Йога – эффективное средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Орлина Надежда Константиновна

В данной работе представленна структурированная система занятий йогой в группах старшего дошкольного возраста, её положительное влияние на детский организм, укрепление здоровья и развитие физических качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yoga.doc92 КБ
Office presentation icon joga_na_vysshuyu.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29 «СИБИРЯЧОК»

Выступление на методическом объединении инструкторов по физической культуре ДОУ

Тема:  

«Йога – эффективное средство оздоровления

и развития детей

старшего дошкольного возраста»

Подготовила инструктор                                                             по физической культуре                                                           1 квалификационной категории  

                                                         Орлина Надежда  

                                                         Константиновна.

г. Зеленогрск

2012 год

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. У детей практически нет возможности играть во дворах в подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютеры и неограниченный доступ к телевидению).

        Многочисленные исследования показывают: неблагоприятные экологические ситуации, сложные социально экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения Красноярского края

не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению.  

   

Статистика 2010 года показывает:

Красноярский край

г.Зеленогорск

МБДОУ

д/с №29

2 старшая группа

30-35% детей дошкольного возраста частые ОРВИ

58%

10%

40%

80% распространенность ортопедической патологии

30%

15%

20%

15% нарушение осанки

24%

10%

20%

Такие тревожные показатели заболеваемости побуждают искать новые пути оздоровления детей. Обновление содержания дошкольного образования предусматривает новый подход к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками, который позволяет использовать отдельные элементы и технологии  спортивной тренировки в практике детского сада. Современных родителей тоже привлекают модные названия: «стретчинг», «боевые искусства», «степ-аэробика» и др. Среди средств, которые направлены на сохранение и укрепление здоровье, а также развитие физических качеств дошкольников,  можно выделить  «йогу».

Занимаясь  йогой с 2008 года,  я заметила позитивные изменения: улучшилась осанка,  перестала болеть спина, ушли  простуды,  и  появилось удивительное состояние обновления, приобретения энергии и удовлетворения от жизни. Ощутив на собственном здоровье положительный результат, я решила узнать, помогут ли занятия йогой укрепить здоровье детей и развить их физические качества? Самая тревожная ситуация на тот момент была во 2 старшей группе. (данные таблицы на слайде).

Одновременно я провела диагностику развития физических качеств детей, которая показала, что дети недостаточно гибки, выносливость при выполнении физических упражнений снижена.

Вдохновившись идеей создания секции «Йога для дошколят», я решила узнать мнение родителей, так как ст. 52. п.1 «Закона об образовании РФ» закрепляет право родителей (и законных представителей)  несовершеннолетних детей выбирать формы получения образования.

Проанализировав данные анкет, выступила на родительском собрании с консультацией для родителей о пользе занятия йогой, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, что помогает впоследствии избежать такого распространенного заболевания как сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления,

дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным и не умеющим сосредоточиться невнимательным детям. Доказано, что дети, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.

Я предложила родителям создать секцию «Йога для дошколят» для детей с ослабленным здоровьем. Получив согласие родителей, поддержку воспитателей я сформулировала

Цель:

сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, развитие их физических качеств через организацию секции «Йога для дошколят».

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи.

Задачи:

  1. Способствовать снижению заболеваемости ослабленных детей.
  2. Развивать силу основных мышечных групп (посредством статических упражнений), гибкость, координацию движения.
  3. Способствовать растяжению и укреплению мышц и связок.
  4. Формировать  правильную осанку, потребность в здоровом образе жизни.
  5. Развивать способность к самоконтролю, управлению своим поведением.

Я разработала программу секционной работы, согласовала её с врачом нашего детского сада Рудкевич Л.А.   Экспертизу содержания программы провела инструктор по фитнесу Марунич Д.В., имеющая сертификат обучения йоге. Программа секции была утверждена заведующим МБДОУ

д/с №29 Коржовой Л.В.

Программа рассчитана  на 2 года. Занятия секции проходят 1 раз в неделю. Подгруппа детей 10 человек старшей группы.

Структура программы включает в себя 3 раздела:

1 раздел – ознакомительный.

2 раздел – практический.

3 раздел – итоговый.              

1 раздел – ознакомительный

(сентябрь 2010)

Цель:

  • формирование представлений о собственном теле и возможностях детского организма;
  • ознакомление дошкольников с одним из видов гимнастики –  «йога»;
  • мотивация детей, появление интереса и желания заниматься «йогой».

2 раздел – практический.

(октябрь 2010 – февраль 2012)

Цель:

  • освоение основных поз – асанов;
  • изучение мудр (йога для пальцев);

Организация занятий йогой с дошкольниками имеет свою специфику: продолжительность занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Занятия для детей проходят в динамической, игровой, увлекательной форме.  Учитывается объем необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических   процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц. Занятия йогой должны приносить чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений.

Во время занятия в группе создается положительный эмоциональный настрой.

Структура занятия секции:

  1. разминка: для подготовки организма к предстоящим нагрузкам и мотивирования детей на дальнейшую двигательную деятельность в начале занятия проводится комплекс специальных упражнений.
  2. разучивание и выполнение поз – асанов: (сочетание динамичных и статичных физических   упражнений, направленных на тренировку для выработки силы, выносливости, координации движений).  

   Асаны делятся на несколько классов

  • Позы стоя (поза стоя – развивает силу и выносливость, делают сильными вашу спину и ноги, поднимает общий тонус организма);
  • Наклоны, растягивания вперед, в стороны (наклоны, растягивание – делают мышцы эластичными);
  • Балансы (укрепляют руки, мышцы пресса спины, развивают концентрацию).
  • Скручивания, прогибы назад, перевернутые позы (укрепляют позвоночник, делают суставы более подвижными, укрепляют мышцы брюшного пресса).
  • Дыхание (глубокое и медленное дыхание помогает взять себя в руки,

справится с эмоциями, избавиться от стресса).                                                     

  1. подвижные игры с элементами звуковой гимнастики,

игры средней подвижности с элементами дыхательной гимнастики,

игры с целью профилактики плоскостопия.

  1. использование мудр (сложение определенных фигур из пальцев рук для улучшения работы внутренних органов). 
  2. Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяет за короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение.
  3. релаксация: (Занятия заканчиваются релаксацией.  Релаксации специально обучают на начальном этапе занятия, а затем используют этот метод для более глубокого отдыха после нагрузки и снятия нервно - мышечного напряжения (стресса).

Принципы:

  1. Постепенности (от простого к сложному).
  2. Системности подачи практического материала.
  3. Учета индивидуальных и физиологических возможностей каждого ребенка.
  4. Интеграция образовательных областей.

Отличительная особенность детской йоги — это проведение занятий в игровом стиле. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений. Игры подбираются таким образом, чтобы содействовать решению как оздоровительных, так и развивающих задач. 

Широко используется метод аналогий   с животными   и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где инструктор - режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление ребенка, способствуя высвобождению   скрытых творческих   и оздоровительных возможностей подсознания.

Предлагаю тематику занятий: «Волшебные превращения», «В гости к гномам», «Изображаем домашних животных», «Путешествие в жаркие страны» и др.

При проведении занятий секции  использовала эффективные формы организации детской деятельности:

- создание игровых и проблемных ситуаций;

- показ выполнения упражнения детьми;

- работа в парах.

- тематическая беседа с использованием  ИКТ и наглядных пособий;

Интеграция образовательной области «Физическая культура»:

  •  Познание (НОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром – «История возникновения йоги», знакомство с характерными особенностями строения животных, птиц, насекомых)
  • Музыка (все занятия проходят под специально подобранную музыку. Это спокойные мелодии с медленным ритмом,  со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья).
  •  Безопасность  (беседы, методические рекомендации о правильности выполнения упражнения. Необходимо обращать внимание на ребенка, при выполнении  асана, следить за его дыханием: оно должно быть спокойным,  ровным,  непрерывистым.  Если выполнение какой-либо позы причиняет ребенку боль или неудобство, то  не позволять ему перенапрягаться);
  •  Здоровье (проведение тематических бесед «Я и мое тело», «Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу», «Тело – храм души»);
  • Социализация (организация игровой деятельности, позволяющей детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми и успешными).               

3 раздел –итоговый.

(март – май 2012)

Цель – совершенствование качества выполнения  поз - асанов.

На этом этапе работы дети демонстрировали свои умения  и успехи на праздниках и развлечениях (выступали на родительской конференции, Дне отрытых дверей).

          В своих отзывах родители высказали удовлетворение и восхищение увиденными результатами детей.

Умелое и грамотное использование элементов йоги позволило добиться значительных результатов в оздоровлении и развитии детей старшего дошкольного возраста.

Количество детей

ДЧБ

Нарушение осанки

2010-2011уч. год

10

80%

40%

2011-2012уч. год

10

20%

20%

Развитие физических качеств.

Физические качества

октябрь 2010 г.

май 2012 г.

Гибкость

высокий

30%

высокий

50%

средний

50%

средний

50%

низкий

20%

низкий

0%

Равновесие (баланс)

высокий

60%

высокий

80%

средний

20%

средний

20%

низкий

20%

низкий

0%

Выносливость

высокий

30%

высокий

50%

средний

40%

средний

50%

низкий

30%

низкий

0%

Регулярные занятия  в секции «Йога для дошколят» помогли  детям стать уравновешенными и спокойными, научиться концентрироваться, укрепили здоровье и  иммунитет, повысили сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправили осанку, помогли  сформировать сильное и гибкое тело.

Радость движения, дыхания, равновесие души нельзя купить или получить в подарок. Давайте научимся создавать их вместе с детьми! И тогда вы сможете легко увлечь детей, ведь йога так выразительна и занимательна!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орлина Надежда Константиновна инструктор по физической культуре МБДОУ д/с №29 1 квалификационная категория стаж работы 21 год

Слайд 2

Тема: «Йога – эффективное средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 3

Актуальность Статистика 2010 года Красноярский край г.Зеленогорск МБДОУ д/с №29 2 старшая группа частые ОРВИ 30-35% детей дошкольного возраста 58% 10% 40% распространенность ортопедической патологии 80% 30% 15% 20% нарушение осанки 15% 24% 10% 20%

Слайд 4

Секция «Йога для детей» развивает гибкость, хорошую осанку и координацию движений, что помогает избежать нарушений опорно-двигательного аппарата; повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм; является отличным средством расслабления; дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным и не умеющим сосредоточиться невнимательным детям. Положительное влияние йоги на детский организм заключается в том, что ЙОГА:

Слайд 5

Диагностика развития физических качеств детей Физические качества октябрь 2010 г. Гибкость высокий 30% средний 50% низкий 20% Равновесие (баланс) высокий 60% средний 20% низкий 20% Выносливость высокий 30% средний 40% низкий 30%

Слайд 6

«Закон об образовании РФ» ст. 52. п.1. «Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования …» Результаты анкетирования – 100% родителей желают, чтобы их дети занимались йогой.

Слайд 7

Секция «Йога для дошколят» Программа рассчитана на 2 года. Занятия секции проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 - 30 мин. Подгруппа детей - 10 человек старшей группы.

Слайд 8

Программа секции «Йога для дошколят» Цель: укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, развитие их физических качеств посредством системы упражнений детской йоги и дыхательных упражнений.

Слайд 9

Задачи: Способствовать снижению заболеваемости часто болеющих детей. Способствовать развитию силы основных мышечных групп (посредством статических упражнений), гибкости, координации движений, укреплению мышц и связок. Формировать правильную осанку, потребность в здоровом образе жизни. Развивать способность к самоконтролю, управлению своим поведением.

Слайд 10

Структура программы: 1 раздел – ознакомительный. 2 раздел – практический. 3 раздел – итоговый.

Слайд 11

1 раздел – ознакомительный (сентябрь 2010) Цели: формирование представлений о собственном теле и возможностях детского организма; ознакомление дошкольников с одним из видов гимнастики – «йога»; формирование мотивации детей к занятию новым видом двигательной деятельности, интереса и желания заниматься «йогой».

Слайд 12

Беседа «Дыхание – основа здоровья» «История возникновения йоги» Тематическая беседа «Я и мое тело»

Слайд 13

2 раздел – практический. (октябрь 2010 – февраль 2012) Цели: освоение основных поз – асанов; развитие физических качеств дошкольника;

Слайд 14

Специфика организации занятий йогой статическое упражнение асан на расслабление «Поза младенца»

Слайд 15

Структура занятия секции: разминка; разучивание и выполнение поз – асанов; подвижные игры или мудры; релаксация

Слайд 16

Асаны делятся на несколько классов Позы стоя: «Путь к солнцу» Наклоны, растягивания вперед, в стороны. Прогибы назад: «Верблюд»

Слайд 17

Принципы реализации содержания: Постепенности (от простого к сложному). Системности подачи практического материала. Учета индивидуальных и физиологических возможностей каждого ребенка. Интеграция образовательных областей.

Слайд 18

Эффективные формы организации детской деятельности : создание игровых и проблемных ситуаций; показ выполнения упражнения детьми; работа в парах; тематическая беседа с использованием ИКТ и наглядных пособий.

Слайд 19

Безопасность Музыка Социализация Познание Интеграция образовательной области «Физическая культура» Здоровье

Слайд 20

3 раздел –итоговый. (март – май 2012) Цели – совершенствование качества выполнения поз – асанов; демонстрация умений детей на праздниках и развлечениях.

Слайд 21

Учебный план группа старшая подготовительная возраст 5 – 6 лет 6 – 7 лет продолжитель-ность занятий 25 минут 30 минут период неделя месяц год неделя месяц год количество занятий 1 4 36 1 4 36 количество часов 25 мин. 1 час 40 мин. 15 часов 30 мин. 2 часа 18 часов

Слайд 22

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Количество детей ДЧБ Нарушение осанки 2010-2011уч. год 10 80% 40% 2011-2012уч. год 10 20% 20% Регулярные занятия в секции «Йога для дошколят» укрепили здоровье и иммунитет, повысили сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправили осанку, помогли сформировать сильное и гибкое тело. помогли детям: стать уравновешенными и спокойными, научиться концентрироваться. СНИЖЕНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ.

Слайд 23

Развитие физических качеств. Физические качества октябрь 2010 г. май 2012 г. Гибкость высокий 30% высокий 50% средний 50% средний 50% низкий 20% низкий 0% Равновесие (баланс) высокий 60% высокий 80% средний 20% средний 20% низкий 20% низкий 0% Выносливость высокий 30% высокий 50% средний 40% средний 50% низкий 30% низкий 0%

Слайд 24

Секция «Йога для дошколят»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»

Презентация опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста"

В материале представлен обзор опыта работы по  программе дополнительного образования "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития   р...

Конструктивная деятельность как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста

инновационная деятельность по конструктивной деятельности дошкольников...

Презентация. Тема: «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.»

ИСТОРИЯ ОРИГАМИО таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бу...

Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...