произрастания. Закреплять знания об овощах и фруктах. Совершенствовать умения лепить круглые и овальные формы. | Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей» - Проинформировать родителей о необходимости экологического воспитания. |
2 неделя | Рассматривание календаря природы «Времена года» Рассказ воспитателя «Чем занимаются люди осенью» Проблемная ситуация «Найди картинки, где изображена осень и почему»
Работа с календарем погоды | Формировать представления о природных изменениях по сезонам. Дать представления о жизни и особенностях труда в осенний период.
Формировать представления об осенних изменениях. Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично. | Папка-передвижка на тему "Осень" |
3 неделя | Целевая прогулка «Деревья нашего двора»
Просмотр мультфильма «Вершки и корешки»
Создание картотеки игр по экологии. П/и "Ветерок", "Листопад" | Учить узнавать и называть несколько деревьев, отмечать их состояние осенью. Формировать знания детей о съедобных и несъедобных частях растений. Пополнить развивающую среду картотекой игр для познавательного развития детей Учить выполнять движения согласно тексту. | Привлечение родителей к разучиванию с детьми стихотворений об осени |
4 неделя | Пополнять развивающую среду играми по экологическому воспитанию. Дать представление о разнообразии листьев по форме. Развивать творческие способности участников проекта | Участие родителей совместно с детьми в выставке поделок из природного материала. | Изготовление дидактических игр по экологии. Раскрашивание осенних листьев Выставка поделок из природного материала "Дары осени" |
Ноябрь | |||
1 неделя | Рассматривание картинок «Птицы» и рассказ воспитателя о перелётных птицах. Рисование «Птицы» Д/и «Оденем куклу на прогулку» Чтение стихотворений "Заглянула осень в сад" В. Степанов, "Осень" М. Ходякова | Дать представления, что некоторые птицы улетают на юг (закрепить названия птиц) Учить отражать в рисунках собственные наблюдения. Закреплять знания о последовательности одевания, о названии одежды. Устанавливать простейшие взаимосвязи между изменением погоды и одеждой людей. Развивать интерес к художественному слову | |
2 неделя | Наблюдения за природой и погодой, за птицами в ноябре Прикорм для птиц Загадывание загадок об осени, осенних явлениях.
| Учить замечать и называть изменения в природе. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам. Закреплять осенние признаки | Пополнение с помощью родителей уголка природы бросовым материалом. |
3 неделя | Чтение стихотворений Е.Благинина «Улетают, улетели…», "Листопад" И. Бурсов. Лепка «Грибочки для белочки» Просмотр презентации «Как животные в лесу готовятся к зиме» | Развивать интерес к слову в литературном произведении. Закреплять приёмы лепки (раскатывание колбаски, шара, сплющивание, вдавливание). Знакомить с особенностями жизнедеятельности диких животных в осенний период. | Закреплять с детьми названия осенних месяцев |
4 неделя | Музыкальное развлечение «Праздник осени» Д/и «Оденем детей на прогулку» Работа с календарем погоды | Обобщить представление детей о времени года осень, доставить радостное настроение.
Закрепить названия одежды и изменения одежды в связи с изменением времени года. Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично. | |
Декабрь | |||
1 неделя | Знакомство с искусством - рассматривание зимних пейзажей. Сюжетно-ролевая игра "Прогулка в зимний лес" Лепка "Первые снежинки"
Наблюдения за погодой и природой в декабре. | Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре искусства - пейзаж Расширять знания детей о зимнем лесе. Закрепить умение лепки снежинок приемами скатывания и соединения. Учить замечать и называть изменения в природе, обратить внимание на "засыпание" природы с наступление зимы | Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» - знакомить родителей о способах организации наблюдений с детьми в зимнее время |
2неделя | Д/и "Бывает – не бывает?"
Д/и "Какой, какая, какое?" Аппликация «Зимнее дерево» Работа с календарем погоды | Закреплять особенности времен года.
Учить подбирать прилагательные к словам. Формировать умение создавать объёмные деревья из ватных дисков. Учить замечать состояние погоды, отображать его схематично. | Привлечение родителей к разучиванию с детьми стихотворений о зиме. |
3 неделя | Беседа с рассматриванием иллюстраций "Символы нового года" Составление рассказов по картинкам «Праздник Новый год» Изготовление новогодней гирлянды с детьми.
П/и "Снежинки", "Два мороза" | Дать представление о символах и атрибутах Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки и т.д.) Упражнять в умении составлять рассказ по картине.
