Проект "Театральная студия как средство эффективного социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных в наши дни является проектная деятельность, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Проект «Театральная студия как средство эффективного социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста» нацелен на становление партнёрских взаимодействий всех участников образовательного процесса, на максимальное использование ими индивидуальных потенциальных возможностей. Целью проекта является создание новых условий для повышения социокультурной компетентности старших дошкольников посредством волонтерского кукольного театра.
Для достижения поставленной цели в нашей группе внедряется в педагогический процесс технология эффективной социализации – волонтёрство. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании такой формы работы, как театрализованное волонтерство, которая способствует развитию творческих способностей, общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Новизна проекта состоит в том, чтобы создать новую форму социокультурного развития, основанную на партнерской деятельности взрослого и ребенка.
Организация театрализованного волонтерского движения в дошкольном учреждении в современных социокультурных условиях становится очень важным моментом в воспитании и развитии ребенка. Объединив в своём проекте театральную деятельность и волонтерство, в нашей группе был создан театр кукол волонтеров старших дошкольников.
Социальная направленность театральных представлений учит сопереживанию, чуткости, отзывчивости и доброму отношению к окружающим, оказывает влияние на мировоззрение юных театралов, заставляет гораздо глубже взглянуть на жизненные проблемы. Включение в театрализацию стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы). Нельзя рассматривать театр только как развлечение, очень важно его воспитательное значение, Благодаря театральной деятельности, совмещенной с волонтерством, ребята учатся преодолевать стеснение в общении с незнакомыми людьми, проявлять творческий подход к любой социально-значимой деятельности, уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учатся преобразовывать мир, задействовать при этом фантазию, воображение, доброжелательно общаются с окружающими людьми. Развиваются личностные качества, такие как тактичность, сдержанность, отзывчивость, так необходимые волонтеру.
Благодаря театрализованному волонтерству люди, сопричастные театру, бескорыстно несут в мир добро и радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Пушкинский
Московской области
«Детский сад №55 «Алёнушка»
ПРОЕКТ
для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)
«Театральная студия как средство эффективного социокультурного развития
детей старшего дошкольного возраста»
Авторы разработчики:
Федотова О.И., воспитатель,
Егорова Е.М., воспитатель
2020-2022 год.
- Сведения о проекте «Театральная студия «Лучики добра»
1.1. Направление реализации проекта:
«Активный поиск новых форм работы, современных методик и технологий совершенствования образовательного процесса, повышения качества образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Название проекта:
«Театральная студия как средство эффективного социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста»
- Срок реализации проекта: сентябрь 2020 – март 2022г.г.
- Тип проекта: практико- ориентированный творческий.
- Участники проекта: дети, родители, педагоги.
- Актуальность проблемы.
Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из ведущих приоритетов является социокультурная направленность образовательного процесса. И, в первую очередь, педагог должен понимать, что формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и партнёрства, решению коммуникативных задач, обеспечивает адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Социокультурное развитие - это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, закладываются определенные нормы и правила.
Ребёнок, который овладел основными правилами межличностного общения, умеет работать в команде, ограждает себя от конфликтов, легко находит себе партнёров по деятельности, выполняет различные роли, его ценят товарищи за умение дружно играть, трудиться, веселиться.
Реализовать такие задачи можно при условии организации такой жизни ребёнка, которая была бы насыщена положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и содержательным общением. Еще в прошлом веке очень остроумно заметил писатель Анатоль Франс: «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любопытство, а затем «удовлетворять» его, что на данный момент остается актуальным.
Наш проект «Театральная студия как условие эффективного социокультурного развития» нацелен на становление партнёрских взаимодействий всех участников образовательного процесса, на максимальное использование ими индивидуальных потенциальных возможностей.
Проект обеспечивает эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям; поддерживает индивидуальность и инициативность детей через создание условий для принятия детьми решений, проявления творческого самовыражения. Направлен на недирективную помощь детям в коммуникативной, театрально – игровой деятельности, выработку стратегии взаимодействия в разных коммуникативных ситуациях между участниками образовательного процесса. Организует театрально - игровую деятельность детей, способствующую развитию речи, общения, речевого творчества, умения работать в команде, разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками, раскрытию творческого потенциала. Способствует взаимодействию с родителями (законными представителями) по вопросам развития социально -коммуникативной компетентности ребёнка, вовлечению их в продуктивно - творческую деятельность, в том числе посредством участия в проекте.
- Ключевые слова: социально - коммуникативное развитие, социокультурная компетентность, взаимодействие, коммуникация, индивидуальные возможности, театрально –игровая деятельность, волонтёрство.
- Цель проекта.
Создание новых условий для повышения социокультурной компетентности старших дошкольников посредством театрально – игровой деятельности.
- Задачи проекта.
- Мотивировать через театрализованную деятельность готовность старших дошкольников к межличностному взаимодействию и партнёрству как со сверстниками, так и взрослыми.
- Содействовать развитию инициативы, познавательного интереса, социального и эмоционального интеллекта, творческих способностей.
- Знакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол, с профессиями людей, служащих в театре кукол.
- Знакомить детей с волонтерским движением, его значением в жизни человека.
- Приобщать детей к атмосфере праздника, воспитание желания создавать младшим по возрасту детям праздничное настроение.
- Активизировать участие родителей (законных представителей) в проектной деятельности.
- Новизна проекта.
Новизна проекта состоит в том, чтобы создать новую форму социокультурного развития, основанную на партнерской деятельности взрослого и ребенка.
Проект разработан исходя из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей.
9.Материально – техническое обеспечение проекта
№ п/п | Наименование имеющегося материально – технического обеспечения для реализации проекта | Марка/модель | Количество (ед) | Планируемый вид использования |
1. | Проектор | Ультра портативный широкоформатный проектор (Sony VPL – ES4) | 1 | Интерактивное обеспечение коммуникативной деятельности |
2 | Экран | Экран с высоким качеством полотна, и универсальностью в различных условиях проецирования изображения, пригоден для помещений малого и среднего размера (Procoior) | 1 | Интерактивное обеспечение коммуникативной деятельности |
3. | Стол дидактический малый «UmKa» | Сенсорный стол (ANROtech) | 1 | Интерактивное обеспечение коммуникативной деятельности |
4. | Ноутбук | Asus | 1 | Интерактивное обеспечение коммуникативной деятельности |
5. | Фотоаппарат цифровой | (Kodak) | 1 | Выставки, презентации |
6. | Музыкальная система | (LG, 3chaninger dvd karaoke system) | 1 | Прослушивание музыки и текстов |
7. | Диктофон | RitmixRR-150 | 1 | Запись текстов и песен |
8. | Микрофон | Настольный микрофон на подставке ( Trust Elvill Microphone ) | 1 | Запись текстов и песен |
- Ожидаемые результаты проекта
- Функционирование в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) формы работы «Театральная студия» на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности ребёнка в условиях территориальной удаленности от организаций дополнительного образования, учреждений культуры искусства.
- Рост активности сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
- Активное развитие социокультурной компетентности старших дошкольников.
- Распространение опыта работы «Театральная студия» волонтеров старшей группы в разновозрастных группах ДОУ, в закрытой группе «Фантазёры» сетевого интернетсообщества WhatsApp.
- Нормативно – организационное обеспечение проекта (наименование и реквизиты нормативных правовых актов)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ, - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с. (Правовая библиотека образования)
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика -Синтез, 2016. – 368 с.
- Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие/Под ред. В.А. Дергунской.- М.: Центр педагогического образования, 2018.- 240с.
- Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании.- М.: УЦ «Перспектива», 2015.-104с.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.-80с.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64с. (Серия «Вместе с детьми»)
- Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова (руководитель проекта), Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.-112с.- (ФГОС дошкольного образования).
- Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС /авт.-сост. А.Я. Ветохина и др. .- Волгоград: Учитель, 2014, 181 с.
- Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 216с. - (Программно-методический комплекс ДО «Мозаичный Парк»).
8. План проектной деятельности по достижению цели.
№ | Этап | Наименование мероприятия | Краткое описание содержания мероприятия | Сроки или период
| Ожидаемые результаты | Предшествующие мероприятия | Исполнители | Механизм контроля | Создаваемые объекты интеллектуальной собственности |
1. | Организационно -подготовительный | Анализ результатов педагогической диагностики уровня социокультурной компетентности воспитанников |
| Сентябрь - октябрь 2020г. |
| Наблюдение за общением воспитанников со сверстниками и взрослыми в разных образовательных процессах. Этические беседы с воспитанниками | Дети, воспитатели и родители (законные представители) | Составление аналитической справки состояния уровня социокультурной компетентности воспитанников | Диагностический материал, разработанный инструментарий |
Составление плана направленности проекта «Театральная студия» как условие эффективного социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста |
| Октябрь 2020г. | Повышение социокультурной компетентности педагогов в вопросах изучений и обобщения опыта использования новых форм взаимодействия |
| Педагоги группы |
| Составление паспорта проекта | ||
Творческий совет «Театральная студия «Лучики добра» |
| Ноябрь 2020 г. | Активное участие в проекте «Театральная студия «Лучики добра» | 1.Индивидуальные консультации по формированию социокультурной компетентности старших дошкольников 2.Изучение специфики рабочего процесса театральной студии | Дети, воспитатели и родители (законные представители) Дети, воспитатели и родители (законные представители) | Алгоритм рабочего процесса по созданию кукольных спектаклей | |||
Создание условий для работы театральной студии |
| Ноябрь 2020г. | Создание условий для функционирования «Театральной студии» | Изучение специфики рабочего процесса театральной студии | Воспитатели и родители (законные представители) | ||||
Аналитический опрос родителей на определение направлений деятельности «Театральной студии» |
