Особенности развития художественно-речевых и исполнительских умений старших дошкольников.
статья (старшая группа)

Сурина Любовь Викторовна

Дети 5-6 лет способны развивать свои исполнительские умения. Они подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh-rechev_umeniya_doshkoln.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

        Особенности развития художественно-речевых и исполнительских

умений старших дошкольников

Старший дошкольный возраст занимает особое место в периоде детства. К нему можно отнести возраст детей от 5, 5 до 7 лет. Этот возрастной период играет особую роль в личностном развитии ребенка: начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведение. «В этот возрастной период, – отмечает Л. Р. Болотина, – у детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, основ патриотизма»

                В старшем дошкольном возрасте активно формируется самооценка ребенка. Интерес дошкольника к своим качествам, получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется и на сверстников. По мнению Л. С. Выготского,                       это приводит к существенным изменениям в жизни ребенка: «изменению роли взаимоотношений со сверстниками  и появлению интереса к личности и личным качествам других детей»

                В процессе развития у старшего дошкольника формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я»).

                Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок                    не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний; происходит дальнейшее развитие компонента самосознания, что дает широкие возможности для воспитания.

По мнению Н. Н. Поддьякова, «к задачам воспитания детей старшего дошкольного возраста относится физическое, умственное, трудовое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное развитие. Особое внимание в дошкольном образовательном учреждении отводится развитию умений детей: художественных, речевых, исполнительских, творческих способностей.

        В старшей группе дети активно воспринимают содержание литературных произведений, замечают выразительные средства, осмысливают некоторых особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений, некоторые специфические особенности каждого жанра.

        Дети 5-6 лет способны развивать свои исполнительские умения. Они подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат.

        Исследования (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.  Дети пятого года жизни, имеющие уже довольно большой словарный запас, научившиеся эмоционально реагировать на события, свидетелями которых они оказываются,не только понимают сюжет, но и замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок; старшие дошкольники уже высказывают свое отношение к персонажам .

        Дошкольники  знают много потешек, четверостиший, сказок, рассказов, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне их. Активизируется исполнительская деятельность.

        К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказываться об их содержании, персонажах, изобразительно-выразительных средствах. Ребенок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно.  

        В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.          

        У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь.  В этом возрасте «ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы». Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание, главным образом, на основных деталях,  а второстепенные детали часто опускает.

        Старший дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи, переносное значение слов и словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок.

        Таким образом, сделаем выводы:

        1. Старший дошкольный возраст занимает особое место в периоде детства. Этот возрастной период играет особую роль в личностном, психологическом, творческом развитии ребенка: начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

                2. Развитие художественно-речевых и исполнительских умений детей         в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Дети имеют активность восприятия действительности, они способны к творческому осмыслению поведения и поступков других людей. Активно формируются все психические процессы, самооценка, способности. Старший дошкольник способен к восприятию прекрасного, литературного произведения;                     он с удовольствием выполняет самостоятельные задания, анализирует художественные образы, дает личностную оценку происходящим событиям. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, память, внимание, восприятие. Инициативность ребенка данного возраста связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью                         к волевой регуляции поведения, желанием преодолевать трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...

Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста--- одна из актуальных проблем. Зная особенности развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, можно определиться способами его реализации....

Статья на тему: "Формирование интеллектуальных умений старших дошкольников с учетом особенностей их психофизиологического развития"

Развитие человеческого организма происходит постоянно, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуального развития человека, как и любого биологического организма, можно выделить ряд периодов (эта...

Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения

Материал посвящен проблеме формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного во...

Педагогическая технология "Развитие исполнительских умений старших дошкольников в музыкально-дидактических играх"

Педагогическая технология "Развитие исполнительских умений старших дошкольников в музыкально-дидактических играх"...

методическая разработка "Возрастные особенности развития эмоциональной отзывчивости на слушание музыки старшими дошкольниками"

Особенности развития эмоциональной отзывчивости на слушание музыки у старших дошкольников...