Опыты и эксперименты с дошкольниками летом
опыты и эксперименты (старшая группа)

Журавлёва Мария Васильевна

Я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно провести на прогулке и в группе с детьми дошкольного возраста в детском саду. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Описанные опыты можно проводить с детьми 3 – 7 лет.
Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx26.73 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц/день недели

Название опыта или эксперимента

Цель эксперимента

Июнь

1 неделя

«Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

«Песчаный конус»

Цель. Установить свойства песка.

«Рассеянный песок»

Цель. Установить свойство рассеянного песка.

«Своды и тоннели»

Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

2 неделя

«Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Свойства  воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

3 неделя

«Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

«Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Воздух расширяется»

Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

«Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

«Воздух сжимается»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

4 неделя

 «Росток»

Цель.  Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

 «Может ли растение дышать?»

Цель. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

«Что выделяет растение?»

Цель. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

5 неделя

Солнечные часы своими руками

Цель: изучение времени и движения солнца.

Выгорание цвета на солнце

Цель: Выявить причину выгорание цвета из-за влияния ультрафиолетовых лучей.

Температура черной и прозрачной воды

Цель: Установить, что черные предметы на солнце нагреваются сильнее, чем белые.

Передача солнечного зайчика

Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Как можно удержать мыльный пузырь в руках так, что бы он не лопнул?

Цель: Выявить причину, которой мыльные пузырь не лопается, если на руку одеть шерстяную перчатку.

Июль

1 неделя

Банка непроливайка

Цель: Наглядно опровергнуть тезис о том, что воду нельзя носить в решете.

Мыльные пузыри из носка.

Цель: Познакомить со свойствами мыльных пузырей.

Ледяной гербарий

Цель: Закрепить свойства воды при низких температурах.

2 неделя

«Тонут ли камни в воде?»

Цель: Выяснить может ли плавать камень или нет

 «Круги в воде»

Цель: Выяснить, при опускании разных по величине и массе камни имеют одинаковые круги или нет.

«Могут ли камни менять цвет?»

Цель: Сравнение мокрого и сухого камней.

«Камни издают звуки»

Цель: Выяснить, издают ли камни звуки.

«Живые камни»

Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

3 неделя

«Выращивание сталактитов»

Цель:- уточнить знания с опорой на опыты.

-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).

4 неделя

«Родственники стекла»

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

«Мир бумаги»

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Август

1 неделя

«Какими бывают камни».

Цель: Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

 «Определение размера»

Цель: Определить размер камня

2 неделя

«Определение формы»

Цель: Определить форму камня.

«Рассматривание камней через лупу»

Цель: Рассмотреть через лупу мельчайшие детали камня.

«Определение температуры»

Цель: Выяснить какие по температуре бывают камни.

3 неделя

«Мир ткани»

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Мир металла»

Цель: Узнать предметы, изготовленные из метала. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

«Сравним стекло, бумагу, ткань и металл»

Цель: Сравнить предметы сделанные из стекла, бумаги, ткани, металла.

4 неделя

Водопроводный лабиринт

Цель: Закрепить знания о свойствах воды.

Как можно проткнуть пакет с водой так, чтобы вода не вылилась

Цель: Выявить причину, по которой пакет не дает воде вытекать.




Предварительный просмотр:

Песок и глина


Опыт № 1 «Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

Опыт № 2 «Песчаный конус»

Цель. Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

Опыт № 4 «Рассеянный песок»

Цель. Установить свойство рассеянного песка.

Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Опыт № 5 «Своды и тоннели»

Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем  в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

Опыт № 6 «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать  сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Вода

Опыт № 1 «Свойства  воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Опыт № 2 «Вкус воды»

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 3 «Запах воды»

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Опыт № 4 «Цвет воды»

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная,  принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 5 «Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними  на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Опыт № 6 «Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.

Воздух


Опыт № 1 «Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Опыт № 2 «Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.

Опыт № 3 «Воздух сжимается»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Опыт № 4 «Воздух расширяется»

Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх.

Растения

Опыт № 1 «Росток»

Цель.  Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.

Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

Опыт № 2 «Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Опыт № 3 «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Опыт № 4 «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха  к корням. Наблюдают за изменениями проростков  (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

Итоги. Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Опыт № 5 «Что выделяет растение?»

Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материалы. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу  так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Итоги. Растения выделяют кислород.

Камни

Опыт № 1 «Какими бывают камни».
Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт № 3 «Определение характера поверхности»
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. 

Опыт № 4«Определение формы»
Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод: камни-твёрдые.
Опыт № 5 «Рассматривание камней через лупу»
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.)
Опыт № 6 «Определение температуры»
Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) 
Вывод:камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7 «Тонут ли камни в воде?»
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. 

Опыт № 8 «Живые камни»
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. 
Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате. 
Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Научный опыт № 9 «Выращивание сталактитов»
Цель:- уточнить знания с опорой на опыты.
-вызвать радость открытий полученных из опытов. (сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка).
Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Если вы когда – нибудь строили замки из песка, то поймёте, как это происходит. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.

Опыт № 10 «Могут ли камни менять цвет?»
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)Вывод: Мокрый камень темнее.

Опыт № 11 «Круги в воде»
Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.
Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.

Опыт № 12 «Камни издают звуки».
- Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? - Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? -Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. - А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?
(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)
Вывод: камни могут издавать звуки.

Материалы

Опыт № 1 «Родственники стекла»

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Ход: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.

Опыт № 2 «Мир бумаги»

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Ход: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее.

Опыт № 3 «Мир ткани»

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Ход: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам —«опустить в емкость с водой и определить скорость намокания » - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Свет

«Передача солнечного зайчика»

Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал: схема многократного отражения.

Оборудование: Зеркала.

Ход опыта:

Дети рассматривают движение солнечного «зайчика».

Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

Солнечные часы своими руками

Мы определяем время по часам. Все знают, что часы – это прибор для измерения времени. Первые часы, которые придумал человек - солнечные, и это была всего лишь палка, воткнутая в землю, а их основной принцип действия - тень от стрелки. В солнечных часах заложены знания и наблюдения наших древних предков.

Постройка солнечных часов своими руками - увлекательнейшее занятие, а для детей – ещё и познавательная, это отличное развивающее пособие для детей по изучению времени и движения солнца.

Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Солнечные часы работают в самый разгар лета только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток.

Часы можно изготовить из любых подручных средств (ракушки, камни, палки и тд.)

Основные моменты:

- С помощью карандаша и линейки, отмеряя равные отрезки от центра к краю, начертите круг

- В солнечный день через каждый полный час, подходите к часам и делайте пометки, куда указывает тень от гномона.

- Разместите необходимые цифры по сделанным пометкам.

Выгорание цвета на солнце.

Для демонстрации этого явления, надо сделать некий трафарет.

Прикрепить их к цветной бумаге и повесить на окно с солнечной стороны, чтобы солнышко могло сделать красивый рисунок на бумаге без нашего участия.

Через неделю трафареты аккуратно снимите и посмотрите на результат!

На бумаге останется явный рисунок солнышка - изменения в цвете, которые видно на цветной бумаге.

Выгорание цвета происходит из-за влияния ультрафиолетовых лучей, которые разрушают молекулы красителя, и пигмент теряет свой цвет. Чтобы этого не происходило, в чернила добавляют УФ добавки, которые поглощают часть ультрафиолетового спектра, тогда бумага выгорает меньше.

Температура черной и прозрачной воды

Обращали ли ваши дети внимание на то, что черные предметы на солнце нагреваются сильнее, чем белые?

Предложите им провести такой эксперимент.

Наберите в 2 стакана воды из-под крана. В один из них добавьте черной краски и поставьте оба стакана на 2 часа на солнце. После чего измерьте температуру в каждом стакане.

Вот что получилось у нас : температура в стакане с прозрачной водой – 34,8 градусов, а в черном стакане – 37,8 градусов.

Почему? Дело в том, что черный цвет поглощает весь спектр света, не отражая его. А поскольку свет – это энергия, то черный цвет поглощает больше энергии и, соответственно, нагревается сильнее, в то время как другие цвета отражают часть спектра и нагреваются меньше.

Как можно проткнуть пакет с водой так, чтобы вода не вылилась

Что нам потребуется:  пакет (лучше всего взять с застежкой), карандаши (заточить поострее).

