Наставничество в педагогическом коллективе
статья (старшая группа)

Морозова Юлия Сергеевна

Данный материал - текст выступления по теме "Наставничество в педагогическом коллективе" (дошкольное учреждение). Информация будет полезна тем, кто собирается стать наставником и не знает с чего начать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наставничество в педагогическом коллективе

Молодой педагог, приходя на рабочее место, сразу погружается не только в образовательную деятельность, но и в работу с документами, во взаимоотношения с родителями, с коллегами, в обустройство группы, в подготовку к праздникам и т. п.

Нельзя забывать, что педагог-дошкольник – это «вторая мама» для воспитанников. Если говорить простым языком, каждую минуту воспитатель должен проявлять заботу, показывать пример, отвечать на вопросы, следить за здоровьем, успокаивать, поддерживать детей. А если говорить научными словами, то воспитатель должен способствовать всестороннему развитию личности ребенка, сохранению и развитию здоровья детей.

Деятельность воспитателя строится по режиму, он всегда должен следить за временем.

Чтобы быть успешным, педагог-дошкольник должен хорошо владеть терминологией ФГОС, современными информационными технологиями, уметь применять их в НОД. А также педагог должен быть компетентным, стрессоустойчивым, обладать дипломатическими качествами.

 На практике мы сталкиваемся с тем, что молодые педагоги, даже имеющие желание работать, отличники и хорошисты в учебе, испытывают боязнь к ответственности, нагрузке, ложащейся на их плечи, говорят, что у них путаница в голове, что не могут справиться с объемом информации, не могут сосредоточиться. Результат – чувство растерянности у педагога, снижение качества образования, ситуация неуспеха, не желание работать, иногда уход из профессии.

Я считаю, что данную проблему нужно обязательно решать, а еще лучше предотвращать и не допускать.  

Молодым педагогам необходимо оказывать педагогическую и моральную поддержку, создавать ситуацию успеха, ведь когда у тебя что-то получается, и работать хочется, и трудности не страшны. Важную роль в достижении качественной работы начинающего педагога играет наставничество.

«Наставничество» (по Ожегову) - форма воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками.

Наставничество (Википедия) — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. 

Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной  тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

Из данных определений следует, что наставник – это помощник, направляющий, проводник.

Я прошла путь в дошкольном образовательном учреждении от начинающего педагога до педагога Высшей квалификационной категории. Мне хорошо знакомы трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги. Сейчас являюсь педагогом-наставником в дошкольном учреждении.

Моя работа по наставнической деятельности выстроена по двум направлениям:

  1. помощь в текущей работе: решение ситуативных вопросов, помощь в предоставлении каких-либо материалов для проведения НОД, оформление и проверка документов, организация досугов и праздников и т. п.  

Хочу отметить, что я оказываю помощь, направляю, даю подсказки, а не выполняю работу за молодого педагога.

  1. реализация индивидуального плана работы педагога-наставника с молодым специалистом.

Цель моей работы в рамках реализации индивидуального плана – помочь развить профессиональные умения и навыки молодого педагога.

 Индивидуальный план составлен с учетом следующих аспектов:

  • помощь по вопросам ведения документации;  
  • помощь в постановке целей, задач ООД и ее организации;
  • реализация годовых задач на 2021-2022 учебный год;
  • разработка темы по самообразованию молодого специалиста - «Развитие речи дошкольников раннего возраста посредством малых фольклорных форм».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

работы педагога-наставника с молодым специалистом

на 2021/22 учебный год

Молодой педагог: Лобанова Евгения Михайловна

Должность: воспитатель

Педагог-наставник: Морозова Юлия Сергеевна

Должность: воспитатель

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.Оформление документации группы.

2.Мониторинг развития детей.

3.Выбор темы самообразования.

1.Консультации и ответы на интересующие вопросы.

2.Подготовка и разработка основных документов группы.

3. Подбор диагностического материала.

Сентябрь

1.Изучение методики проведения ООД и совместной деятельности педагога с воспитанниками.

2. Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

1.Консультации «Работа с детьми в группе в утренние часы»; «Малые фольклорные формы»

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников раннего возраста».

2. Помощь в организации родительского собрания в форме семинара-практикума.

Октябрь

1.Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми по формированию начальных представлений о ЗОЖ.

2. Аспекты использования малых фольклорных форм для развития речи дошкольников группы общеразвивающей направленности раннего возраста.

1.Составление плана индивидуальной работы с детьми по формированию начальных представлений о ЗОЖ.

2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение.

3. Консультация «Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников раннего возраста».

4. Подбор материала для составления картотек: потешек, загадок, пестушек, народных игр.

Ноябрь

1.Знакомство с технологией проектной деятельности.

2. Подготовка,  организация и проведение новогоднего праздника.

1. Консультация «Проектная деятельность с детьми и родителями».

2. Оформление группы, подбор наглядно-информационного  материала для детей и родителей, участие в проведении новогоднего праздника.

Декабрь

1.Знакомство со здоровьесберегающими технологиями.

2. Причины возникновения конфликтов в работе педагога и их урегулирование.

1.Консультация, планирование.

2. Обсуждение и консультирование молодого педагога по предупреждению конфликтных ситуаций в работе.

Январь

1.Анализ конспекта и проведение молодым педагогом НОД по развитию речи.

2. Использование ИКТ.

1. Консультация «Организация занятий по развитию речи с использованием малых фольклорных форм».

Посещение НОД молодого педагога, обсуждение.

3. Консультация «Использование ИКТ в работе с детьми и родителями».

Февраль

1.Поисково-экспериментальная деятельность в группе общеразвивающей направленности раннего развития (фотоотчет).

2. Проектная деятельность с детьми.

1.Помощь в организации поисково-экспериментальной деятельности с детьми: создание проблемной ситуации, подбор материалов и способов, с помощью которых можно решить проблему.

2. Задание: разработать краткосрочный  проект по поисково-экспериментальной деятельности.

Март

1.Использование современных технологий в образовательной деятельности.

2. Организация режимных моментов молодым педагогом.

1.Консультация «Новые технологии», обмен опытом.

2. Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения.

Апрель

1.Организация ООД во второй половине дня.

Подготовка к оздоровительной  работе с детьми в летний период.

2. Подведение итогов работы.

1. Выступление на семинаре Консультация «Использование малых фольклорных форм в режимных моментах».

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

2. Самоанализ молодого педагога.

Май

1. Оздоровительная работа с детьми в летний период

1. Помощь в разработке планирования оздоровительной работы в летний период и организации.

Июнь

1. Организация досуговой деятельности с детьми в летний период.

1.Помощь в организации досугов.

 «Парад потешек. Дидактическая игра «День куклы Маши»

Июль

1. Организация двигательной деятельности детей с использованием малых фольклорных форм.

1. Консультация «Использование малых фольклорных форм в организации двигательной деятельности».

2. Просмотр организации двигательной деятельности в течение дня, обсуждение.

Август

Какие плюсы работы педагога-наставника по индивидуальному плану я выделяю:

  1. руководствуясь системной работой по индивидуальному плану, педагог-наставник может проанализировать деятельность молодого педагога, сделать выводы, внести коррективы;
  2. реализация индивидуального плана дает возможность постепенно достигать конкретной цели.

Конечная цель нашей работы, помимо развития профессиональных качеств, - накопление опыта молодым педагогом по теме самообразования, выступление на семинаре для педагогов ДОУ по теме: «Использование малых фольклорных форм в режимных моментах». У молодого педагога уже есть наработки по этой теме, я думаю, что она сможет представить их в форме консультации.

Наставничество в педагогическом коллективе – это процесс двусторонний. Грамотно выстроенная работа дает толчок к самообразованию, повышению педагогического мастерства, как начинающему  педагогу, так и педагогу-наставнику, что, несомненно, способствует повышению качества образования, накоплению положительного педагогического опыта обеих сторон.

        



Предварительный просмотр:

Наставничество в педагогическом коллективе

Молодой педагог, приходя на рабочее место, сразу погружается не только в образовательную деятельность, но и в работу с документами, во взаимоотношения с родителями, с коллегами, в обустройство группы, в подготовку к праздникам и т. п.