| Декабрь 2020г. | Готовность всех участников проекта эффективно решать все задачи в полном объеме по организации театральной студии и формированию социальной компетентности старших дошкольников | Дети, воспитатели родители (законные представители) | Сценарии спектаклей с аннотациями к ним | ||||
2. | Реализационный | Совместная коммуникативная деятельность в рамках «Театральной студии «Лучики добра» 2.Совместная художественно – трудовая деятельность в рамках «Театральной студии «Лучики добра» 3.Совместная театрально – игровая деятельность в рамках «Театральной студии «Лучики добра» | 1.1. Создание логотипа театральной студии Познавательная беседа «Профессии людей, служащих в театре кукол» 1.2.Познавательно – игровая ситуация «Путешествие в прошлое театра кукол». 1.3.Размышления на темы: «Подари хорошее настроение!», «Какой репертуар будет интересен малышам», «Репертуар театральной студии» 1.4.Сюжетно – ролевая игра «Театр» 1.5. Игровая ситуация «Творческий совет», «Репетиция к спектаклю» 2.1.Организация сценического пространства. Деятельность декоративно – бутафорского цеха «От эскиза до куклы». 2.2.«Программка к спектаклю» 2.3.Инженерное решение «Как сделать, чтобы кукла «Бабочка», «Божья коровка» и другие могли «летать» 2.4.Мастер -класс по кукловождению «Тростевая кукла», «Перчаточная кукла», «Марионетка» 3.1.Социальные акции «Дети – детям!», «Поздравление с Днем пожилого человека» , «Нашим бабушкам и дедушкам!» Представления спектаклей: -интерактивный спектакль «Муха – Цокотуха приглашает друзей!» по мотивам сказки К.И.Чуковского, - музыкальный спектакль «Теремок на новый лад» по мотивам народной сказки «Теремок», - музыкальная сказка «Как начиналась вежливая песенка», -интерактивные спектакли - «Федорино горе», - «Под грибом», - «Три медведя», - «Щелкунчик и Мышиный король». Серия спектаклей по пропаганде ЗОЖ. | Декабрь 2020г. – март 2022г. | Повышение оптимального уровня развития социальных качеств дошкольников старшего возраста. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, повышение социальной компетентности родителей (законных представителей). Создание новых условий для активного участия родителей (законных представителей) деятельности «Театральная студии «Лучики добра» | 1.Беседы с родителями (законными представителями). 2.Мастер – класс для родителей «Репетиция к спектаклю», «Ожившие куклы» 3.Создание закрытой группы «Фантазё- ры» сетевого интернетсообщества WhatsApp для презентаций кукольных спектаклей и последующего обсуждения Мастер – класс для родителей и детей «Плоскостные куклы в технике «Аппликация», «Кукла из цилиндра» Конкурс «Семейная авторская кукла к сказке «Щелкунчик и Мышиный король» | 1.Отзывы родителей (законных представителей) о деятельности театральной студии. 2.Отзывы детей об участии в театральной студии | ||
3. | Итогово - аналитический | Обобщение и распространение опыта работы «Театральная студия «Лучики добра» | 1.Подготовка материалов проекта по формированию социальной компетентности для распространения и внедрения в практику дошкольного образования Оформление видео, аудио и фотоматериалов 2.Сопостановление первоначальных целей и планируемых результатов с полученными результатами. 3. Определение достижений использования формы «Театральная студия» в формировании социокультурной компетентности дошкольников 4.Выявление проблем и рисков использования формы «Театральная студия» в деятельности 5. Участие в районном конкурсе «Мир театра», посвященного Году театра в России» 6. Участие в дистанционном конкурсе театрального творчества «Театр своими руками» информационно- образовательного портала поиска и поддержки одарённых детей и молодежи «Талантливые дети России» Участие в региональных и муниципальных фестивалях, форумах и т.д. | Март – апрель 2022г. | 1.Успешная реализация проекта. 2.Признание материалов проекта готовыми для внедрения в ДОО. 3.Повышение социальной активности участников образовательного процесса | 1.Использование повторной диагностики по уровню сформированности социокультурной компетентности старших дошкольников 3.Оценка эффективности использования формы «Театральная студия» по формированию творческих, организаторских способностей воспитанников | Дети, воспитатели группы, родители (законные представители) | 1.Диагностический материал | Сценарии кукольных спектаклей. Видеоролик о деятельности театра кукол |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Йога – эффективное средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста
В данной работе представленна структурированная система занятий йогой в группах старшего дошкольного возраста, её положительное влияние на детский организм, укрепление здоровья и развитие физических к...
Презентация "Формирование основ социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста"
Презентация предназначена для педагого ДОУ, в которой представлены особенности социокультурного развития дошкольника...
Ознакомление с Родным краем в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается сущность "Социокультурное развитие" в рамках ФГОС, а также описана работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем- Автозаводским районом горо...
Роль природы в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт экспериментальной деятельности по разработки проблемы экологического образования детей дошкольного возраста...
Из опыта работы по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство- это период активного вхождения ребенка в социальный мир....
Логические блоки Дьенеша – эффективное средство для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Статья показывает актуальность и эффективность использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...