Что делаем:

- наполняем пакет водой;

- аккуратно втыкаем внутрь пакета карандаш и протыкаем его насквозь -вода не выливается;

- увеличиваем количество карандашей и превращаем пакет в ежик!

Ура!

Все дело в том, что материал из которого сделан пакет довольно эластичен, он плотно обхватывает карандаш и не дает воде вытекать.

Как можно удержать мыльный пузырь в руках так, что бы он не лопнул?

-наливаем в емкость небольшое количество воды;

-добавляем в воду средство для мытья посуды и размешиваем, что бы получился раствор;

-надеваем шерстяную перчатку;

-надуваем мыльный пузырь и опускаем его на перчатку.

Вуаля! Мыльный пузырь лежит в ладони и не лопается!

Можно им даже немного жонглировать!

Объяснение эксперимента.

Почему же пузырь не лопается, если взять его рукой в шерстяной перчатке? Для того чтобы понять это, проще ответить на вопрос: почему он лопнет, если не надеть перчатку на руку. Все дело в том, что нашу кожу покрывает тонкая жировая пленка (она спасает кожу от высыхания, которая и заставляет пузырь лопнуть. Надев перчатку, мы помогаем пузырю избежать соприкосновения с агрессивной средой.

Банка непроливайка

Что это? Наглядное опровержение тезиса о том, что воду нельзя носить в решете.

Реквизит: Банка, марля, лист бумаги

Как делать: Горло банки завязываем марлей или другой пористой тканью. Сквозь марлю наливаем туда воды примерно до половины. Прижимаем лист бумаги и переворачиваем банку. Затем аккуратно убираем бумагу, сдвинув ее за кончик вбок. Вода остается в банке и не выливается – для закрепления эффекта можно даже зубочистку внутрь просунуть.

Чему учит: Показывает, что такое поверхностное натяжение жидкости. Вода покрыта тончайшей пленкой. Поэтому, например, водомерка может спокойно бегать по воде, как по паркету.

Мыльные пузыри из носка.

Все что вам нужно для создания такого чуда — это пустая бутылка (отходы от сока, газировки, минеральной воды и т. д., клейкая лента, махровый носок, мыло и немного пищевого красителя.

Для начала отрежьте основание бутылки. Затем наденьте носок на основание бутылки и закрепите его. Это можно сделать при помощи круглой резинки или же использовать красочную клейкую ленту.

Вылейте немного мыла в мелкий контейнер и добавьте небольшое количество воды, размешайте.

Опустите носок в мыльный раствор и начинайте и мягко дуть.

Для того чтобы мыльный змей стал цветным, используйте обыкновенные пищевые красители. Достаточно просто капнуть на носок и змей заиграет красками.

Ледяной гербарий

Соберите на прогулке цветы, листики, ягодки.

Прейдя домой, распределите их по формочкам для льда, и залейте водой. Поставить на сутки в морозилку.

А на следующий день уже можно любоваться чудесными драгоценными слитками, в каждом из которых заключено прекраснейшее сокровище.

Водопроводный лабиринт

Устроить настоящий лабиринт для воды из труб, ковшиков и старых кастрюль совсем не сложно. Для основы подойдет забор, старая дверь или деревянная панель. В дело пойдут гвозди или шурупы, веревки, разрезанные вдоль бутылки, старые шланги и ваша фантазия. Переливать воду и придумывать новые комбинации для водного лабиринта дети могут бесконечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты с детьми летом

Работа с детьми летом Возможность наблюдать, действовать, делать умозаключения...

Опыты и эксперименты с дошкольниками на прогулке летом

Опыты и эксперименты летом на участке детского садаОпыты и эксперименты с дошкольниками на прогулке летомОпыты с водой на прогулке с детьми 5-7 лет.Автор: Харсекина Наталья Юрьевна – воспит...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

картотека опытов и экспериментов на прогулке летом (старшая группа)

картотека опытов и экспериментов на прогулке летом (старшая группа)...

Опыты и эксперименты с дошкольниками на прогулке летом Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

Я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми дошкольного возраста в детском саду. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельн...

картотека опытов и экспериментов на прогулке летом

Задачи:познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;- развивать любознательность, внимание;- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постанов...

Опыты и эксперименты с дошкольниками на прогулке летом

Виды и структура проведения опытов на прогулке летом в детском саду...