Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Мамочка - Радость моя»
план-конспект занятия (младшая группа)

Кудрина Елена Васильевна

Цель:воспитывать у детей любовь  и уважение к своей маме, через образ Пресвятой Богородицы.

 

Задачи:

1.Воспитывать у детей чувство добра, великодушия, любви и почитания матерей, Пресвятой Богородицы.2.Продолжать воспитывать нежность, ласку, доброту, уважение  по отношению к матери, женщине; способствовать гармонизации отношений между матерями и детьми.3.Показать значение в жизни самого главного человека-Матери, формировать внимательное и бережное отношение к матери;

4.Познакомить  детей с земной жизнью мамы и установить взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание Пресвятой Богородицы как идеала материнства.

5.Способствовать развитию речевой деятельности, обогащать  словарный запас за счёт слов: Богородица, Божия Мать, любовь, мама, заботится, прощать,  любить, поучать, шалить, благодарить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamochka.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию

Тема: «Мамочка - Радость моя»

Выполнила работу воспитатель:

Кудрина Елена Васильевна

г.Саров  

Нижегородской область

2022г.

2. Пояснительная записка

Цель: 

воспитывать у детей любовь  и уважение к своей маме, через образ Пресвятой Богородицы.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей чувство добра, великодушия, любви и почитания матерей, Пресвятой Богородицы.
  2. Продолжать воспитывать нежность, ласку, доброту, уважение  по отношению к матери, женщине; способствовать гармонизации отношений между матерями и детьми.
  3. Показать значение в жизни самого главного человека-Матери, формировать внимательное и бережное отношение к матери;
  4. Познакомить  детей с земной жизнью мамы и установить взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание Пресвятой Богородицы как идеала материнства.
  5. Способствовать развитию речевой деятельности, обогащать  словарный запас за счёт слов: Богородица, Божия Мать, любовь, мама, заботится, прощать,  любить, поучать, шалить, благодарить.

Состав группы. В группе 15 детей разновозрастные (2-3г и 3-4 лет)

Актуальность: для каждого из нас самый близкий и дорогой человек –это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и мамой. Любовь мамы – это забота и помощь во всём. Не смотря на это всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не с духовными. Детям в силу возраста трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе.

Место ОД в программе дошкольного образования

Образовательная деятельность.

Связь содержания  с традиционными ценностями содержания: образ Пресвятой Богородицы позволяет воспитывать в детях любовь к маме, богу, ближнему. Формировать духовно–нравственные качества - доброта, милосердие, забота о ближнем.

Формы проведения, виды деятельности: мотивационно-ориентировочная часть, психогимнастика.

Предполагаемый результат:  у детей появилось желание быть похожими на свою маму, в поступках, в делах, появилось эмоционально –положительное отношение к маме, гордость за свою маму, трепетное отношение к ней.

  1. Схема конспекта ОД
  1. Вводная часть: организационный момент, психогимнастика, мотивация -познавательная, проблемная ситуация.
  2. Основная часть: рассказ воспитателя, беседа, динамическая пауза, продуктивная деятельность.
  3. Итог: оценка деятельности детей.

Технологии и методики: используются информационно-коммуникативные технологии.

  1. Дидактическое оснащение и оборудование
  • Мультимедийное оборудование:  (ноутбук, проектор, экран, флешкакарта с мультимедийной презентацией «Мама, мамочка, мамуля», фотоальбом «У моей России длинные косички»)
  • Другие средства:

игрушка «солнышко», шкатулочка, пластилин, салфетки, дощечки.

  • Репродукции икон: Пресвятой Богородицы Владимирской, Божьей Матери Всех скорбящих радость, Благовещенье Пресвятой Богородицы, Рождение Иисуса Христа.
  1. Мотивационно-ориентировочная  часть

Психогимнастика

Предварительная работа:

  • Разучивание стихов о маме, пословицы о материнской любви.
  • Прослушивание мелодии «Колыбельная».
  1. Организация детской деятельности:

групповая и индивидуальная.

Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассказ воспитателя, игры, просмотр слайдов на экране, фотоальбом.

Интеграция образовательных областей в содержании образовательной деятельности: 

  • «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
  • «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
  • «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность ;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

Проблемная ситуация: девочка с мамой идут мимо магазина. Девочка причитает: «Ну, купи! Ну, купи! Мама, ты меня не любишь совсем!». Ребята, как же нам помочь этой девочке понять, что мама ее любит?

Ход ОД

  1. Вводная часть: на ковре или подушечках с закрытыми  глазками.

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глазки и представим наших мам.  Стук в дверь приходит почтальон приносит конверт ребята как вы думаете что там? Ответы детей. Сейчас посмотрим кто же из вас прав. Открываю конверт - там фотографии мам.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами  о наших мамах, о любви к маме. Звучит спокойная музыка про маму, воспитатель читает стихи

Знают взрослые и дети

Лучше мамы нет на свете!

Пробегут пускай года

Мама лучше всех всегда!

