«Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_igrovoy_deyatelnosti.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы игровой деятельности
в формировании личности ребенка»
«Игра – это серьезнее, чем
может показаться на первый взгляд».
Дж. Родари.
Игра сопутствует человечеству на протяжении всей его истории. Ей посвящено множество работ ученых самых разных специальностей: философов, этнографов, фольклористов, психологов, этологов.
Что игра дает человечеству? В чем ее природа и значение?
На эти вопросы пытались ответить многие и многие, и эти попытки ответов наиболее кратко и четко сформулированы Й. Хейзингой. Он выделяет девять функций игры, описанных разными исследователями:
1. потребность дать выход избыточной жизненной силе;
2. подчинение врожденному инстинкту подражания;
3. удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке;
4. своеобразная предварительная тренировка перед серьезным делом, которое может потребовать жизнь, упражнение в самообладании;
5. врожденная потребность что – то уметь или что-то совершать;
6. стремление к главенству или соперничеству;
7. невинная компенсация вредных побуждений;
8. необходимое восполнение монотонной деятельности;
9. удовлетворение в некой фикции не выполнимых в реальной жизни желаний и тем самым поддержание чувства личности.
Игры у мальчиков и девочек различны и должны быть различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Игра всегда является результатом противоречия между свободной деятельностью, в которую она включается. Один из блестящих исследователей игры – Э. Эриксон – писал: «Солнечный свет, переливающийся на поверхности моря, заслуживает полное право на определение «игривый», так как честно соблюдает правила игры! И он, действительно, не покушается на химический мир волн, требуя лишь «общения» видимостей. Образующиеся при этом узоры изменяются, с непринужденной быстротой и той бесконечной повторяемостью, которая сулит приятные зрительные впечатления в пределах предсказуемого диапазона, никогда, однако, не создавая одну и ту же конфигурацию дважды. Когда человек играет, он должен общаться с вещами и людьми в той же ненавязчивой и легкой манере».
Различая игру взрослых и игру детей, Э. Эриксон пишет, что взрослый, играя, уходит в сторону от действительности и входит в иную реальность; ребенок играя, продвигается вперед к новым ступеням мастерства в овладении этим миром и собой. Игру он считает инфантильной, способностью осваивать жизненный опыт, создавая модели ситуации, и овладевать действительностью через эксперимент и планирование.
С.Л. Рубинштейн понимал игру как постоянную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Сущность игры, по его теории, заключается в том, что она – порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир. «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир».
Игра, осмысленная деятельность, мотивы ее кроются не в утилитарном эффекте, а в разнотипных переживаниях, вызванных окружающей действительностью, значимых для ребенка.
Игровой язык универсален, он выступает в роли своеобразного эсперанто. Интересен факт, что в культурах самых разных, отдаленных друг от друга, народов, части игры – близнецы, когда при самых разных сопровождающих текстах смысловые значения игры, ее построение и даже паттерны движений рук при игре в точности повторяют друг друга. Возможно, каждая традиционная игра является выражением определенного архетипа, и именно поэтому существует повторяемость игр. Недаром лингвисты считают, что именно обращение к таким типически – активным, подвижным играм – один из самых естественных и быстрых способов освоения чужого языка, как для детей, так и для взрослых.
Что же происходит сейчас с игрой?
Время растущего, повального увлечения играми. Деловые игры, игры – семинары и марафоны, игротеки, дидактические игры – все это находит все большее распространение и, вовлекает все большее число людей. Одновременно извращается подлинный дух игры, она перестает быть бескорыстным занятием, превращаясь в утилитарную деятельность, в способ приобщения молодежи к взрослой жизни. В каждой конкретной игре ищется цель и смысл, и, в зависимости от результатов поиска, игру относят к определенному типу. Стирается грань, отделяющая игру от реальной жизни, и игра, по сути, перестает быть игрой, оставаясь ей лишь по форме.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской педагогики и психологии известен всем. Процитируем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле, она может быть названа ведущей, так как определяет развитие». Игра – «самоценная форма активности» ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир ребенка.
Для растущего ребенка игра выступает необходимым механизмом «запуска» самых разных сторон его личности, является наиболее «плодородной почвой» для благополучного и своевременного «прорастания» как личностных качеств, так и опыта социальной компетентности в общении с окружающими людьми. Замечено, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослее, лучше справляются с жизненными проблемами. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности является особенно важным.
Игра ребенка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно, известный французский психолог А. Валлон сравнивал игру с «ликующим или вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях». Очевидно. что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет исследования.
В последние годы многие исследователи (А. В. Запорожец, Е.Е. Кравцова) с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. В результате, игровая деятельность перестает быть источником самореализации ребенка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики.
Игра является важным фактором психического развития ребенка и становлением его самосознания. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно – ролевая игра. Главное назначение этой игры – социально - эмоциональное развитие ребенка, то есть овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками.
Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослый, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, которые в рамках обыденных, повседневных отношениях с родителями, не всегда ему позволяются. Только благодаря игре, он ощущает настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в реальном мире ребенку не всегда подвластны. Вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре, к нему приходит ощущение эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития.
В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни – ребенок пробует себя в разных ролях: работник (в системе родственных взаимоотношений), член семьи (в быту), потребитель социальных благ (в профессиональной деятельности). Сначала в игре дети отражают предметную деятельности взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся их отношения. Одновременно, в игре дети передают внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают, что имеет немаловажное значение в их социально – эмоциональном развитии.
Таким образом, игры, особенно сюжетно – ролевые игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в мире, при этом ребенок получает реальную возможность исследовать отношения между людьми.
Игровая деятельность ребенка обеспечивает его развитие по трем основным направлениям:
- игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности;
- в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает действиями с ними;
- игра создает благоприятные условия для развития самосознания.
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Однако самостоятельные детские игры часто носят примитивный характер, в них недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий, несмотря на широкий круг знаний, и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых. У детей часто не сформированы игровые умения, мал багаж необходимых знаний. И поэтому, задача педагогов – не «подавлять» ребенка грузом своих знаний, а создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему?» и «как?». Создать условия для развития познавательной активности и любознательности, развитию умственных способностей и речи, в наиболее близком и естественном для ребенка - дошкольника виде деятельности – игре, а также, научить ребенка способам ее построения, сформировать у ребенка игровые навыки и умения.
Слава игре – с тобою она всегда!
Играет с Мертвым морем живая вода.
Играют дети, читая игру с листа.
Пантера играет, жмурясь (она сыта).
Танцуя, играет кончик ее хвоста.
Играет сила. Она звенит, как струна
Инструмента, власть над которым тебе дана!
Литература:
1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре»;
2. Пухова Т.И. «Попытка нового определения символической игры» // «Психолог в детском саду», № 3 / 2005 г.;
3. Рузина М.С. «Игра в жизни ребенка» // «Психолог в деском саду»,
№ 4/2004 г.;
4. Эйнон Д. «Творческая игра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поиск путей обогащения игровой деятельности - одно из условий формирования личности ребенка».
Обучение дошкольников наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятия....
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...
Презентация «Важность трудового воспитания деятельности в формировании личности ребенка»
Основные задачи трудового воспитания детей§обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;§ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;§воспитание интереса к труду, трудолюбия и самост...
формирование личности ребенка в театрализованной деятельности
каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастит.......
«Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности».
laquo;Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности». Мастер-класс для педагогов....
«Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИИ "ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"...
Консультация «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»
Консультация на тему: «Проблемы игровой деятельности в формировании личности ребенка»...