"Педагогическая гостиная как форма работы с родителями"
статья
Предварительный просмотр:
Педагогическая гостиная как форма работы с родителями.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Один из основных принципов ФГОС ДО – сотрудничество с семьями.
Семья и детский сад –два кита, на которых стоит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. И им необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно -образовательного процесса.
Как же изменить такое положение? Необходимо, чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка. А поняв ребёнка, помогать ему во всём. Родителям надо быть терпеливыми и деликатными, и тогда всё получится.
Существуют следующие направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением.
1. Познавательное - знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.( совместные экскурсии, прогулки)
2.Досуговое- для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.(совместные досуги-КВН, ток-шоу, «мастер-класс»)
3. Информационно-аналитическое- направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение (социологических опросов, анкетирования, тестирования)
4.Наглядно-информационно.
Для этого в детском саду существуют различные методы и формы работы с родителями - традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:
1. Родительские собрания
2. Семинары и консультации для родителей
3. Наглядный материал (папки-передвижки, стенды)
4.Беседы
5.Работа с родительским комитетом
6. Дни открытых дверей
Все это педагоги используют в своей деятельности ежедневно. Однако, в современных условиях, этих форм взаимодействия недостаточно для полноценного сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, поэтому существуют и нетрадиционные формы взаимодействия- новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
1. Взаимодействие по средствам интернет-технологий (сайты д/с, личные блоги)
2. Проведение мастер-классов для родителей.
3.Выпуск семейных газет.
4.Фотовыставки.
5. Круглые столы
6. Педагогическая гостиная
Педагогическая гостиная – специально организованная форма взаимодействия воспитателей ДОУ, узких специалистов ДОУ, родителей и воспитанников.
Основная цель проведение педагогической гостиной состоит в том, чтобы развивать личность ребёнка с помощью родителей, и активном их участии.
Цель: оказание помощи родителям воспитанников, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей
Установить психологический контакт с семьёй, помочь родителям в получении новых знаний для развития и формирования, полноценной личности; устанавливать сотрудничество ДОУ и семьи; вовлечение родителей в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность.
Подготовка к организации педагогической гостиной. Проводится предварительная подготовка по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Педагогическая гостиная начинается с определения темы. (Например: «Какие книги читать детям», «Семья и здоровье», «Подготовка детей к школе». И т. д
Подготовительная работа и организация в НОД с детьми по выбранной теме.
*Разработка сценария.
*Подбор и изготовление пособий, атрибутов.
* Подбор музыкального сопровождения, видео материала, фото - слайдов.
* Оформление фотовыставки, детские работы.
* Сбор вопросов «Почта доверия».
* Анкетирование
* Привлечение узких специалистов (при необходимости).
* Памятки.
*Бланки - задания (по необходимости).
* Игры – задания.
Начало и заключение встречи должно быть ритуальным, чтобы сохранить ощущение целостности и завершённости.
Структура педагогических гостиных.
1 часть: Приветствие включает в себя (сюрпризный момент, мини- концерт с участием детей, видео о жизни группы, игры- приветствия и. т. д.
2 часть : Продуктивная деятельность детей и родителей. (творческая деятельность – (лепка из соленого теста, нетрадиционное рисование (коктейльными трубочками, нитями мулине, шерстяной нитью. Создание коллажей, открыток, оригами.)
3 часть : Прощание. Показ слайд- шоу, видео, чаепитие, короткие игры на пожелания позволяющие закрепить положительный – эмоциональный фон.
4 часть: Обратная связь. Проговаривание с родителями в «Гостиной», что лучше всего понравилось, обсудить, что они почувствовали, играя с ребёнком, что лучше всего удалось (получилось). Важно остановиться на рефлексии родителей. Вызвать положительные эмоции от совместных встреч, от результатов совместной работы.
5 часть: Практическая работа. Создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению творчества.
Полноценное общение в решении проблем воспитания. Побуждает родителей серьёзно присмотреться к своим детям, выявить черты их характера. Главное родители убеждаются в том, что в ДОУ они всегда найдут поддержку и ответы на вопросы, и помогут советами.
После посещения родителями «Педагогической гостиной», между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях.
Теперь немного о преимуществе «Педагогической гостиной»:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; индивидуальные возможности ребёнка.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.
Эта одна из форм работы с родителями. Она имеет определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества.
Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представления о работе воспитателей, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический час "Продуктивные формы работы с родителями детей дошкольного возраста" - из опыта работы
Материал поможет воспитателям при подготовке к МО...
Педагогическая практика: «Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ - «Клуб взаимопомощи».
Педагогическая практика:«Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ - «Клуб взаимопомощи»....
Педагогический журнал - современная форма работы с родителями.
В статье представлена информация о возможностях использования педагогического журнала в ДОУ. Данырекомендации по созданию данного журнала. Показана роль и возможные результаты использования данной фор...
Педагогический журнал - современная форма работы с родителями.
В статье представлена информация о возможностях использования педагогического журнала в ДОУ. Данырекомендации по созданию данного журнала. Показана роль и возможные результаты использования данной фор...
Выступление на педагогическом часе: «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Выступление на педагогическом часе:«Нетрадиционные формы работы с родителями»...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В данной работе рассматривается актуальность проведения психолого-педагогических тренингов с родителями детей с ТНР....
"Родительская гостиная" как форма работы с родителями
Родители и воспитатели — два незаменимых фактора в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского ...