кружковая работа "Умелые ручки"
рабочая программа
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 148.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №15»
Программа
по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Выполнили :
Некрасова Н.Н.
г. Михайловск, 2021г
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2021-2022 учебный год
Работа с детьми
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1.Пальчиковая гимнастика: «Солнышко» «Наш мизинчик утром встал », «Пальчики». 2.Игра с горохом или бобами 3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек». 4. Раскрась узор. | Упражнять детей в выполнении пальчиковой гимнастики, учить детей выкладывать узор из бобовых. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
1. Пальчиковая гимнастика «Колобок», «Мишка». 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками. 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать Колобка.) 4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | Упражнять детей в выполнении пальчиковой гимнастики, учить детей выкладывать узор из бобовых. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. | |
1.Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзине», «Игрушки», «Шарик». 2. Игры с пуговицами. 3. дидактическая игра «Волшебная шкатулка». 4. Игра с грецкими орехами «Не урони». 5. Раскраска изображения «Юла». (Штриховка, лабиринт). | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого, продолжать обучению играм с крупой и грецкими орехами, развивать навык штриховки | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Хозяйка», «Овощи». 2. Фигурки из палочек (овощи). 3. Дидактическая игра «Золушка» (с крупами). 4. Игра с карандашом, удерживание между пальцами. 5. Раскраска изображения «Овощи». | Продолжать развивать навыки и мелкую моторику рук, учить выкладывать узоры из счетных палочек | |
1.Пальчиковая гимнастика: «Фрукты», «Апельсин», «В сад за сливами». 2. Фигурки из палочек. 3. Игра «Выложи яблоко» (с горохом) . 4.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек». 5. Лепка «Яблоко». | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Волшебные шапочки», «Не плачь куколка моя». 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками. 3. Плетение ковра из разноцветных ленточек. 4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь) 5. Обведение изображения платья .. | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | |
1.Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Осенние листочки», «Вышел дождик погулять». 2. Фигурки из палочек «Дерево». 3. Самомассаж с еловыми шишками. 4. Ниткография (осенние деревья). 6. Обведение изображения дерева .. | Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем . Развивать гибкость пальцев. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Едет белка…», «Гриб-боровик», «Собираем ягоды». 2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк). 3. Игра с перловкой (грибы) . 4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов». 5. Игры с прищепками. 6. Раскраска изображения «Грибок». | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал». 2. Фигурки из палочек (рожица, очки). 3. Дидактическая игра «Эмоции». 4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь). 5. Игра «Волшебная шкатулка». 6. Обведение изображения .. | ||
1. Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду моем», «Солнышко». 2.Игра «Выложи посуду» (фасоль . 3. Аппликация из сухих листьев. 4. Игры с шишками. 5. Обведение изображения тарелку .. | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. | |
1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворока», «Птицка-невеличка». 2. Фигурки из палочек (птица) . 3. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать птицу.) 4. Игра «Волшебная шкатулка». 6. Раскрась рисунок «Птица». | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Снежки», «Солнышко». 2. Фигурки из палочек (Снежинка). 3. Дидактическая игра «Найди два одинаковых». 4. Игра «Кольцеброс». 5.Раскраска рисунка «Снежинка», не выходя за контур. | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из палочек, развивать зрительное внимание, меткость. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Хлоп», «Мороз» 2. Дидактическая игра: «Разноцветные льдинки». 3. Работа с ватой (снежные сугробы) 4. Рисование «Снежинки». 5. Обведение изображения тарелка .. | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «Ёлочка», «Наряжаем елочку». 2. Фигурки из палочек (Ёлочка) 3. Обрывание салфетки (игрушки для ёлочки) 4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок. 5. Раскраска рисунка «Нарядная ёлочка», не выходя за контур. | Развивать мелкую моторику. | |
1. Пальчиковая гимнастика «Едет белка», «Мишка». 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками. 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать зайца.) 4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 6. Раскрась рисунок «Лиса», не выходя за контур. | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе, развивать умение работать с крупой | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Котик», «Идет коза рогатая …». 2.Дидактическая игра «Четвертый лишний». 3. Плетение ковра из разноцветных ленточек. 4. Обведение изображения .. | Привлекать детей к конструированию ковра. Знакомить с деталями строительного материала. | |
1.Пальчиковая гимнастика: «Машинка», «Кто приехал». 2. Фигурки из палочек (грузовик). 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний». 4. Работа с конструктором «Лего» (гараж). 5. Игра «Волшебная шкатулка». 6. Обведение изображения машины | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки». 2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) . 3. Аппликация из сухих листьев. 4. Самомассаж с массажным мячом. 5. Игра «Мозаика». 6. Раскрась рисунок «Человек», не выходя за контур. | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки, развивать умение выполнять аппликацию | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки». 2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) . 3. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками. 4. Самомассаж с сосновыми шишками. 5. Игра «Мозаика». 6. Раскрась рисунок «Человек», не выходя за контур. | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Солнышко». 2. Фигурки из цветных шнурков (Солнышко). 3. Дидактическая игра «Найди два одинаковых». 4. Игра «Красивые бусы для мамы». 5.Раскраска рисунка «Солнышко», не выходя за контур. | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. | |
Пальчиковая гимнастика: «Наш мизинчик утром встал», «Пальчики». 2.Игра с горохом или фасолью. 3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек». 4. Аппликация «Береза». 5.Раскрась узор. | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Бабочка капусница», «Муравьишка». 2.Дидактическая игра «Четвертый лишний». 3. Плетение ковра из разноцветных ленточек. 4. Аппликация с природным материалом «Бабочка». 5. Обведение изображения . | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
1. Пальчиковая гимнастика «Пион», «Ромашка, василек» 2. Фигурки из палочек (цветок) . 3. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать ромашку.) 4. Игра «Волшебная шкатулка». 6. Раскрась рисунок «Цветок», не выходя за контур. | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
1.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики дружат», «Кто приехал». 2. Фигурки из палочек (многоэтажный дом). 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний». 4. Работа с конструктором «Лего» (домик для куклы). 5. Игра «Волшебная шкатулка». 6. Обведение изображения дома. | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. | |
1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки». 2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) . 3. Аппликация из сухих листьев. 4. Самомассаж с массажным мячом. 5. Игра «Мозаика». 6. Раскрась рисунок «Человек», не выходя за контур. | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них, развивать навык конструирование из мазайки | |
Пальчиковая гимнастика: «Наш мизинчик утром встал», «Пальчики». 2. Самомассаж с еловыми шишками. 3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек». 4. Рисование ватными палочками «Хлорофитум». 5. Обведение изображения .. | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворока», «Птицка-невеличка». 2. Игра с фасолью (выложить птицу). 3. Дидактическая игра «Найди пару». 4. Игра «Кегли». 6. Раскрась рисунок «Птица», не выходя за контур. | Упражнять в закреплении навыков игры с крупой, развивать меткость и координацию движения |
Работа с родителями:
- Выступление на родительских собраниях: «Роль развития мелкой моторики в развитии детей»
- Практические рекомендации
- Анкетирование
- Консультации, наглядная информация
- Вечера досугов
- Мастер-классы. «Наши результаты»: сентябрь, май.
Самореализация:
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
*Оформление картотеки пальчиковых игр.
Изучение методической литературы:
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
5. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений 2012;Айрис-Пресс.
6. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
7. Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;http://dohcolonoc.ru
8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
10. Журнал «Дошкольное воспитание» архив номеров 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...