Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»
консультация (младшая группа)

Иванова Татьяна Юрьевна

 

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx329.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей

2–3 лет»

 https://telegram.fra1.digitaloceanspaces.com/channels/kardastikudakan/3811_2021_02_16_1_.jpg 

 

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Значение развития мелкой моторики очень велико:

*    Повышает тонус коры головного мозга.

*    Развивает речевые центры коры головного мозга.

*    Стимулирует развитие речи ребенка.

*    Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

*    Способствует улучшению артикуляционной моторики.

*    Развивает чувство ритма и координацию движений.

*    Подготавливает руку к письму.

*    Поднимает настроение ребенка.

Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, я ставлю для себя следующие цели и задачи:

 Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

 Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.

В своей работе я использую комплекс игр и упражнений по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ.

Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук.

Средства развития мелкой моторики:

   Природный материал, бумага, вода, куклы, песок, пластилин, крупа, пуговицы, бусы, нитки, веревки, ткани, шнурки, карандаши, счетные палочки, изобразительные средства.

   Массаж ладоней и пальчиков рук оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. 

Например:

Ежик в руки мы возьмем, Покатаем и потрем. Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол,

Ручкой ежика прижмем

И немножко покатаем …

Потом ручку поменяем.

 

Пальчиковые игры

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Например:

1.       Этот пальчик дедушка, (большой) Этот пальчик бабушка, (Указательный)

Этот пальчик- папочка, (средний)

Этот пальчик мамочка, (безымянный)

Этот пальчик я, (мизинец)

Вот и вся моя семья. (пальцы обеих рук соединить)

 

 

2.       «Перед нами елочка:    (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,   (показывают кулачки)

Иголочки,    ( указательные пальцы)

Шарики,        (пальцы сжимают в круг)

Фонарики,      (показывают «фонарики»)

Зайчики,          (показывают «ушки зайца»)

И свечки,        (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды,            (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки».     (ставят средний и указательный пальцы на колени)

 

3.       «Курочка - рябушечка      (не спеша «проходятся» указательным и средним)

По двору гуляла,     (пальцем по бедрам)

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:                     (грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!»     (загибают пальчики на другой руке)

 

И многие другие.

 

Изобразительная деятельность.

Рисование способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. «Пальчиковое рисование»

 https://documents.infourok.ru/56bcdf5b-634d-4368-82ca-b6c465366d9f/0/image003.gif

Это один из первых видов рисования, с которым можно познакомить ребенка уже с 6-8 месяцев. Рисование пальчиками хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Благодаря тому, что в головном мозге центры отвечающие за движение и речь, расположены рядом, поэтому стимулируя центр отвечающий за движение, стимулирует и речевой центр. Рисование пальчиками развиваеттактильную чувствительность: при макании пальчика в краску и при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования, возникают новые ощущения для ребенка, ребенок учится осознавать свое тело. Рисуя пальчиками тренируется ловкость пальцев и кистей рук - это своего рода подготовительный этап к переходу к рисованию кистью. Раскрашивая пальчиком раскраски, малыш учится чувствовать границы.

«Рисование ладошкой»  https://documents.infourok.ru/56bcdf5b-634d-4368-82ca-b6c465366d9f/0/image004.gif

Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

 

Лепка   https://documents.infourok.ru/56bcdf5b-634d-4368-82ca-b6c465366d9f/0/image005.gif

Развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.

Рисование манкой (другими мелкими крупами)

Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребенка, но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а, следовательно, и речи, мыслительных процессов.

Это благоприятно сказывается так же и на психике ребенка -как и любое игровое взаимодействие с природным материалом.

 

 

 

 

 

Игры 

С прищепками

Развивают координацию, мелкую моторику рук. Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дожди к тучке, травку к земле и тому подобное).https://documents.infourok.ru/56bcdf5b-634d-4368-82ca-b6c465366d9f/0/image006.gif

Пуговицы   https://documents.infourok.ru/56bcdf5b-634d-4368-82ca-b6c465366d9f/0/image007.gif

Открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и величине. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно – моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

 https://documents.infourok.ru/56bcdf5b-634d-4368-82ca-b6c465366d9f/0/image008.jpg

Шнуровки   

 Развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развитию речи.

Бусы  

Даже одевание фигурок на шнурок можно превратить в игру. Покормить в начале фруктами любимую игрушку, а потом сделать великолепное украшение на шейку.https://documents.infourok.ru/56bcdf5b-634d-4368-82ca-b6c465366d9f/0/image009.jpg

 

 

Счетные палочки  https://documents.infourok.ru/56bcdf5b-634d-4368-82ca-b6c465366d9f/0/image010.jpg

Выкладывание из счетных палочек. Вот квадратик, треугольник даже домик.

 Так же можно использовать банку с дырочкой в крышке, в эту дырочку кидать счетные палочки. Можно на картоне нарисовать линии разноцветными фломастерами и проделать отверстия.

Игры с крупами

Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Для игр подойдут горох, чечевица, фасоль разных видов, манка и др. Как играть: Дайте ребенку различные ложечки, вилку, стаканчики, баночки, тарелочки.http://4.bp.blogspot.com/-Xuso74FSg18/U1ZioFRtclI/AAAAAAAADHo/-J-LiLAJXTE/s1600/DSC_0525.jpg

Пусть он:

 Пересыпает ложкой горох из одного тазика в другой.

 Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось.

 Пересыпает горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).

 Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком.

 Насыпает крупу в стаканчик через воронку.

 Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную) тарелку.

 Попросите его накормить ваших животных -собачке насыпать в глубокую тарелку, а поросёнку -в мелкую.

 Попросите насыпать котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т. п.

 Пересыпает и насыпает горох в ёмкости рукой.

 Так же в емкости с крупой можно спрятать много мелких игрушек, ребенку необходимо отыскать все эти игрушки.

 

 

 

 

Мозаика https://m-igr.ru/upload/iblock/f60/f60b0326bff1057dc215fbdadf4afdb8.jpg

 

 способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих

 способностей ребёнка.

Мы сегодня не гуляли

Мы в мозаику все играли.

 

Конструкторы и наборы строительных материалов

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/3698270/img_id1229062976902985014.jpeg/14hq 

Эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм.

 

      Игры с игрушками вкладыши, пирамидки. 

 

    Пирамидки     -     способствуют     развитию     мелкой     моторики     рук,

самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"

Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения»

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Полезная, необходимая информация для родителей по развитию мелкой моторики руки ребенка дома....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»

Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...