И в улыбке и в глазах,

И в поступках и в речах –

Доброта повсюду светит,

Знают взрослые и дети.

         Воспитатель: Внимательно посмотрите, чьи это портреты на экране? (Это портреты наших мам).

             У каждого человека на свете есть самый дорогой и самый главный  человек в жизни – это мама.

Мама подарила нам самый бесценный подарок – это жизнь. Когда рождается ребёнок, то первый человек, который встречает его в этом мире – это МАМА.

С кем первым мы встречаемся,

Придя на белый свет –

Так это наша  мамочка

Её милее нет. 

         Воспитатель: Чья это мама? А это чья мама?  (это мама Машеньки – Любовь Николаевна, и т.д.,  а это моя мама (воспитателя) – Людмила Ивановна). А как вы называете свою маму?  

         Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему фотографии  наших мам расположены вокруг солнышка? (Потому, что мама нас согревает своим теплом, своей лаской, добротой, как солнышко).

Воспитатель: Мама, мамочка. Сколько тепла таит это маленькое слово, которым называем самого близкого и единственного человека.

Мама – это солнечный свет,

Взгляд  чудесных, ласковых глаз

Сохранит от тысячи бед

И поможет тысячу раз. 

         Воспитатель: Ребята, скажите, что делает для вас мама? (Мама меня целует, ласкает, заплетает косички, варит обед). Только ли она косички заплетает или ещё что-то делает? (Обнимает, ласкает, понимает, играет, прощает, оберегает, сохраняет  и т.д.).

Игра «Назови маму ласково»

Дети называют свою мамочку ласковыми словами.

2. Основная часть:

Воспитатель:  Ребята, у каждого есть своя мама, но есть еще Божья Мама. Она пример для всех мам потому, что всех любит, оберегает, защищает, помогает.  

Сегодня я хочу вам рассказать  о Матери заступнице, о Матери – Помощнице, о Пресвятой Богородице.

Воспитатель: В одном городе жили муж и жена (Иоаким и Анна). У них до старости не было детей. Они усердно молились Богу. У них родилась дочь, которую назвали Марией. Это была особенная девочка, больше всего Она любила молитвы. Когда Ей исполнилось три года, родители привели Её в храм. Мария жила при храме и молилась Богу. Однажды  к ней прилетел Архангел и принес весть, что Она родит Иисуса Христа, Божьего Сына. Эта весть Её обрадовала. У Пресвятой Марии родился Сын. Мария всегда была с Сыном, заботилась о нем, поучала, наставляла правильно жить и хорошо относиться к людям».  Ей было труднее всех, так как Её Сын был Божьим. Он пришел спасти всех людей.

Воспитатель: Посмотрите на образ Пресвятой Богородицы., как Мама Богородица ласково смотрит на Сына Иисуса?         (Во взгляде  большая сила любви, заботы.  Богородица нежно, ласково  обнимает Сына.) Посмотрите, как она похожа  на наших мам. И любит она нас всех самой сильной Божественной материнской любовью.  А как смотрит на неё Сын, как обнимает?

Она показывает пример, как нужно относиться к  своим мамам и папам. И мне бы хотелось, чтобы вы тоже ласково, заботливо относились к любимым мамам, слушались  их и не огорчали.

Ребята, Пресвятая Богородица с Сыном изображены на иконе, они называются чудотворными. А где можно увидеть иконы? (В храме). Перед иконой люди молятся, только надо не забывать, что молятся не самой иконе, а тому, кто на ней изображен. Еще в православии существует обычай целовать иконы. Иконы целуют в храме прихожане, этим мы прославляем Бога.

Динамическая пауза «Храм»

 В синем небе облака      Поднять руки вверх и опустить через стороны

Под горой бежит река        Идеи на месте

Рано утром с мамой, мы шагаем к храму     Потереть глазки, потянуться

С утра природа вся проснулась                    Расставить руки в стороны и улыбнуться

В небе солнце улыбнулось          Помахать «крылышками», покружиться вокруг себя

И уже во всех сторон слышен птичий перезвон          «Нарисовать» руками волны

Вот мы к храму подошли, поклонились и вошли             Идеи на месте

Чтоб душой светлее быть, надо чаще в храм ходить!         Дети повторяют слова

Воспитатель: А сейчас ребята, я вам расскажу про одну маленькую  девочку…

«На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит,  ищет свою маму. Народ спрашивает у неё: «Какая твоя мама? » А девочка сквозь слёзы говорит: «А разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!». Да, ребята, для каждого из вас ваша мама лучше всех.

        Чтение стихотворения «В бурю»

                Комнату лампа кротко озаряла.

                Мать над колыбелью, наклоняясь, стояла

                Дождь шумел, раскаты слушались грома;

                И гремел, казалось, он над крышей дома.

                На малютку-сына нежно мать глядела.

                Колыбель качая, тихо песню пела:

                «Да, уймись ты, буря! Не шумите ели

Мой малютка дремлет тиха в колыбели.