Нельзя забывать, что педагог-дошкольник – это «вторая мама» для воспитанников. Если говорить простым языком, каждую минуту воспитатель должен проявлять заботу, показывать пример, отвечать на вопросы, следить за здоровьем, успокаивать, поддерживать детей. А если говорить научными словами, то воспитатель должен способствовать всестороннему развитию личности ребенка, сохранению и развитию здоровья детей.

Деятельность воспитателя строится по режиму, он всегда должен следить за временем.

Чтобы быть успешным, педагог-дошкольник должен хорошо владеть терминологией ФГОС, современными информационными технологиями, уметь применять их в НОД. А также педагог должен быть компетентным, стрессоустойчивым, обладать дипломатическими качествами.

 На практике мы сталкиваемся с тем, что молодые педагоги, даже имеющие желание работать, отличники и хорошисты в учебе, испытывают боязнь к ответственности, нагрузке, ложащейся на их плечи, говорят, что у них путаница в голове, что не могут справиться с объемом информации, не могут сосредоточиться. Результат – чувство растерянности у педагога, снижение качества образования, ситуация неуспеха, не желание работать, иногда уход из профессии.

Я считаю, что данную проблему нужно обязательно решать, а еще лучше предотвращать и не допускать.  

Молодым педагогам необходимо оказывать педагогическую и моральную поддержку, создавать ситуацию успеха, ведь когда у тебя что-то получается, и работать хочется, и трудности не страшны. Важную роль в достижении качественной работы начинающего педагога играет наставничество.

«Наставничество» (по Ожегову) - форма воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками.

Наставничество (Википедия) — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. 

Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной  тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

Из данных определений следует, что наставник – это помощник, направляющий, проводник.

Я прошла путь в дошкольном образовательном учреждении от начинающего педагога до педагога Высшей квалификационной категории. Мне хорошо знакомы трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги. Сейчас являюсь педагогом-наставником в дошкольном учреждении.

Моя работа по наставнической деятельности выстроена по двум направлениям:

  1. помощь в текущей работе: решение ситуативных вопросов, помощь в предоставлении каких-либо материалов для проведения НОД, оформление и проверка документов, организация досугов и праздников и т. п.  

Хочу отметить, что я оказываю помощь, направляю, даю подсказки, а не выполняю работу за молодого педагога.

  1. реализация индивидуального плана работы педагога-наставника с молодым специалистом.

Цель моей работы в рамках реализации индивидуального плана – помочь развить профессиональные умения и навыки молодого педагога.

 Индивидуальный план составлен с учетом следующих аспектов:

  • помощь по вопросам ведения документации;  
  • помощь в постановке целей, задач ООД и ее организации;
  • реализация годовых задач на 2021-2022 учебный год;
  • разработка темы по самообразованию молодого специалиста - «Развитие речи дошкольников раннего возраста посредством малых фольклорных форм».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

работы педагога-наставника с молодым специалистом

на 2021/22 учебный год

Молодой педагог: Лобанова Евгения Михайловна

Должность: воспитатель

Педагог-наставник: Морозова Юлия Сергеевна

Должность: воспитатель

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.Оформление документации группы.

2.Мониторинг развития детей.

3.Выбор темы самообразования.

1.Консультации и ответы на интересующие вопросы.

2.Подготовка и разработка основных документов группы.

3. Подбор диагностического материала.

Сентябрь

1.Изучение методики проведения ООД и совместной деятельности педагога с воспитанниками.

2. Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

1.Консультации «Работа с детьми в группе в утренние часы»; «Малые фольклорные формы»

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников раннего возраста».

2. Помощь в организации родительского собрания в форме семинара-практикума.

Октябрь

1.Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми по формированию начальных представлений о ЗОЖ.

2. Аспекты использования малых фольклорных форм для развития речи дошкольников группы общеразвивающей направленности раннего возраста.

1.Составление плана индивидуальной работы с детьми по формированию начальных представлений о ЗОЖ.

2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение.

