Знакомство дошкольников с элементарной музыкальной грамотой в детском саду (консультация)
консультация

Бордак Александр Валерьевич

Педагоги музыкального развития в детском саду сталкиваются с проблемой преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно, и при этом  помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности. Как создать обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование?

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с элементарной музыкальной грамотой в детском саду.

Педагоги музыкального развития в детском саду сталкиваются с проблемой преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно, и при этом  помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности. Как создать обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование?

Уже в дошкольном возрасте у ребенка активно развивается способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть способность усвоить простейшие элементы нотной грамоты. Раннее знакомство ребёнка с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.

Цель обучения музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста:

Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Задачи:

  • Знакомство с нотным станом, нотными знаками, ритмом;
  • Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и певческих навыков;

Но будет ли музыкальное обучение результативным и принесет ли оно радость ребенку, во многом зависит от выбранной педагогом методики, принципов и приемов обучения.

Одним из наиболее актуальных, интересных и плодотворных путей активизации учебного процесса является введение игрового метода или отдельных его элементов и форм в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. Игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий, игровые моменты повышают заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребенка нельзя заставить, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс –заинтересовать. Побуждение интереса детей во многом достигается с помощью игровых приемов, вызывая какой-либо игрой заинтересованность детей и эмоциональный отклик. 

Знакомство с нотной грамотой в детском саду  требует не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций на начальных этапах обучения (ведь слуховые ассоциации развиваются позднее), и здесь очень помогают наглядные пособия, карточки тренирующего типа, познавательные и развивающие игры. Игровая форма обучения помогает ребенку легко освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии песен.

Такая форма работы  приводит:

  • к значительному оживлению и увлеченности детей, повышениюих интереса;
  • пробуждению их внутренней активности;
  • развитию творческого начала, интереса к предложенной теме занятия;
  • появлению умения анализировать результаты  выполненной работы.

Очень важно поощрять инициативу детей, поддерживать ощущение себя интересным и значимым заставляет ребёнка прочувствовать уверенность в собственных силах, что является лучшей почвой для развития его творческого потенциала.

На этапе формирования у ребенка понятия изменения высоты звука вводится знакомство с нотной записью. Освоение нотной записи способствует более осознанному отношению детей к особенностям музыкального языка.

Повторение одних и тех   же видов деятельности из занятия в занятие может привести к снижению интереса. Когда же на смену одному творческому заданию приходит иное, процесс  перестаёт быть предсказуемым, в нём возникает элемент неожиданности, обуславливающий интерес у детей. Так же педагог не должен слишком увлекаться словесными объяснениями, от него требуется максимальное усиление образно-эмоциональных воздействий путем использования музыкальных произведений и наглядных пособий. Добиться интереса к занятиям можно лишь в том случае, если они будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами.

«Звуки»

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки

В.Д. Королева.

 Прежде чем познакомить ребенка с нотами, необходимо объяснить ему, что же это такое. 

Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество:высоких, низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаются либо прямо на этих линейках, либо между ними, могут также быть под и над линейками, и на добавочных линейках, которые мы пририсовываем сверху или снизу. На этом этапе можно нарисовать нотный стан на большом листе бумаги и на нем написать ноты подряд (можно раскрасить их разными цветами), можно сделать его на магнитном листе, и в этом случае нотками могут служить цветные магниты, либо магниты с нарисованными на них картинками.

Знакомясь с названиями нот, их местонахождением на клавиатуре или нотном стане можно воспользоваться разнообразными стихотворениями, сказками, карточками, песнями, загадками.

Стихотворный способ изложения текста знаком детям с раннего дошкольного детства. Рифма легко запоминается и ложится на слух. Таким способом можно знакомиться с различными музыкальными терминами и воспользоваться им при изучении нот.

«Семь нот»

Семь всего лишь нот на свете

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Ты запомни ноты эти

И скорее назови.

Для запоминания названий нот может помочь карточка, на которой каждая нота представлена картинкой, и если назвать ее (картинку), то можно в начале каждого слова услышать «имя» ноты. Например, дождь, дом –ДО, мишка, миска – МИ, лягушка – ЛЯ  и т.д.

