В последнее время увеличивается число детей, проявляющих вербальную и невербальную агрессию. Этому способствует снижение социального самочувствия общества. Мы живем в век разрушения старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, каждый день становимся свидетелями бесконечных примеров нечеловеческого отношения людей друг к другу, телевидение и интернет изобилует сюжетами с военной тематикой. Всё это не может не отражаться на поведении и эмоциональном состоянии и взрослых, и детей.
Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и др.) придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.
Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое физическое насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери. Неадекватный стиль семейного воспитания рассматривается как одна из основных причин агрессивного поведения ребенка.
Агрессии дети обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Наиболее часто встречающаяся форма поведения с проявлением агрессий, особенно в дошкольном возрасте, — это игры-потасовки. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней» и приносят удовольствие.
И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи, но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
Агрессивность в определенных пределах необходима для отстаивания своих прав, достижения определенных целей. Но когда агрессивность начинает приобретать форму ненависти и враждебности, она способна привести к деструктивному поведению, нанести вред.
Когда ребенка что-то не устраивает, обычно возникает реакция отрицательных эмоций (гнев, ярость, тревога, страх). Для восстановления психологического комфорта ребенку нужно либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить своё эмоциональное равновесие, несмотря на ситуацию. Поскольку управляемые механизмы психологической защиты ещё не сформированы, дети обычно стремятся изменить ситуацию. И нередко с помощью агрессии. Если подобное поведение вызывает неодобрение у взрослых, ребенок будет учиться контролировать свою агрессию. А поскольку развитие внутреннего контроля часто идет с помощью процесса идентификации со взрослыми, то формирование агрессивного поведения зависит от взрослых, от их реакции, и от их личного примера.
Рекомендации для педагогов:
• Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях
Главная задача взрослого – это научить детей выходить приемлемыми способами из конфликтных ситуаций. С этой целью с детьми в группе можно (или кругу) обсудить часто встречающиеся ситуации. Например, как нужно поступить ребенку, если ему понадобилась игрушка, в которую уже кто-то играет. Это помогает детям расширить набор способов реагирования на определенные события, то есть поведенческий репертуар.
• Формирование у детей позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты и т. д.)
Данные качества личности можно развивать во время совместного чтения. Обсуждая прочитанную литературу, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Так же очень полезно самим с ребенком сочинять сказки, истории.
• Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность чаще, чем остальных детей;
• Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка;
• Говоря о поведении ребенка, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом;
• Давайте возможность ребенку как можно чаще проявлять заботу об окружающих и других детях;
• Если ребенок проявил агрессивную реакцию, следует выразить свое отношение к ней и переключить его на другую деятельность;
• Не жалуйтесь родителям на ребенка, станьте его другом;
• В присутствии других детей не ругайте ребенка;
• Всегда отмечайте хорошее поведение ребенка в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми;
• Помогайте ребенку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей;
• Сведите к минимуму количество замечаний ребенку.
Позитивные стратегии применяемые при незначительной, неопасной агрессии
- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно. ");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, протереть доску, у тебя это лучше получается");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Приёмы, помогающие снизить агрессию
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации
Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали",
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. ";
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Как воспитатель может помочь ребёнку сохранить положительную репутацию:
Для ребёнка самое страшное - публичное осуждение и негативная оценка. Чтобы этого избежать, он будет использовать механизмы защитного поведения. Плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребёнком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину ребёнка ("Ты не хотел его обидеть", но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребёнку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребёнку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Демонстрируйте ребёнку модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребёнка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение воспитателя (взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать, так как так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего егои интересуют наши замечания Всё, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.
- пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребёнка.
• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
• Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.