"Картотека театрализованные этюды"
картотека

Чуклай Ксения Анатольевна

В картотеке подобраны игры на развития: внимания, памяти, воображения. Этюды на выразительность жеста. Этюды на выражение основных эмоций. Этюды на воспроизведение черт характера. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_teatralizovannyh_etyudov.docx812.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 436 «Ивушка»

Картотека

с элементами театрализации для детей дошкольного возраста

Составила:

воспитатель 1 кв. к.

Чуклай К.А.

На развитие внимания

«Давайте потанцуем»

Ведущая предлагает детям потанцевать. Девочки пляшут только тогда, когда ведущая поднимает цветок, а мальчики когда поднят флажок. Когда ведущая поднимает одновременно и цветок, и флажок, танцуют все вместе. Звучит русская народная плясовая мелодия. Дети импровизируют танцевальные движения.

«Выбери одежду для куклы»

Ведущая показывает детям куклу и предлагает запомнить, во что та одета. Затем убирает игрушку за ширму, а малышам дает такую же, и к ней два или три комплекта одежды. В эти комплекты входит и наряд для первой куклы. Дети должны выбрать нужные вещи и одеть вторую игрушку так же, как и первую.

«Будь внимателен!»

Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

«Волшебный круг»

Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий -приседает и встаёт и т. д. «Слушай хлопки» Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

На развитие памяти

«Кто пришел?»

Ведущая показывает детям настольный кукольный спектакль, в котором участвуют четыре, пять и более действующих лиц, по ходу сказки появляющихся друг за другом («Репка», «Теремок», Заюшкина избушка»). После просмотра сказки ведущая спрашивает:

Кто пришел первым?

Кто последним?

Просит назвать всех кукол, участвующих в спектакле.

Вспомни свою игрушку

Дети выбирают игрушку, ведущая предлагает им потанцевать с ней, затем уложить ее спать. Затем ведущая отвлекает внимание: проводит подвижную игру или поет песню, после чего детям предлагает вспомнить, с какой игрушкой каждый ребенок танцевал.

«Запомни своё место»

Дети стоят или в разных углах комнаты.

Каждый должен запомнить своё место.

Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

«Заводные игрушки»

В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

«Художник»

Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

На развитие воображения

«Предположим, что…»

Ведущая предлагает детям предположить, что меховая шапка это пушистый котенок, кожаный ремень- змея, серая рукавичка мышонок. Дети должны отнестись к данному предмету, как к живому существу: погладить, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемую вещь, отбежав в сторону.

«Прогулка в лес»

Ведущая предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Дети представляют себе, что они идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи, пересекают спаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеек, по кочкам перебираются через болото.

Возвращаются домой той же дорогой.

Этюды на выразительность жеста

«Гром»

Ох, ох, что за гром?

Ребенок: Ох, ох, что за гром? (Руки к щекам, покачивание головой из стороны в сторону).

Муха строит новый дом. (Кулачок стучит об кулачок)

Молоток: стук стук,

Помогать идет петух. (Взмахи руками.)

Самолеты загудели

Ребенок: Самолеты загудели (Вращательные движения руками, согнутыми в локтях) Самолеты полетели, (легкий бег, руки отведены в стороны)

На полянку тихо сели. (Присаживаются на одно колено, руки в сторону.)

Да и снова полетели. (Легкий бег, руки в стороны.)

«Тише»

Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

«Игра в снежок»

Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

Этюды на выражение основных эмоций

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

В процессе обсуждения этюдов с дошкольниками важно (от лица игрового персонажа) обратить внимание на правильные, точные выражения эмоций детьми. На экране можно показать изображения тех или иных эмоций. В случае затруднений побуждать детей помогать друг другу.

 «Покупка театрального билета»

Дети в творческом полукруге. Педагог знакомит их с новым словом «этюд»: «Это слово французского происхождения и переводится как „учение". Понятие «этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы.

В театральном искусстве этюд —это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях».

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр», спрашивает:

- Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр?

- А где продаются билеты в театр? (В театральной кассе.) 

- Кто продает билеты? (Кассир.)

Для этюда необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит. Педагог расставляет на столе табличку с надписью «Театральная касса».

Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (Желающий ребенок садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы.

- Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь затем, как создается очередь? Это происходит, когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди?

(Добавить кассиров.) Вот так мы и сделаем—увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все сразу, а постепенно по 2-3 человека.

Этюд репетируется два-три раза.

 «Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

«Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет) 

У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

 «Утешение».

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т. д.).

«Новая кукла»

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

«Баба Яга»

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

 «Медвежата»

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли.

Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали

«Фокус»

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

«Один дома»

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно — а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

«Лисичка подслушивает»

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

«Кот Васька»

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

«Соленый чай»

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

«Новая девочка»

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

«В лесу»

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ)

Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ).

Этюды на воспроизведение черт характера

«Старичок»

 Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!

«Жадный пёс»

Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении

«Страшный зверь»

Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся

У него горят зрачки

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул: - Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул: - Брысь!»

«Волшебное колечко»

Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка, превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол

«Играем в сказку»

Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др.)

«Угадай ситуацию»

Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

Девочка изображает грибника, в руках корзиночка и посох, на голове косынка.

2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

«Жмурки»

Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка» - в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...