Опытно-экспериментальная деятельность "Вулкан"
занимательные факты (старшая группа)

Алексеева Татьяна Анатольевна

Этот опыт (эксперимент) достаточно легкий и детей он неизменно приводит в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь! Чтобы вызвать у дошкольников интерес к учебе, чтобы они полюбил химию и физику, мы проводим с ними разные занимательные опыты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan_opyt.docx419.84 КБ

Предварительный просмотр:

          НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Вулкан» для детей старшей     группы «Эрудиты».

Этот опыт (эксперимент) достаточно легкий и детей он неизменно приводит в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь! Чтобы вызвать у дошкольников интерес к учебе, чтобы они полюбил химию и физику, мы проводим с ними разные занимательные опыты.

   Цель эксперимента:

Дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации). Тем более, что кроме интеллектуального развития и расширения представлений об окружающей среде, ребенок будет развивать мелкую моторику, а также творческое мышление. Ведь в данном варианте опыта предлагается провести его не в лабораторной колбе или заменяющей ее емкости, а сделать своими руками красивый фон. Этот фон впоследствии можно использовать для занятий с ребенком географией, для игр и тематических инсталляций.

   Задачи:

рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды,

формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют;

воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность. Из соды, уксуса и средства для мытья посуды, легко можно устроить небольшой домашний катаклизм - извержение вулкана. А заодно познакомить воспитанников с простейшими химическими реакциями.

   Тип проекта:

Увлекательное исследование- опыт «извержение» обязательно превратится в увлекательное путешествие на тропический остров длинною в несколько дней.

   Словарь:

гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, кислота.

   Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

- Беседы о видах вулканов

- Просмотр презентаций

- Чтение детских энциклопедий

- Изготовление макета вулкана.

   Будьте внимательны!: эксперименты с уксусом детям можно проводить только под контролем взрослых!

                             Материалы и инструменты:

           Что понадобится:

  • баночка (у нас – пластмассовый стакан )
  • пластилин
  • украшения (изготовлены из пластилина)
  • поддон (идеально – глубокий поднос)
  • уксус
  • вода из крана
  • сода
  • средство для мытья посуды
  • гуашь красного цвета
  • электронная презентация - иллюстрации вулканов, макет вулкана
  • Защитные средства для каждого ребёнка (одноразовые медицинские фартуки, перчатки, шапочки)

                                           Этапы работы:

                               Подготовительный этап

  Мы с ребятами познакомились с разными наземными и подводными вулканами на всем земном шаре, от Гавайских островов до Камчатки. Изучили строение вулкана.

Для начала мы создали свой миниатюрный островок со спящим пока вулканом. Облепили стакан пластилином, украсили цветами из пластилина.

Затем мы начали химичить в нашей лаборатории! А для начала воспитатель одевает каждому ребёнку средства защиты.

                                           Основная часть

Первым в вулкан насыпает воспитатель полную чайную ложку соды и по верхнему краю вулкана смазывает гуашью, и примерно чайную ложку средства для мытья посуды.

Чтобы все было равномерно. Вместе с детьми перемешали смесь палочкой и, затаив дыхание, влили в наш вулкан немного уксуса разбавленного водой! Тут же все зашипело и из кратера вулкана потекла густая пена - лава, скрашенная гуашью!

Наглядно стало понятно, что наш макет вулкана очень даже работает и выглядит эффектно!

Процесс засыпания соды и поливания ее уксусом длился долго, так как каждый ребёнок насыпал соду, но интерес не был потерян. Восторг юных химиков не утихал.  "Вулкан" лучше сразу делать в глубоком подносе.

           Итог:

 Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.

    Роль педагога в данном исследовании:

Развить социально-коммуникативные компетенции;

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

Создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

Формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

                                                   Подготовила воспитатель МАДОУ д/с № 125

                                                    Алексеева Татьяна Анатольевна. 2022 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...

Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....