Ты, гроза Господня, не буди ребенка

Пронеситесь тучи черные сторонкой!»

Спи, дитя, спокойно!

        Воспитатель: Какое красивое стихотворение. Правда, ребята? Как любит мама своего ребенка! Как заботиться о нем, защищает его, охраняет его сон!

        Звучит песня «Мама жизнь подарила». Дети выполняют движения под музыку.

        Воспитатель: А сейчас я вам расскажу историю про мальчика Игната. «Жил-был Игнат со своей мамой. Игнат играл в саду. Мама смотрела в окно. Он наломал прутиков и стал сажать их рядами. Мама спросила: - Что это ты делаешь, сынок? Мальчик отвечал: - Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблоки. Я буду кормить тебя и папу. Мама позвала к себе Игната и поцеловала его беленькую головку».

Беседа по рассказу

Воспитатель: Что сделал мальчик Игнат? ( ответы детей: Игнат посадил садик). Как мама поблагодарила сына? (Мама поцеловала его беленькую головку).

Воспитатель: Да, дети, мама ничего не сказала сыну, а просто его поцеловала. Часто поступки важнее слов. Но надо не забывать, благодарить, своих близких за добрые дела.

Игра-перечисление.

Воспитатель:  Сейчас мы с вами поиграем. Будем передавать игрушку друг другу, у кого игрушка - тот благодарит маму за то, что она для тебя сделала. Например:  я благодарю маму за то, что она испекла вкусные пирожки, помогла мне застегнуть куртку, сшила мне красивое платье, прочитала книгу и т.д.)

Воспитатель: Спасибо, ребята за ваши добрые, ласковые слова для мамы. Ребята, а знаете сколько у нас мам? Ответы детей ( Богородица, своя мама).Но это ещё не всё ,сейчас я вам загадаю  загадку:  

Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь- скучаешь.

Как зовут это место, знаешь?  (Родина)

А ещё ребята, у нас с вами есть третья мать - это наша Родина. Посмотрите и послушайте. (Рассматривание альбома «Россия – Родина моя»).

Получается, что у нас три мамы. Одна рядом с нами, другая – Царица Небесная и третья наша Родина, где мы с вами живём.

Воспитатель: Ребята вам понравилось сегодня наше занятие? О ком          сегодня мы с вами говорили? (Мы говорили о наших мамах, о Матери Божией).

Воспитатель: Мы поговорили о наших мамах. Мы любим их за заботу,  

я хотела бы, чтоб  вы росли добрыми, любящими и заботливыми детьми. Ребята как вы думаете девочка поняла то ,что мама любит её что дороже её у мамы никого нет. И если ваши мамы вам в чём то отказывают это не значит что они вас не любят, они просто вас воспитывают наставляя на путь истинный. Молодцы ребята!

3.«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

Звучит музыка «Релаксирующая» Пение птиц

Воспитатель: Ребят, а сейчас мы можем для своих мамочек сделать что-то приятное. Я предлагаю вам из пластилина вылепить маленьких ангелочков. Вашим мамам будет очень приятно получить такой подарок от вас.

Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные ангелочки,  сегодня  вы придете домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки.

Можно ничего ей не говорить, она и так все поймет. Почувствуйте тепло своего сердца. Пусть глаза вашего сердца омоются слезами благодарности  к маме за то, что вы есть. А сейчас ребята возьмёмся за ручки, закроем глазки и почувствуем тепло наших ладошек, станем добрее друг к другу и к нашим родным и близким.

 Рефлексия:

Воспитатель: Милые дети! Задумайтесь, как вы относитесь к своим мамам, как о них заботитесь, какой любовью вы платите им за счастье, за то, что появились на свет, научены навыкам жизни  и добрым делам. Как вы думаете, не стыдно ли вашим мамам за ваши поступки сегодня, обливаются ли души ваших мам слезами от незаслуженных обид. Надеюсь, после нашего занятия вы станете сильнее любить своих мам, больше проявлять к ним внимания и уважения.

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.  

                                            Р. Гамзатов

Используемые источники

Загадки о Родине. http://ped-kopilka.ru

Рассказ садик:    http://dohcolonoc.ru

Рассказ про девочку:  http://www.maaam.ru

Князева О.Л, Махонева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М.: Центр педагогического образования, 2014.  - 32 с.

Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 184 с. (Развитие и воспитание дошкольника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: “Мы дружные ребята” I младшая группа

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в I младшей группе....

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе Тема: «Добрые помощники»

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группеТема: «Добрые помошники»...

Комплексное интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему " Радость послушания"

Конспект открытого занятия  по программе " Истоки " " Воспитание на социокультурном  опыте с детьми старшей группы на тему " Радость послушания"...

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Мы дружные ребята»

Конспект интегрированного занятияпо духовно-нравственному воспитаниюна тему: " Мы дружные ребята"...

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию "Образ любящей мамочки"

Воспитание любви к матери через образ Пресвятой Богородицы. Конспект занятия....