«Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»
методическая разработка (старшая группа)

Попова Екатерина Анатольевна

«Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»

Формирование мыслительных процессов у дошкольника – одна из важнейших задач. От того, насколько ребенок способен мыслить логически, обрабатывать и применять полученную информацию, зависит успешное обучение в школе.

Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждения.

Из чего же складывается логическое мышление?

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,— в литературе также называют логическими приемами мышления.

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. 

 Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. (Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.)

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия:

Выделение общего признака – основание классификации;

Деление на классы по основанию классификации.

Уровень развития мышления у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет ребенок стремительно развивается как личность. Он уже пережил период «почемучек» и сейчас пытается самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. В этом возрасте у дошкольника развивается наглядно-образное мышление, благодаря чему он способен мыслить обширно, используя свой прежний опыт и знания.

Развитие мышления детей 5-6 лет позволяет ребенку проявлять следующие способности:

 делать логические выводы;  сравнивать и сопоставлять предметы;

 группировать предметы по общим признакам;  придумывать рассказ на заданную тему; составлять рассказ по картинкам; варьировать окончание рассказа, придумывать для героя новый исход событий и новые обстоятельства; применять теоретические знания на практике.

 

Для развития логического мышления дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, среди которых выделяется дидактическая игра, которая  способствует  становлению и развитию интеллектуальных способностей ребенка. Использование ИКТ игр также  существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников. Использование интерактивной доски помогает развивать у детей внимание, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др., делает образовательный процесс увлекательным и интересным.

Также развитие логического мышления осуществляется через загадки и логические задачи (упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями). 

Виды игр, развивающих логику:

Игры на сравнение

«Найди отличия»    Детям предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

«Скажи наоборот»   Педагог бросает  мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.  Например: черный- (белый), большой- (маленький), хороший – (плохой) и т.д.
«Найди два одинаковых предмета»

Детям предлагается рассмотреть и сравнить предметы, изображенные на картинке и найти 2 одинаковых предмета.

Игры на обобщение

«Четвертый лишний».

Педагог предлагает детям  карточка с изображением 4-5предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти, объяснить свой выбор.

Например: яблоко, груши, апельсин, мандарин - это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.

 «Назови одним словом» Воспитатель называет группы слов, объединенных по общему признаку, и просит ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

-помидор, огурец, капуста, лук (овощи);

-Стол, кровать, шкаф, стул, кресло (мебель).                  

Игры на классификацию

«Найди два одинаковых предмета»

Детям предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, среди которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Игры на синтез, анализ

«Найди лишний предмет».

Детям предлагаются карточки с изображением предметов. Необходимо в каждом ряду найти предмет, который не подходит к остальным. Объяснить свой выбор, почему данный предмет лишний.

Например:

-автобус, самолет, машина, троллейбус;

-лыжи, санки, лодка, коньки;

-ель, береза, дуб, ромашка.

 «Составь узор».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

«Чередование»

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

 

Также способствуют развитию логического мышления ребенка загадки, небылицы.

 «Отгадывание небылиц» или «Что не так?». 

1 вариант

Педагог рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.   Ребенок должен заметить смысловые несообразности и

объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

2 вариант

Педагог показывает детям картинки на слайдах или на картинках. Необходимо найти несоответствие и объяснить свой выбор.

 

Таким образом,   чтобы дошкольники  овладели  всеми логическими операциями: оперировали разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждали  и делали  умозаключения, необходимо постоянно использовать  логические игры и упражнения не только в непосредственно образовательной деятельности, но и  включать их в самостоятельную деятельность  с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»

Формирование мыслительных процессов у дошкольника – одна из важнейших задач. От того, насколько ребенок способен мыслить логически, обрабатывать и применять полученную информацию, зависит успешное обучение в школе.

Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждения.

Из чего же складывается логическое мышление?

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,— в литературе также называют логическими приемами мышления.

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. 

 Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. (Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.)

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия:

Выделение общего признака – основание классификации;

Деление на классы по основанию классификации.

Уровень развития мышления у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет ребенок стремительно развивается как личность. Он уже пережил период «почемучек» и сейчас пытается самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. В этом возрасте у дошкольника развивается наглядно-образное мышление, благодаря чему он способен мыслить обширно, используя свой прежний опыт и знания.

Развитие мышления детей 5-6 лет позволяет ребенку проявлять следующие способности:

 делать логические выводы;  сравнивать и сопоставлять предметы;

 группировать предметы по общим признакам;  придумывать рассказ на заданную тему; составлять рассказ по картинкам; варьировать окончание рассказа, придумывать для героя новый исход событий и новые обстоятельства; применять теоретические знания на практике.

Для развития логического мышления дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, среди которых выделяется дидактическая игра, которая  способствует  становлению и развитию интеллектуальных способностей ребенка. Использование ИКТ игр также  существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников. Использование интерактивной доски помогает развивать у детей внимание, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др., делает образовательный процесс увлекательным и интересным.

Также развитие логического мышления осуществляется через загадки и логические задачи (упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями). 

Виды игр, развивающих логику:

Игры на сравнение

«Найди отличия»    Детям предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

«Скажи наоборот»   Педагог бросает  мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.  Например: черный- (белый), большой- (маленький), хороший – (плохой) и т.д.
«Найди два одинаковых предмета»

Детям предлагается рассмотреть и сравнить предметы, изображенные на картинке и найти 2 одинаковых предмета.

Игры на обобщение

«Четвертый лишний».

Педагог предлагает детям  карточка с изображением 4-5предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти, объяснить свой выбор.

Например: яблоко, груши, апельсин, мандарин - это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.

 «Назови одним словом» Воспитатель называет группы слов, объединенных по общему признаку, и просит ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

-помидор, огурец, капуста, лук (овощи);

-Стол, кровать, шкаф, стул, кресло (мебель).                  

Игры на классификацию 

«Найди два одинаковых предмета»

Детям предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, среди которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Игры на синтез, анализ

«Найди лишний предмет».

Детям предлагаются карточки с изображением предметов. Необходимо в каждом ряду найти предмет, который не подходит к остальным. Объяснить свой выбор, почему данный предмет лишний.

Например:

-автобус, самолет, машина, троллейбус;

-лыжи, санки, лодка, коньки;

-ель, береза, дуб, ромашка.

 «Составь узор».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

«Чередование»

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Также способствуют развитию логического мышления ребенка загадки, небылицы.

 «Отгадывание небылиц» или «Что не так?». 

1 вариант

Педагог рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.   Ребенок должен заметить смысловые несообразности и

объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

2 вариант

Педагог показывает детям картинки на слайдах или на картинках. Необходимо найти несоответствие и объяснить свой выбор.

Таким образом,   чтобы дошкольники  овладели  всеми логическими операциями: оперировали разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждали  и делали  умозаключения, необходимо постоянно использовать  логические игры и упражнения не только в непосредственно образовательной деятельности, но и  включать их в самостоятельную деятельность  с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...