Когда ребенок уже хорошо определяет все ноты, можно переходить к постепенному изучению всего остального: ключей, длительности, пауз, октав и т. д.  Для дальнейшего изучения нот и длительностей понадобятся понятия нотный стан, скрипичный ключ. Рассказ об этих музыкальных понятиях можно дополнить стихотворениями.

«Нотный стан»

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали - нотный стан.

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

Н.Кончаловская.

«Необычный ключик»

Этот ключик завитой

Очень даже не простой:

С виду необычный,

Звать его скрипичный

Ключик в руки мы возьмем,

В гости к нотам мы пойдем.

Е. Раннева.

После того как познакомились с названиями нот, происходит знакомство с их местонахождением на клавиатуре и нотном стане.

 «Клавиатура»

Чудеса тут, да и только!

Вот ведь клавиш разных сколько!

А имен лишь семь у них.

Как же нам не спутать их?

Видишь черных клавиш ряд

То их две, то три подряд,

Лишь две черненьких нажмешь

Между ними РЕ найдешь.

Слева – ДО, а справа – МИ,

По-порядку их нажми: ДО, РЕ, МИ.

Рядом ты теперь смотри,

Видишь черных клавиш три?

Между ними – СОЛЬ и ЛЯ

Напевают: «Тра-ля-ля!».

Слева – ФА, а справа – СИ.

А теперь произнеси:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ ЛЯ, СИ.

Местонахождение звуков на нотном стане:

 «Где живут нотки?» Е. Раннева.

 ДО – большая озорница,

 Ей в дому своем не спится

 Проживает на скамейке,

 На добавочной линейке.

 Под линейкой самой первой

 Поселилась нота РЕ,

 И пропела на заре:

 «Пойте РЕ, ребята верно».

 Чуть повыше нотка МИ –

 Это ты, дружок пойми:

 На линеечке на первой

 Жить удобно ей, наверно.

 Между первой и второй

 Нота ФА вздыхает:

 Бедной ноте ФА порой

 Места не хватает.

 На второй линейке СОЛЬ

 Песни распевает

 И соседку ноту ФА

 В гости приглашает.

 Между линией второй

 И соседней, третьей

 Ноту ЛЯ, приятель мой,

 Мы с тобой заметим.

 На линейке средней, третьей

 Ноту СИ всегда мы встретим

 Под четвертой – нота ДО

 Смотрит весело в окно.

 От ДО до ДО семь нот живут

 Певцы их гаммою зовут.

 Две ноты ДО сливаются –

 Октава получается.

Е. Королева.

Для закрепления названий нот, можно предложить игру «Нотки прячутся в словах». Принцип игры: найти в предложенных словах ноты .

«Где увидим ноты».

 Всюду встретим ноты-слоги

 ДО увидим мы в дороге

 Выйдем к речке на заре

 И увидим ноту РЕ.

 МИ приехала в Миасс

 Будет петь она для вас.

 Славный город есть Уфа,

 В нем найдем мы ноту ФА.

 Нота СОЛЬ в лесу поет:

 «Почему нет ноты мед?»

 На балу у короля

 Распевает нота ЛЯ.

 И гостит в Париже СИ

 Говорят ей там «Мерси».

 А у нотки ДО в дороге

 Под дождем промокли ноги.

Е. Раннева

Также для закрепления названий нот полезно разучить несложные песни, где в тексте звучат «имена» нот. Одновременно идет работа над чистым интонированием звуков.

https://youtu.be/VXhS7TIj7mQ


 Создавая обстановку увлечённости и творчества можно стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование. И в этом случае они  придут в музыкальные школы уже с определённым багажом музыкально-теоретических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия в детском саду. Консультация для родителей.

Это консультация для родителей о том, какие виды деятельности включаются в музыкальное занятие. Каждый вид деятельности способствует развитию музыкальности ребенка....

"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....

Музыкальные уголки в детском саду (консультации для воспитателей)

Музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умени...

Значимость элементарного музицирования на музыкальных занятиях в детском саду

Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с ран...

Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...

Знакомство с музыкальными инструментами в детском саду

Знакомство с музыкальными инструментами...