Занятие-тренинг "Сказочная страна" (развитие эмоционально-волевой сферы)
план-конспект занятия (старшая группа)
Всестороннее развитие ребенка немыслимо без развития эмоционально-волевой сферы. Эмоции делают мир ярче, помогают понять себя и окружающих, сформировать гармоничные отношения с миром.
В современном мире ребенок испытывает порой чрезмерную информационную нагрузку. Активное внедрение цифровых технологий, использование гаджетов, увеличение цифрового времени влечет за собой дисбаланс в психологическром развитии ребенка. Происходит смещение акцента на познавательное и интеллектуальное развитие. В то же время развитие эмоциональной сферы идет значительно более медленными темпами. Дети с трудом устанавливают контакты в реальном мире, испытывают сложности в сфере общения, что, в свою очередь, негативно сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребенка.
Сложившая тенденция актуализирует деятельность специалистов, направленную на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей.
Занятие-тренинг "Сказочная страна" направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей, обогащение представлений об эмоциях, формирование навыков эмпатии.
Занятие проводится в просторном помещении, с группой из 8-10 участников. Продолжительность 25-30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие-тренинг "Сказочная страна" | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-тренинг «Сказочная страна».
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
Ход занятия:
Занятие проходит в просторном помещении. На полу расставляются роботы, перед шеренгой роботов кладется веревка. Раскладываются обручи, в каждый из которых кладется карточка-символ и соответствующие предметы:
- символ «глаз», предметы – фотографии лиц, выражающих разные эмоции;
- символ «колокольчик», предметы - барабан (гнев), флейта (грусть), металлофон (радость), бубен (страх);
- символ «рот», предметы – фрукты и овощи: лимон (грусть), лук (страх), яблоко (радость), апельсин (гнев).
- символ «цветок», предметы –
- символ «радуга», предметы – картины дождливый день, гроза, листопад в пасмурный день, солнечное утро.
- символ «рука с бабочкой», предметы – из имеющихся в помещении.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я получила телеграмму от одной доброй волшебницы. Она сообщает, что ей нужна помощь, и она срочно направляется к нам.
(Входит Добрая Волшебница):
Добрая Волшебница: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, людям из сказочной страны. С ними произошла беда: Злая волшебница заколдовала их, и теперь они превратились в роботов. Вы уже такие взрослые и сообразительные. Я уверена, что вы много знаете об эмоциях. Помогите расколдовать жителей Сказочной страны. Готовы?
Дорожку к замку Злой волшебницы вы найдете по символам, но, главное, надо расколдовать ее стражников, которые стоят вдоль дороги. Это и есть те эмоции, которые Злая Колдунья забрала у жителей этой страны. Помогите эмоциям вспомнить, какими они были раньше, и жители страны опять начнут радоваться, грустить, обижаться, удивляться. А чтобы вам было легче, около каждого робота вы найдете название эмоции.
Любой человек может отличить эмоцию по выражению лица, жестам, цвету, запаху, она имеет свой вкус цвет, похожа на какое-то явление природы.
Но дорогу могут пройти только те из вас, кто умеет договариваться с другими.
Психолог: Не волнуйся, Добрая волшебница. Наши дети умеют договариваться. Мы тебе сейчас это докажем.
Ребята, чтобы Добрая волшебница не сомневалась, мы покажем ей, как мы умеем договариваться. Я сейчас отвернусь и буду показывать несколько пальцев. Затем я скажу «Раз, два, три. Замри!» и повернусь к вам. Вы должны встать ровно тем количеством, которое я показала.
Добрая волшебница: Молодцы! Я вижу, что вы действительно умеете договариваться. Значит, в путь!
Психолог: Ребята, отправляемся в дорогу. А вот и первый символ (глаз) , о котором говорила Добрая волшебница. Этот символ означает, что здесь мы найдем потерянные образы эмоций. Найдите на фотографиях и назовите эмоции. (Дети раскладывают фотографии лиц около роботов с обозначением соответствующей эмоции).
Следующий символ – колокольчик. Это потерянные звуки эмоций людей Волшебной страны. Определите, какой музыкальный инструмент подходит радости, грусти, гневу, страху (дети выполняют задание).
Ребята, как вы думаете, у всех ли эмоций одинаковый звук. Попробуйте проговорить звук «А» радостно, грустно, испуганно, гневно (дети выполняют). Молодцы! Идем дальше.
Символ «рот» - здесь мы найдем потерянный вкус эмоций. Каждая эмоция может иметь свой вкус. Поставьте около роботов те овощи или фрукты, вкус которых напоминает вкус выбранной эмоции (раскладывают фрукты и овощи возле соответствующих роботов).
Трудный у нас с вами путь!
Добрая волшебница: Вам нужно отдохнуть. Я хочу рассказать вам стихотворение о своем друге Гноме. Я буду рассказывать, а вы показывайте то, что я буду говорить.
У речки стоял удивительный домик
В том домике жил удивительный Гномик:
До пола росла у него борода
А той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот Гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказку ему перед сном говорила…
И Гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И Гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород…
- Ха-ха! Хо-хо-хо, - стал смеяться народ.
- Вот чучело, - каждый ему говорил.
И Гном испугался и бороду сбрил.
И на пол упала его борода.
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший Гном.
Опять отросла у него борода.
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Психолог: Спасибо, Добрая волшебница. Мы немного отдохнули, а теперь нам пора снова в путь – спасать жителей Сказочной Страны.
Ребята, на нашем пути новый символ – радуга. Он обозначает цветоощущение. Как вы думаете, можно ли нарисовать эмоцию красками? Какую краску можно назвать радостной? А какую грустной? Злой? Испуганной?
Эмоцию можно выразить с помощью красок, карандашей, ее можно нарисовать. На этих картинах художники отразили настроение природы, какую-то эмоцию. Выберите ля каждой эмоции свою картинку и положите около роботов (дети выполняют).
Есть эмоции приятные, а есть колючие, холодные, острые. Мы подошли к последнему символу на нашем пути к спасению Сказочной Страны (рука с бабочкой). Он означает ощущения от эмоции. Только вот предметов внутри круга нет… Придется нам найти их самим посмотрите вокруг и найдите предметы, которые помогли бы роботам вспомнить, какие ощущения были у каждой эмоции – радости, грусти, гнева, страха.
Дети подходят к Злой Волшебнице.
Злая Волшебница: - Вы все-таки прошли весь сложный путь! Вернули эмоциям их ощущения, и образ, и звук, и вкус, и запах, и цвет. Но скажите мне, для чего людям нужны эмоции?? Когда они радуются – они плачут от счастья, когда они сердятся – они дерутся друг с другом, когда разбивают посуду – топают ногами, когда совершают ошибки – плачут от вины и стыда! Может быть, им будет лучше, если у них не будет эмоций? (дети отвечают).
Злая Волшебница разрешает детям вернуть роботам их мимику. Дети приклеивают роботам лица с разными выражениями.
Добрая Волшебница: - Спасибо, ребята! Вы спасли жителей Волшебной Страны. Теперь они могут радоваться успехам, грустить из-за неудач, удивляться всему новому и необычному, сопереживать друг другу и быть настоящими людьми. Я вам очень благодарна и хочу подарить фонарики доброты. Их волшебный свет будет напоминать вам о том, как важно быть добрыми, отзывчивыми и внимательными к друг к другу. И если вам встретиться равнодушный человек, который потерял свои эмоции и чувства, осветите его светом вашего фонарика, и он снова станет добрым и любящим.
Добрая волшебница дарит детям подарок – фонарики доброты.
Дети встают в круг с психологом и берутся за руки.
Психолог: Вот и окончилось наше приключение. Давайте скажем друг другу спасибо. А теперь пора возвращаться в группу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...
Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"
Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...
Особенности эмоционально-волевой сферы Шкала эмоциональных проявлений (на основе типологии акцентуаций А. Е. Личко)
Явственным эмоциональным показателем уровня психической активности выступает настроение. Синонимом хорошего настроения является радость, синонимом плохого - грусть и печаль. ...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...
развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, сгладить проявл
Развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии....
«Развитие интеллектуальной и эмоциональной и эмоционально-волевой сферы дошкольника в современных условиях»
Консультация для педагогов...