Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_tak_populyarna_i_neobhodima_skazkoterapiya_dlya_doshkolnikov.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?
Составила Чугунова Н.Б.
Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с любовью и теплом в сердце, когда речь заходит о данном жанре устного народного творчества. А сегодня сплошь и рядом говорят о сказкотерапии. Что это такое? Зачем это нужно и как использовать данный метод?
Сказкотерапия для дошкольников.
Сказкотерапия – это особое направление, метод в практической психологии, который успешно используется в детских дошкольных учреждениях. Да и родителям нелишне узнать о том, как эффективно развивать речь ребенка, расширять его сознание, улучшать взаимодействие через общение с окружающим миром. Сказкотерапия для дошкольников просто незаменима, потому что между родителями и детьми преобладает в основном бытовая лексика. Это не позволяет ребенку расширять свой словарный запас; отсутствие сравнений, эпитетов, образных выражений упрощает речь, делает ее скучной и маловыразительной. Именно в таких ситуациях сказкотерапия для дошкольников призвана восполнить имеющиеся пробелы, дать ребенку те замечательные образцы речи, которые дадут возможность успешнее и быстрее овладеть родным языком.
Психологи выделяют три функции сказок: диагностическую, коррекционную (терапевтическую) и прогностическую. Первая из них помогает выявить те стратегии поведения ребенка и жизненные сценарии, которые уже имеются в его подсознании. Получить такую информацию очень просто. Специалист просит малыша сочинить сказку о ребенке лет пяти или даже повествование без конкретных инструкций. После этого психолог анализирует все сказанное дошкольником. Таким образом, выявляется основной жизненный сценарий либо те стереотипы поведения ребенка, которые стали для него уже привычными способами реагирования на конкретные ситуации. Программа по сказкотерапии для дошкольников предусматривает использование диагностической функции также для выявления состояний или отношений малыша, о которых он по каким-либо причинам не хочет или не может говорить. Например, о тех ситуациях, когда развелись родители, когда малыша кто-то запугал и т. д.
Программа по сказкотерапии для дошкольников.
Прогностическая функция предусматривает диагностику возможного развития событий. Такие сказки позволяют психологу рассмотреть принципы будущего сценария жизни человека, особенности и суть которого раскрываются в повествовании последовательно, как матрешка в матрешке. Сказкотерапия для дошкольников особенно популярна благодаря коррекционной функции, которая призвана не выявлять особенности подсознания ребенка, а исправлять их. Благодаря терапевтической сказке изменяются поведение и состояние малыша в лучшую сторону. Для такой работы используется либо авторское повествование, либо же народное. Порой психолог и ребенок сочиняют сюжет вместе. В это время специалист акцентирует внимание на необходимых элементах, драматизируя определенные моменты. Сказкотерапия для дошкольников очень важна, еще и с точки зрения овладения грамматикой и лексикой языка. Родителям же следует перед прочтением сказки малышу подобрать именно ту, которая поможет решить определенную жизненную ситуацию, научит ребенка нормам поведения и т. п. Сказкотерапия в работе с дошкольниками Сказкотерапия в работе с дошкольниками играет неоценимую роль. Присмотритесь к ребенку, выберите сказку, прочитайте, обсудите вместе, сделайте акцент там, где нужно, попросите малыша описать героев, скопировать их речь - и вы сами убедитесь, насколько это полезно!
Роль сказки в формировании детского мировоззрения Сказкотерапия в детском саду помогает детям познавать мир, учит общению, показывает способы решения многих проблем. Например, всем известная сказка «Колобок» показывает подрастающей личности, что не стоит доверять незнакомым, быть чересчур доверчивым. В сказке «Золушка» ярко выражена идея всепобеждающей доброты и наказании зла. Сказкотерапия в детском саду помогает детям преодолеть отвращение к еде – многим взрослым приходится бороться с этим отклонением в детском поведении. Но часто бывает так, что наказание, уговоры, подкуп приводят к отрицательным результатам. А вот сказка об удивительном замке под названием Холодильник, в котором живут продукты, мечтающие о том, чтобы их скушали люди, может совершить настоящее чудо – ребёнок не просто будет с удовольствием есть, он станет действующим лицом увлекательной сказки!
Чтение сказки – это постановка миниспектакля. Сказкотерапия, в детском саду ли, дома ли, – это целая наука. Казалось бы, чего проще – рассказать или прочитать обычную сказку малышу? Но не стоит торопиться с выводами. Если взрослый будет читать книгу со скучающим видом, без выражения, то и малышу слушать его будет тоже скучно и не слишком интересно.
А вот если рассказчик сам внутренне преображается в персонажей, изменяет голос, имитируя то хитрую лисичку, то глуповатого увальня-медведя, понижает голос тогда, когда ребёнок должен заволноваться или быть наиболее внимательным, то малыш будто бы перемещается в волшебный мир чудес. Сказкотерапия в детском саду – занятия, которые детям нравятся, пожалуй, больше всех остальных.
На занятиях по развитию речи малышам можно предложить поучаствовать в рассказывании сказки. Обычно в этих случаях используют уже известные произведения, в которых некоторым ребятам предлагается озвучивать сказочных персонажей или даже проигрывать некоторые эпизоды. Интересен способ угадывания сказок по картинкам, раскладывания сюжетных иллюстраций в нужном порядке, участия ребят в разыгрывании кукольной постановки – игра в кукольный театр. Очень важно правильно подбирать сказки для детей в соответствии с их возрастными особенностями, психологическими проблемами – только тогда положительного результата достигнет сказкотерапия в детском саду. Проект воздействия на детскую психику при помощи сказок должен быть составлен заранее, тщательно продуман взрослым и рассчитан на длительный период. Конечно, это не должен быть строго регламентированный проект, не терпящий изменений и импровизации, – воспитатель в ходе работы с детьми сам должен чувствовать, в какой момент следует рассказать именно эту сказку, а какую сказку лучше будет перенести на другое время. Но, тем не менее, основной «скелет» проекта должен быть определён заранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему необходимо развивать сенсорное восприятие ребёнка. (памятка для родителей)
Статья содержит рекомендации для родителей о целесообразности развития сенсорных навыков имелкой моторики рук....
"Почему именно в дошкольном возрасте необходимо начинать экологическое образование?"
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " ДЕСЯТЬ "ПОЧЕМУ" ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ"
Консультация для родителей о необходимости чтения....
"Почему детям необходимо читать книги?" .
Рекомендации родителям о пользе чтения....
Памятка для родителей "Почему для питания ребенка необходимы салаты?"
Данный материал поможет родителям правильно организовать питание ребенка дома...
Почему система М.Монтессори одна из наиболее популярных во многих странах мира?
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою методику с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную ...
Консультация для родителей в детском саду "Почему для питания ребенка необходимы салаты?".
Детям необходимо принимать в пищу сырые овощи и фрукты, ведь это ценнейшие источники витаминов и клетчатки. В данной консультации даются несколько рекомендаций: что можно добавить в салат, как его укр...