Развивать творческие способности детей. Развивать двигательную активность детей, ловкость, внимание, речь. | Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми дома "К нам опять пришла зима" М. Дружинина, "Зима" И. Суриков |
4 неделя | Чтение художественной литературы Я. Аким «Первый снег», Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок) Экспериментальная деятельность "Цветные льдинки" Лепка "Снеговик" Новогодний утренник | Развивать интерес к слову в литературном произведении. Развивать первичные навыки исследовательской деятельности. Вызвать интерес к работе по созданию снеговика из пластилина. Доставить детям радостное настроение | Помощь в подготовке к конкурсу на "Лучшее оформление группы к новому году" |
Январь | |||
2 неделя | Чтение художественной литературы Э.Успенский "Проказы старухи зимы" Просмотр презентации «Зимние виды спорта». Коллективная работа "Зимнее дерево" Развлечение "Зимние забавы" | Развивать интерес к слову в литературном произведении. Знакомить детей с зимними видами спорта. Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом. Доставить детям радостное настроение, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. | Предложить родителям сделать вместе с детьми стенгазету «Зимние забавы» Цель: приобщать родителей к жизни группы и интересам детей. |
3 неделя | Д/и «Когда это бывает», «Времена года», «Найди ошибку» Рисование «Мои волшебные снежинки» Зимние постройки из снега. Экспериментальная деятельность «Свойства снега» | Закреплять знания признаков времён года и явления природы. Познакомить со способом изображения снежинок с помощью восковой свечи и акварели. Вызвать желание оказывать посильную помощь. Продолжать формировать у детей представления о свойствах снега (холодный, белый, легкий, пушистый, тает) | Папка-передвижка «Зима» Помощь родителей в сооружении на участке д/с построек из снега. Закреплять с детьми названия зимних месяцев. |
4 неделя | Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми зимой Подвижные игры "Белые снежинки", "Два Мороза" Аппликация "Снеговик" Беседа "Одежда людей зимой" | Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать координацию движения, ловкость. Закреплять умения детей вырезать детали для аппликации, развивать аккуратность в выполнении работы. Закрепить название зимней одежды людей, устанавливать взаимосвязь выбора одежды людей с сезоном. | Предложить родителям в выходные прогуляться по зимнему лесу, понаблюдать за красотой природы зимнего леса. |
Февраль | |||
1 неделя | Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Наблюдения за погодой, за одеждой людей, за играми детей. Лепка сюжетной композиции «Зайчики катаются с горы» Д/и "Чем накормим птиц зимой?" | Упражнять в составлении рассказа по картине. Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Закреплять умения лепить предметы из нескольких частей.
Формировать у детей знания о зимующих птицах, и помощи человека природе. | Предложить родителям пополнить демонстрационным материалом папки по временам года |
2 неделя | Рисование «Заснеженные деревья» Рассматривание стенгазеты «Зимние забавы» Д/и "Что было бы, если..." | Продолжать формировать умение рисовать сюжетные композиции, повторяя изображения одних и тех же предметов. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе. Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение | |
3 неделя | Опыты по замораживанию воды в разных формах Чтение художественной литературы В. Калинина «Про снежный колобок», "Белокрылые метели" Т. Керстен. Рассматривание плаката "Времена года" Работа с календарем погоды | Подвести к понятию, что происходит с водой с понижением температуры. Развивать интерес к слову в литературном произведении. Формировать у детей представление о цикличности времен года. Учить осуществлять наблюдение за погодой, схематично фиксировать данные в календаре. | Закреплять с детьми названия зимних месяцев |
4 неделя | Чтение загадок о зиме Экспериментальная деятельность "Тающий лед" Беседа «Зима. Что ты о ней знаешь?» П/и "Снежная баба" | Продолжать формировать представление детей о сезонных изменениях в природе, учить воспринимать описание предметов и явлений. Выяснить, что лед в тепле тает и превращается в воду. Уточнить знания о зимнем времени года. Развивать двигательную активность. | |
Март | |||
1 неделя | Беседа о празднике "Масленица - проводы зимы". Составление рассказа по картине «Масленичные гулянья» Наблюдения за погодой в марте (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.) Просмотр мультфильма "Черепаха и времена года" | Дать представление детям о празднике, упражнять в рассказывании по картине Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы Развивать внимание, умение понимать смысл, активизировать речь детей. | Папка-передвижка "Весна" |
2 неделя | Чтение художественной литературы "Весна" Е. Карганова, "Пришла весна" А. Леонтьев. П/и «Перепрыгнем через ручеёк», «Гори, гори ясно», Аппликация "Открытка для мама" к празднику 8 марта. | Учить внимательно слушать произведение, понимать его смысл. Развивать организованность, инициативность, поддерживать дружеские взаимоотношения Продолжать развивать творческие способности, моторику пальцев рук. | |
3 неделя | Д/и "Бывает - не бывает" Беседа "Куда делся снег? | Учить соотносить природные явления с временем года, развивать умение доказывать свое мнение, внимание, слуховое восприятие. Продолжать знакомить со сменой времен года, сезонными изменениями в природе, учить делать выводы. | Помощь в оформлении уголка природы к весне. |
4 неделя | Чтение художественной литературы "Как весна пришла" Э. Лукьянова Д/и "Что было бы, если..." Прослушивание песни "Весенняя капель" (Любознайки) | Развивать интерес к художественной литературе, закреплять приметы весны. Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение. Вызвать интерес к музыкальным произведениям, учить внимательно слушать, понимать смысл. | |
