Консультация для педагогов «Классическая музыка в развитии дошкольников»
консультация
В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. И именно в этом классическая музыка является нашим помощником, ее влияние на детей, бесспорно, имеет огромное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassicheskaya_muzyka.docx | 265.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Классическая музыка в развитии дошкольников»
Шевякова Ольга Ивановна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 52 «Маячок»
Тамбов, 2022
В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. И именно в этом классическая музыка является нашим помощником, ее влияние на детей, бесспорно, имеет огромное значение.
Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистой души, музыка могучее средство самовоспитания.
Классическая музыка имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, усваивает ценный, культурный опыт поколений.
Классическая музыка развивает и эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны.
Чтобы сделать общение детей с классической музыкой радостным и увлекательным, нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик.
Подобранный музыкальный репертуар классической музыки должен соответствовать двум основным принципам: высокой художественности и доступности детям и включать в себя произведения разных эпох и стилей: И.С. Баха и В.А. Моцарта, А. Вивальди, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.A. Римского-Корсакова. Правильно подобранная классическая музыка положительно влияет на душевное состояние детей, воспитывает художественно-эстетический вкус и чувство ритма, позволяет создать соответствующее организованной деятельности настроение.
Полюбившиеся детям произведения классической музыки важно слушать в разном возрасте, возвращаться к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже достигают язык музыки, открывают для себя в произведениях новый смысл. Поэтому деление репертуара по возрастам носит довольно условный характер. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки, полюбившиеся им произведения.
Необходимо, чтобы воспитанники не только обучались практическим музыкальным умениям, но и получали необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных произведений.
Наблюдения показывают, что тесное взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, позволит значительно шире и интереснее осуществлять работу по музыкальному воспитанию посредством приобщения детей к классической музыке. Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и выражают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности к классической музыке, формируется его культура, накапливается слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она формирует нравственный облик человека, развивает культуру его поведения, активизирует умственное развитие, имеет познавательное значение, оказывает влияние на процесс физического совершенствования, поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы классическая музыка плавно сопровождала его по всем направлениям развития ребенка.
Ученые выяснили, что классическая музыка прекрасно влияет на математические способности детей, а также на развитие их логики. Вспомните знаменитых математиков и физиков, шахматистов и даже Шерлока Холмса – многие из них любили музыку и даже сами являлись музыкантами – музыка помогала им мыслить, приводила их мысли и рассуждения в порядок. Классическая музыка развивает познавательные способности ребенка. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Так, в ходе образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют звучание музыки фоном. В ходе образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром можно обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте.
Огромное значение имеет классическая музыка и в развитии речи детей, так как, анализируя произведение, необходимо активизировать весь свой словарный запас, чтобы по-настоящему охарактеризовать его. Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребенка писать и говорить, учит выражать свои мысли. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений в процессе образовательной деятельности по развитию речи обогащается «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируется оценочная лексика детей. Кроме того, музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая, как и речь словесная, рассказывает, но только не словами, а звуками.
При организации изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить детям музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Важную роль в развитии дошкольников играет такая учебная дисциплина, как обучение танцам, она помогает ребенку точнее охарактеризовать ритм и настроение музыкального произведения, позволяет воспитать эмоциональную отзывчивость и активизировать музыкальное восприятие. Музыкально – ритмические навыки связаны с целостным восприятием музыки и выделение наиболее ярких средств музыкальной выразительности.
Классическая музыка во многом способствует формированию культуры и развитию двигательных навыков у детей. Под музыку различные физические упражнения выполняются более правильно, ритмично, пластично, выразительно и координировано, чем по словесному указанию. Классическая музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и организованную образовательную деятельность по физическому развитию, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует детский коллектив. Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Она вызывает эмоциональный подъем у детей, оживляет занятия, делает их маленькими праздниками в жизни детей.
Игровая деятельность под классическую музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к игре. Использование классической музыки в игровой деятельности обеспечивает развитие двигательных, умственных, речевых навыков; способствует всестороннему развитию ребенка; расширяет сферу его интересов. Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки - сама жизнь детей.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём) позволяет создать эмоционально комфортный климат в группе.
А самое главное для нас, педагогов – это результат нашей работы. Как приятно видеть, когда давая характеристику тому или иному произведению, дети, не задумываясь, называют его композитора, свободно употребляют музыкальные термины, классифицируют музыкальные инструменты. И как радуется сердце, когда педагог видит, что его воспитанники, приблизившись к музыке, приблизились к неиссякаемому источнику мудрости и красоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Влияние классической музыки на развитие дошкольника"
Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни, и в особенност...
Консультация для родителей « КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»
Музыка обладает поистине невероятными возможностями. Она способна как исцелить, так и покалечить. Она может вдохновлять на подвиги или повергать в депрессию. Безусловно, следует относитьс...
Консультация для родителей "Классическая музыка в жизни дошкольника"
Музыка обладает поистине невероятными возможностями. Она способна как исцелить, так и покалечить. Она может вдохновлять на подвиги или повергать в депрессию.Безусловно, следует относиться очень внимат...
Консультация для родителей « КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»
О пользе классики сказано очень много, она и оздоровляет, и воспитывает музыкальный вкус, и гармонизирует эмоциональный фон и много всего другого. Хотелось бы подчеркнуть: когда в доме с самого рожден...
Консультация для педагогов "Классическая музыка детям"
Данный материал раскрывает подходы к развитию эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, даёт рекомендациия по слушанию классики. Будет инстересен воспитателям, музыкальны...
Консультация для педагогов "Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"
Консультация для педагогов " Классическая музыка в повседневной жизни детского сада"...