Особенности организации познавательного развития в ДОУ
консультация
Работа с детьми по развитию познавательного интереса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_poznavatelnogo_razvitiya_v_dou.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации познавательного развития в ДОУ
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое. Поэтому дальнейшее развитие познавательного интереса зависит от педагогов и родителей. Необходимо постоянно общаться с ребенком, объяснять ему что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы, посещать выставки, обсуждать увиденное на прогулке, знакомить с занимательной историей, экспериментировать, задавать проблемные вопросы и помогать делать умозаключения. И пусть маленький искатель сам придет к какому-то незначительному выводу или решению, зато это так сильно замотивирует его двигаться дальше и узнавать новое.
Познавательное развитие предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Познавательное развитие дошкольников можно включить в каждую образовательную область ФГОС.
Одним из аспектов развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него познавательных интересов, а также овладение родным языком, как средством и способом общения и познания. Однако в последнее время наблюдается ряд серьезных проблем, стоящих перед педагогами ДОУ. Главные проблемы, с которыми сталкивается педагог это - проблема развития речи детей и проблема развития познавательного интереса.
Что относится к проблеме развития речи :
1. недостаточный словарный запас, односложная речь
2. замусоривание речи сленговыми и нелитературными словами
3. бедная диалогическая речь (неспособность грамотно задать вопрос, построить развернутый ответ)
4. неспособность построить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на определенную тему)
5. отсутствие культуры речи (неумение использовать нужные интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.)
В детском учреждении всё создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу детей, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
Цели и задачи познавательной деятельности :
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует решения следующих задач :
- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
- Развитие творческих задатков и воображения.
- Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
- Знакомство с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.
- Осознавать время и пространство, причины и следствие.
- Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности.
- Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
- Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.
Познание через игру
Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.
Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.
Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.
С возрастом у детей меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.
Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.
В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.
Познавательное развитие в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.
Дети очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дети уже способны понять устройство мира.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....
Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Выступление "Особенности развития памяти детей с особенностями психического развития"
Выступление "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития"...
Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»
Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...
Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...
Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития.
1. Особенности физического развития детей раннего возраста.2. Игры и упражнения для физического развития....