Сказкотерапия с дошкольниками.
статья

Фименкова Татьяна Александровна
   Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
 
    Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотеропия  с  дошкольниками

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта

 Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Использования метода сказкотерапии с детьми дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

Обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений; .Присутствует образность и метафоричность языка; Психологическая защищённость (хороший конец);  Имеется наличие тайны и волшебства

Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системы взаимодействия в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.  Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Задачи сказкотерапии:  Развитие слухового и зрительного внимания;  Развитие наблюдательности и зрительной памяти;  Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи);  Развитие фантазии и творческого воображения;  Снимать уровень тревожности и агрессивности;  Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;  Развивать умение преодолевать трудности и страхи .Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков; Развивать речь детей с помощью: пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок .Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Воспитатель».

Наблюдая за своими воспитанниками, хотелось бы отметить, что находясь в свободной деятельности, дети раскрепощаются и легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, образно стремятся выразить свою мысль. Таким образом они легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Также мной было замечено, что детям присущи различные страхи, которые повышают их тревожность. А тревожность приводит к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация среды. В своей работе с детьми использую: игрушки для настольного театра (объемные, мягкие, плоскостные, элементы декораций), пальчиковый театр, шапочки – маски, костюмы в уголке ряженья, ширму для кукольного театра, теневой театр, набор дисков для прослушивания сказок, классической музыки и музыки, направленной на релаксацию.

Но для развития творчества важна не только сама среда, но и то, как ее воспринимает ребенок в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками в комфортном для ребенка состоянии.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказкотерапия для дошкольников

методические рекомендации для воспитателей по использованию сказкотерапии в ДОУ...

"Сказкотерапия для дошкольников".

Статья с практическими упражнениями....

Презентация для воспитателей "Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широкоиспользуемое в педагогике и психологии для решения различных задач"

Презентация поможет педагогу грамотно использовать авторские и народные сказки в совместной деятельности для развития высоких нравственных и этических  качеств ребенк. А так же поможет научить ре...

Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?

Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с л...

«Сказкотерапия для дошкольников»

Консультация для родителей....

"Сказкотерапия для дошкольников"

О влиянии сказок на детей...