Дидактические игры для речевого развития детей
материал
Игры для развлечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didak._igry_dlya_rechevogo_razvitiya_detey_.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
для речевого развития детей
I. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Японская печатная машинка»
Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).
«Поиграем в сказку»
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т.п.
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
«Поймай звук»
Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А
Лото «Назови картинку и найди гласный звук»
Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков. Игра проводится так же: ведущий называет изолированный согласный звук (в словах-названиях картинок из данного лото можно выделить звуки: Р, К, К, Л, Л, М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны назвать нужную картинку.
«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)
Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Пройди вокруг и не заблудись»
Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Описание игры. Игра состоит из игровых полей (для каждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинки к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля).
Если игрок правильно определит место звука на каждой картинке, он пройдёт лабиринтом от картинки к картинке и вернется к началу движения (двигаться надо по часовой стрелке с любой картинки). Выигрывает тот, кто раньше вернётся к началу на своем игровом поле.
«Составь слово»
Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.
Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.
«Из слогов - предложение»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.
Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.
II. Игры для развития лексической стороны речи
(формирования словаря)
«Переезжаем на новую квартиру»
Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».
«Фрукты – овощи»
Цель игры: дифференциация сходных понятий.
Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.
«Новоселье»
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Ход игры. Создаётся следующая игровая ситуация: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую». Затем ребёнку дается два набора предметных картинок и две коробочки, на каждой помещён свой символ: для одежды платье, для обуви – сапожки.
Лото «В мире растений»
Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.
Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.
Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.
«Летает, а не птица»
Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.
*** ***
В тёмной темнице Красные лапки
Красны девицы. Щиплют за пятки
Без нитки, без спицы (Гусь)
Вяжут вязеницы.
(Пчёлы в улье)
*** ***
Явился в жёлтой шубке Чёрный, проворный,
Прощайте, две скорлупки. Кричит «крак»,
(Цыплёнок) Червякам враг.
(Грач)
*** ***
Летела птица, Не зверь, не птица,
Не перната, не крылата, А нос, как спица.
Носик долгий, (Комар)
Голос тонкий. ***
Кто её убьёт, Спал цветок и вдруг проснулся:
Человечью кровь Больше спать не захотел.
Прольёт. Шевельнулся, встрепенулся,
(Комар) Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
*** ***
Много мастеров Верещанья, белобока.
Срубили избу без углов. А зовут её …. (сорока).
(Муравьи)
*** ***
Маленький мальчишка Жу-жу, жу-жу,
В сером ярмячишке Я на ветке сижу,
По дворам шныряет, Букву Ж все твержу,
Крохи собирает, Зная твердо букву эту,
В поле ночует, Я жужжу весной и летом.
Коноплю ворует. (Жук)
(Воробей)
*** ***
На полянке возле ёлок, На шесте дворец,
Дом построен из иголок. Во дворце певец,
За травой не виден он, А зовут его… (скворец).
А жильцов в нём миллион. (Муравейник.)
«Наоборот»
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
«Скажи по-другому»
Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.
«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.
«Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».
Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Ряд картинок для игры:
1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.
2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.
3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.
4. Кукушка, сова бабочка, сорока.
5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.
6. Ромашка, береза, ель, тополь.
7. Помидор, огурец, морковь, слива.
8. Шапка, берет, шляпа, носок.
9. Топор, пила, ручка, рубанок.
10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.
III. Игры для развития грамматического строя речи
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал. Игрушечный мишка.
Организация. Воспитатель:
- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
«Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)
«Дополни предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
«Придумай предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
- Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
«Доскажи словечко»
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
*** ***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
*** ***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
*** ***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
«Прятки»
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...
Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе
Дидактические игрыдля речевого развития детейв старшей группе1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Поиграем в сказку»Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя»...
«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...
Дидактические игры для речевого развития детей
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи и др....
Дидактические игры для речевого развития детей
*Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников....
Дидактические игры в речевом развитии детей.
У ребёнка есть страсть к игре ,и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь- это игра. ...
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...