Знакомство дошкольников с элементарной музыкальной грамотой в детском саду (консультация)
консультация
Педагоги музыкального развития в детском саду сталкиваются с проблемой преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно, и при этом помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности. Как создать обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_metod_izucheniya_elementarnoy_muzykalnoy_gramoty_v_detskom_sadu.docx | 23.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с элементарной музыкальной грамотой в детском саду.
Педагоги музыкального развития в детском саду сталкиваются с проблемой преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно, и при этом помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности. Как создать обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование?
Уже в дошкольном возрасте у ребенка активно развивается способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть способность усвоить простейшие элементы нотной грамоты. Раннее знакомство ребёнка с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.
Цель обучения музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста:
Знакомство с элементами музыкальной грамоты.
Задачи:
- Знакомство с нотным станом, нотными знаками, ритмом;
- Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и певческих навыков;
Но будет ли музыкальное обучение результативным и принесет ли оно радость ребенку, во многом зависит от выбранной педагогом методики, принципов и приемов обучения.
Одним из наиболее актуальных, интересных и плодотворных путей активизации учебного процесса является введение игрового метода или отдельных его элементов и форм в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. Игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий, игровые моменты повышают заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребенка нельзя заставить, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс –заинтересовать. Побуждение интереса детей во многом достигается с помощью игровых приемов, вызывая какой-либо игрой заинтересованность детей и эмоциональный отклик.
Знакомство с нотной грамотой в детском саду требует не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций на начальных этапах обучения (ведь слуховые ассоциации развиваются позднее), и здесь очень помогают наглядные пособия, карточки тренирующего типа, познавательные и развивающие игры. Игровая форма обучения помогает ребенку легко освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии песен.
Такая форма работы приводит:
- к значительному оживлению и увлеченности детей, повышениюих интереса;
- пробуждению их внутренней активности;
- развитию творческого начала, интереса к предложенной теме занятия;
- появлению умения анализировать результаты выполненной работы.
Очень важно поощрять инициативу детей, поддерживать ощущение себя интересным и значимым заставляет ребёнка прочувствовать уверенность в собственных силах, что является лучшей почвой для развития его творческого потенциала.
На этапе формирования у ребенка понятия изменения высоты звука вводится знакомство с нотной записью. Освоение нотной записи способствует более осознанному отношению детей к особенностям музыкального языка.
Повторение одних и тех же видов деятельности из занятия в занятие может привести к снижению интереса. Когда же на смену одному творческому заданию приходит иное, процесс перестаёт быть предсказуемым, в нём возникает элемент неожиданности, обуславливающий интерес у детей. Так же педагог не должен слишком увлекаться словесными объяснениями, от него требуется максимальное усиление образно-эмоциональных воздействий путем использования музыкальных произведений и наглядных пособий. Добиться интереса к занятиям можно лишь в том случае, если они будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами.
«Звуки»
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки
В.Д. Королева.
Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое.
Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество:высоких, низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу. На этом этапе можно нарисовать нотный стан на большом листе бумаги и на нем написать ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами), можно сделать его на магнитном листе, и в этом случае нотками могут служить цветные магниты, либо магниты с нарисованными на них картинками.
Знакомясь с названиями нот, их местонахождением на клавиатуре или нотном стане можно воспользоваться разнообразными стихотворениями, сказками, карточками, песнями, загадками.
Стихотворный способ изложения текста знаком детям с раннего дошкольного детства. Рифма легко запоминается и ложится на слух. Таким способом можно знакомиться с различными музыкальными терминами и воспользоваться им при изучении нот.
«Семь нот»
Семь всего лишь нот на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни ноты эти
И скорее назови.
Для запоминания названий нот может помочь карточка, на которой каждая нота представлена картинкой, и если назвать ее (картинку), то можно в начале каждого слова услышать «имя» ноты. Например, дождь, дом –ДО, мишка, миска – МИ, лягушка – ЛЯ и т.д.
Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д. Для дальнейшего изучения нот и длительностей понадобятся понятия нотный стан, скрипичный ключ. Рассказ об этих музыкальных понятиях можно дополнить стихотворениями.
«Нотный стан»
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали - нотный стан.
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
Н.Кончаловская.
«Необычный ключик»
Этот ключик завитой
Очень даже не простой:
С виду необычный,
Звать его скрипичный
Ключик в руки мы возьмем,
В гости к нотам мы пойдем.
Е. Раннева.
После того как познакомились с названиями нот, происходит знакомство с их местонахождением на клавиатуре и нотном стане.
«Клавиатура»
Чудеса тут, да и только!
Вот ведь клавиш разных сколько!
А имен лишь семь у них.
Как же нам не спутать их?
Видишь черных клавиш ряд
То их две, то три подряд,
Лишь две черненьких нажмешь
Между ними РЕ найдешь.
Слева – ДО, а справа – МИ,
По-порядку их нажми: ДО, РЕ, МИ.
Рядом ты теперь смотри,
Видишь черных клавиш три?
Между ними – СОЛЬ и ЛЯ
Напевают: «Тра-ля-ля!».
Слева – ФА, а справа – СИ.
А теперь произнеси:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ ЛЯ, СИ.
Местонахождение звуков на нотном стане:
«Где живут нотки?» Е. Раннева.
ДО – большая озорница,
Ей в дому своем не спится
Проживает на скамейке,
На добавочной линейке.
Под линейкой самой первой
Поселилась нота РЕ,
И пропела на заре:
«Пойте РЕ, ребята верно».
Чуть повыше нотка МИ –
Это ты, дружок пойми:
На линеечке на первой
Жить удобно ей, наверно.
Между первой и второй
Нота ФА вздыхает:
Бедной ноте ФА порой
Места не хватает.
На второй линейке СОЛЬ
Песни распевает
И соседку ноту ФА
В гости приглашает.
Между линией второй
И соседней, третьей
Ноту ЛЯ, приятель мой,
Мы с тобой заметим.
На линейке средней, третьей
Ноту СИ всегда мы встретим
Под четвертой – нота ДО
Смотрит весело в окно.
От ДО до ДО семь нот живут
Певцы их гаммою зовут.
Две ноты ДО сливаются –
Октава получается.
Е. Королева.
Для закрепления названий нот, можно предложить игру «Нотки прячутся в словах». Принцип игры: найти в предложенных словах ноты .
«Где увидим ноты».
Всюду встретим ноты-слоги
ДО увидим мы в дороге
Выйдем к речке на заре
И увидим ноту РЕ.
МИ приехала в Миасс
Будет петь она для вас.
Славный город есть Уфа,
В нем найдем мы ноту ФА.
Нота СОЛЬ в лесу поет:
«Почему нет ноты мед?»
На балу у короля
Распевает нота ЛЯ.
И гостит в Париже СИ
Говорят ей там «Мерси».
А у нотки ДО в дороге
Под дождем промокли ноги.
Е. Раннева
Также для закрепления названий нот полезно разучить несложные песни, где в тексте звучат «имена» нот. Одновременно идет работа над чистым интонированием звуков.
https://youtu.be/VXhS7TIj7mQ
Создавая обстановку увлечённости и творчества можно стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование. И в этом случае они придут в музыкальные школы уже с определённым багажом музыкально-теоретических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные занятия в детском саду. Консультация для родителей.
Это консультация для родителей о том, какие виды деятельности включаются в музыкальное занятие. Каждый вид деятельности способствует развитию музыкальности ребенка....
"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"
Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....
Музыкальные уголки в детском саду (консультации для воспитателей)
Музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умени...
Значимость элементарного музицирования на музыкальных занятиях в детском саду
Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с ран...
Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет
игры с муз. инструментами...
Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...
Знакомство с музыкальными инструментами в детском саду
Знакомство с музыкальными инструментами...