Апрель | |||
1 неделя | Наблюдения за погодой, объектами природы, птицами, одеждой людей и т. д. Конструирование из бумаги «Кораблик» Д/и "Когда это бывает?" | Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Упражнять конструированию из бумаги, приклеивать к основной форме детали. Продолжать закреплять знания характерных признаков времен года. | Предложить родителям стихотворение для заучивания с детьми "Весна" Е. Карганова |
2 неделя | Чтение художественной литературы и заучивание стих.-я "Весна" Е. Карганова
Беседа "Солнышко колоколнышко" (с потешками)
Аппликация "Подснежники" | Развивать интерес к слову в литературном произведении. Уточнить значение солнца для всего живого на земле, развивать мышление, активизировать речь. Развивать творческие способности, закреплять навыки в аппликации. | Консультация для родителей «Наблюдения за природой весной» Ц: познакомить родителей как знакомить детей с природой |
3 неделя | Чтение художественной литературы: Л. Аким «Апрель», Е. Изнаирская «Последняя льдинка». Беседа с детьми "Весна. Что ты знаешь о ней?" Рисование "Ветка вербы" Труд в природе: уборка на участке мусора, опавших листьев | Развивать интерес к слову в литературном произведении. Уточнять представления о явлениях весны Закреплять приемы рисования красками, закреплять характерные признаки прихода весны. Воспитывать трудолюбие, желание содержать свой участок в чистоте. | Предложить родителям оказать помощь в пополнении рассады цветов в группе. |
4 неделя | Д/и "Угадай весенний цветок" И.Беляков «Подснежник проснулся» П/и "Медведь проснулся" Опыт с веточками березы с почками | Закреплять названия весенних цветов, учить внимательно слушать загадки до конца, развивать логическое мышление. Развивать интерес к литературному слову. Вызвать желание играть в совместные игры, развивать двигательную активность. Показать значение воды в жизни растений, воспитывать гуманное отношение к объектам природы. | Привлечь родителей к участию вместе с детьми в выставке рисунков первых цветов |
Май | |||
1 неделя | Наблюдения за погодой, растениями, деревьями, трудом взрослых, первыми насекомыми, цветами и т. д. в мае.
Рассматривание альбома «Первоцветы». Чтение художественной литературы "Весной" Т. Шорыгина, Г. Скребицкий "Счастливый жучок" Лепка "Цветы" | Учить замечать и называть изменения в природе; устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Расширять представления о некоторых цветах. Развивать интерес к слову в литературном произведении. Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера, цвета. | Предложить родителям закрепить с детьми названия весенних месяцев. |
2 неделя | Целевая прогулка по территории детского сада Просмотр презентации "Мир насекомых" | Развивать наблюдательность путём выявления признаков весны Расширять представление о насекомых. | Консультация для родителей «Осторожно, насекомые» Ц: знакомить с профилактическими мерами от укусов насекомых» |
3 неделя | Лепка "Жук" Д/и "Придумай рассказ" Рассказ о труде людей весной. | Учить передавать в лепке образ насекомого, закреплять приемы работы с пластилином. Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения подбирать предметные и сюжетные картинки; развивать связную речь. Дать детям знания о труде взрослых в весенний период, воспитывать уважение к человеческому труду. | |
4 неделя | Работа с макетом "Времена года"
Коллективная работа "Поляна с цветами" Итоговое мероприятие по временам года - Викторина. | Закреплять знания о характерных признаках времен года; формировать умения работать с макетом; развивать связную речь. Развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки общения детей друг с другом. Обобщить и закрепить знания детей о временах года, об их отличительных особенностях. |
3 этап. Заключительный (с 15 мая – 31 мая)
Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:
- защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе;
- ознакомление родителей с результатами проведения проекта;
- фото выставок поделок, подготовка благодарностей за поделки семьям;
- выставки детских работ по теме проекта;
- итоговое мероприятие по проекту.
Список литературы:
- Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» (Методическое пособие).
- Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
- Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
- Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
- Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
- Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
- Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Времена года"
Краткая аннотация к проекту "Времена года" воспитателя средней группы №1 Кузьменко С.А.По...
Проект "ВРЕМЕНА ГОДА" в коррекционном детском саду (взаимосвязь специалистов ДОУ с семьями воспитанноков).
В представленном материале предлагается презентация долгосрочного проекта, разработанного с учётом особенностей детей, имеющих ОВЗ (тяжёлое нарушение речи). Главной особенностью проекта "Времена...
Проект "Времена года" в младшей группе
Проект расчитан на младший дошкольный возраст. Целью проекта является формирование элементарных представлений о временах года. Реализация проекта проходит в течение всего учебного года. Знакомство с ч...
Во второй младшей группе "Ягодки" в сентябре - ноябре 2016 года реализовали под проект "Осень наступила" проекта "Времена года"
Вид проекта: практико – ориентированный, творческий.Продолжительность: 1 месяц (сентябрь- ноябрь 2016 г.).Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Раздел программы: Програм...
Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.
Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие...
Проект в подготовительной группе тема проекта : « Времена года»
Задачи: 1. Развивать у детей особенности связной диалогической и монологической речи; активизировать словарь детей.2. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекра...