«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
материал (старшая группа)
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь
к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С.Лихачев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 49 (корпус 3)
143401, Московская область, г.о. Красногорск, Подмосковный бульвар д.5 А
Контактный телефон:8 (498) 7542355 E-mail: krgr_mbdou_49@mosreg.ru
Доклад на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игр»
Подготовила воспитатель:
Кузьминова Анастасия Степановна
г .о. Красногорск -2022 г.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь
к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С.Лихачев
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития, происходит становление двигательных способностей организма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Поэтому использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Необходимо использовать игру, как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны: дидактические, настольно-дидактические, пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые.
Велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным колоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу.
- Настольно - печатные дидактические игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", «лабиринты» С помощью настольно-печатных игр успешно развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, учатся принимать решения.
- Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Много словесных игр используются при воспитании нравственных чувств.
Например, игры «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он, произнося волшебное слово, выбирает себе пару, «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово).
- Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Достаточно редкими становятся игры с военно- патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Вот схема последовательной работы по патриотическому воспитанию детей через сюжетно-ролевую игру.
Это игра «Семья» Существует несколько вариантов этой игры. Например, «Семейные праздники», «Семья в гостях у бабушки», «Наша дружная семья». «Детский сад», «Школа», «Почта», «Подводники», «Моряки» «Путешествие к далеким планетам»,) «Родная улица», «Город», «Страна», «Столица», «Символика», «Права и обязанности», «Конституция».
В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Среди многих факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.
В 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа РФ», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта, чем другие. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов на занятиях по физкультуре: в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздниках и досугах, спортивных соревнованиях.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими и переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Участие в праздниках и развлечениях формируют у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая стихи, дети много нового узнают о своей стране, это расширяет их кругозор, развивает речь, память, воображение, способствует умственному развитию.
Это такие мероприятия, как:
- «С днем рождения детский сад» Воспитание патриотических чувств к родному садику
-«День матери» Воспитание чувства гордости за своих родителей, формирование представления о необходимости вести здоровый образ жизни.
- Праздники к Дню защитника Отечества. Проявление интереса к Армии, уважение к защитникам Отечества. Воспитание у детей желание быть похожими на солдат, формировать высокие нравственные качества через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований
- Воспитание воинов – защитников, закрепление некоторых представлений об истории нашей страны, формирование у детей любви к Родине –это же, конечно, мероприятия к Дню победы 9 Мая.
Неотъемлемой частью нравственно патриотического воспитания дошкольников на занятиях физкультуры являются народные игры, они формируют начало любви к своему народу, своей стране. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представление о смелости, мужестве. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Я использую игры «Золотые ворота», «Колечко, колечко» «Шатер» «Горелки» «Гори- гори ясно».
Хороводная игра постепенно исчезает из жизни современного ребенка, поэтому мы должны возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами. Игры – хороводы «Со вьюном я хожу», «У Миланьи, у старушки» «Ремешок» и т.д.
Проводятся так же праздники с целью формирования потребностей изучать обычаи и историю своего народа, развитием силовых способностей средствами физкультуры – Это праздник «Святки».
Ознакомление детей с забавами, увеселениями русского народа, развивая координацию движений, выносливость, выдержку это праздник Масленица.
На физкультурном занятии проводятся пальчиковые игры. Например: «Я в Армию пойду» , «Как я буду в Армии служить». Подвижные игры «Перемирие» «Не попадись» «Меткий стрелок». Игровые упражнения: перетягивание каната, отжимание.
Мы все знаем, что игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей и поэтому патриотическое воспитание детей осуществляется через игру.
Только создавая условия для воспитания личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов Отечества, ведь любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу.
Задача педагогов — создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным, и тогда дети будут с удовольствием ходить в детский сад.
Своё выступление я хочу закончить словами великого педагога, патриота своей Родины В.А Сухомлинского:
Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры
Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых...
Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие поступки. Сюд...
План самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры".
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно рас...
План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры».Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопроса...
Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"
laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...