3. Консультация «Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников раннего возраста».

4. Подбор материала для составления картотек: потешек, загадок, пестушек, народных игр.

Ноябрь

1.Знакомство с технологией проектной деятельности.

2. Подготовка,  организация и проведение новогоднего праздника.

1. Консультация «Проектная деятельность с детьми и родителями».

2. Оформление группы, подбор наглядно-информационного  материала для детей и родителей, участие в проведении новогоднего праздника.

Декабрь

1.Знакомство со здоровьесберегающими технологиями.

2. Причины возникновения конфликтов в работе педагога и их урегулирование.

1.Консультация, планирование.

2. Обсуждение и консультирование молодого педагога по предупреждению конфликтных ситуаций в работе.

Январь

1.Анализ конспекта и проведение молодым педагогом НОД по развитию речи.

2. Использование ИКТ.

1. Консультация «Организация занятий по развитию речи с использованием малых фольклорных форм».

Посещение НОД молодого педагога, обсуждение.

3. Консультация «Использование ИКТ в работе с детьми и родителями».

Февраль

1.Поисково-экспериментальная деятельность в группе общеразвивающей направленности раннего развития (фотоотчет).

2. Проектная деятельность с детьми.

1.Помощь в организации поисково-экспериментальной деятельности с детьми: создание проблемной ситуации, подбор материалов и способов, с помощью которых можно решить проблему.

2. Задание: разработать краткосрочный  проект по поисково-экспериментальной деятельности.

Март

1.Использование современных технологий в образовательной деятельности.

2. Организация режимных моментов молодым педагогом.

1.Консультация «Новые технологии», обмен опытом.

2. Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения.

Апрель

1.Организация ООД во второй половине дня.

Подготовка к оздоровительной  работе с детьми в летний период.

2. Подведение итогов работы.

1. Выступление на семинаре Консультация «Использование малых фольклорных форм в режимных моментах».

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

2. Самоанализ молодого педагога.

Май

1. Оздоровительная работа с детьми в летний период

1. Помощь в разработке планирования оздоровительной работы в летний период и организации.

Июнь

1. Организация досуговой деятельности с детьми в летний период.

1.Помощь в организации досугов.

 «Парад потешек. Дидактическая игра «День куклы Маши»

Июль

1. Организация двигательной деятельности детей с использованием малых фольклорных форм.

1. Консультация «Использование малых фольклорных форм в организации двигательной деятельности».

2. Просмотр организации двигательной деятельности в течение дня, обсуждение.

Август

Какие плюсы работы педагога-наставника по индивидуальному плану я выделяю:

  1. руководствуясь системной работой по индивидуальному плану, педагог-наставник может проанализировать деятельность молодого педагога, сделать выводы, внести коррективы;
  2. реализация индивидуального плана дает возможность постепенно достигать конкретной цели.

Конечная цель нашей работы, помимо развития профессиональных качеств, - накопление опыта молодым педагогом по теме самообразования, выступление на семинаре для педагогов ДОУ по теме: «Использование малых фольклорных форм в режимных моментах». У молодого педагога уже есть наработки по этой теме, я думаю, что она сможет представить их в форме консультации.

Наставничество в педагогическом коллективе – это процесс двусторонний. Грамотно выстроенная работа дает толчок к самообразованию, повышению педагогического мастерства, как начинающему  педагогу, так и педагогу-наставнику, что, несомненно, способствует повышению качества образования, накоплению положительного педагогического опыта обеих сторон.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена использованию педагогической диагностики в дошкольной образовательной организации....

Итоговый педагогический совет "Успехи и достижения педагогического коллектива за прошедший 2014-2015 учебный год"

В презентации отражена работа педагогического коллектива за учебный год....

Формы работы в педагогическом коллективе по обмену опытом педагогического мастерства

Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное раз...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...

Реверсивное наставничество "Педагогическое мастерство" в педагогическом коллективе МБДОУ ДС №7 "Жар-птица"

    Реверсивное наставничество – это взаимодействие сотрудников образовательной организации как профессионалов разных поколений (в т. ч. педагогов, руководителей...