О сенсорном воспитании для родителей РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ
консультация

Сливная Любовь Александровна
        Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
        Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развиваемся играя

Развивается ребенок играя! И непосредственно инструментарием игры является игрушка и создаваемые взрослыми благоприятные условия.

Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами. Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой дети учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг, интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Роль таких игр в сенсорном воспитании очень велика.  Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

 

 Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:

• сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;

• обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;

• словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются; при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);

• обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

  

 В домашних условиях легко можно организовать игры для тренировки различных видов восприятия.

Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.

Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе снова разгладьте фольгу. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.

Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая. «Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения.

Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.

Так ваша любовь к своим детям и фантазия помогут организовать досуг и развитие!

Подготовила: Сливная Л.А., педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Презентация творческой работы по теме: "Сенсорное воспитание через развивающие игры"

В работе рассматриваются основные направления по формированию сенсорной культуры у детей дошкольного возраста, предложены варианты дидактических и развивающих игр для формирования сенсорных эталонов п...

Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада

Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада  Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет ...

Сенсорное воспитание и дидактические игры.

консультация для педагогов....

Сенсорное воспитание в дидактических играх

В сенсорном воспитании детей раннего возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения. Очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенство...

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....

Мастер-Класс Тема: «Сенсорное воспитание дошкольников» (Дидактическая игра «Радужные чудо-шарики»)

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников....