«Развитие речи младшего дошкольника – одна из форм подготовке к школе»
консультация (младшая группа)

Хайрединова Татьяна Витальевна

       Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Детский сад - это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи младшего дошкольника – одна из форм

 подготовке к школе»

«Речь – удивительное сильное средство,

 но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель.

       Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Детский сад - это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
       В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
     Основные задачи развития речи - это воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

     Для ребенка в младшем возрасте в качестве основы мировосприятия выступает детальное содержание реальности. Мир детей этого возраста - конкретные отдельные объекты, предметы, явления. Познание мира выполняется по принципу: что я вижу, тем пользуюсь, это познаю. Ребенок смотрит на предметы с различных сторон. Ему  интересны  внешние (Кто? Что?),  внутренние (Зачем? Как?)  характеристики  предмета.

В таком возрасте он не способен самостоятельно постигать разные скрытые параметры. Речевое развитие дошкольников в младшей группе направлено на помощь в процессе познания новых вещей, явлений, поиск взаимосвязи между отдельными природными процессами.

      Малыши младшей группы способны устанавливать зависимости и первые связи между явлениями и предметами, соотносить внутренние и внешние характеристики вещей, анализировать значение отдельных из них для жизнедеятельности человека. Полноценное речевое развитие дошкольников во второй младшей группе позволяет малышам этой группы общаться между собой, учиться разговаривать со взрослыми.

        Дети в возрасте 3-5 лет, находящиеся на стадии перехода от игровой деятельности, должны от среды получать шансы развития основных навыков. Закономерности развития памяти, мышления, речи, внимания предполагают создание среды предметной деятельности (игровых ситуаций), а также условий развития и воспитания личности.

Работая над развитием речи дошкольников, мы ставим перед собой цель:

- способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого мы решаем следующие задачи :

- создать в группе развивающую среду;

- развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;

- формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

- развивать мелкую моторику рук.

В своей работе необходимо использовать различные методы и формы:

- Методы речевого общения

- Наглядный

- Практический

- Словесный

Мы решаем задачи из всех разделов программы: развиваем навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаем реализовать возможности речевого развития.

      Один из разделов программы, это развитие связной речи посредством художественной литературы. Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами.

Так же изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

      Развитие речевого общения  так же идёт через игровую деятельность.

Через игру мы побуждаем детей к общению друг с другом, а сюжетно-ролевая игра способствует:

- закреплению навыков пользования инициативной речью,

- совершенствованию разговорной речи,

- обогащению словаря,

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Так же развитие речи идёт по средствам дидактической игры. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.) . Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

     Развитие речи на прогулке имеет большое значение. Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

     Подвижные игры в речевом развитии так же играют важную роль. Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

Во время игры стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

       Большие возможности для развития связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем  рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка.

 Также мы используем такой приём, как поручение.

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное.

        Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

         Главная наша цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал воспитателя, но и слышал, понимал, о чем мы хотим ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

В нашей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них мы обращаем особое внимание, больше общаемся с ними, целенаправленно обогащаем их пассивный запас.

         Так же  развитие речи идёт в процессе организации режимных моментов, которое включает в себя:

- сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться)  комментирование действия детей;

- предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка) ;

- предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

- использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов

       Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагает в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

     Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи  развития связной речи у младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

Родительское собрание в первой младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи младших дошкольников.

Тема: Развитие речи младших дошкольников. Задачи:1. Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка 3-4 лет.2. Рассказать родителям о влиянии пальчиковых игр и упражнений на разв...

Семинар-практикум для родителей младших групп на тему: "Развитие речи младших дошкольников"

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие речи младших дошкольников»

Представляю вашему вниманию родительское собрание во второй младшей группе на тему: "Развитие речи младших дошкольников"....

Родительское собрание во 2 младшей группе на тему "Развитие речи младших дошкольников"

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание во 2 младшей группе «Развитие речи младших дошкольников- «Путешествие в страну «Речь»».Форма проведения – игровой практикум

Повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития   детей младшего дошкольного возраста....