«Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста».
материал (старшая группа)
Дидактическая игра - это универсальное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Задачами дидактической игры выступают обучение новым словам, правильному произношению, умению их склонять и формированию связной речи. Формирование связной речи выступает как результат взаимосвязи речевого и умственного развития, для которой характерны содержательность, логичность, последовательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_kak_sredstva_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 86 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
«Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста».
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 86»
Ново-Савиновского района
Царёва Р.Р.
г. Казань.
Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра - это универсальное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Задачами дидактической игры выступают обучение новым словам, правильному произношению, умению их склонять и формированию связной речи. Формирование связной речи выступает как результат взаимосвязи речевого и умственного развития, для которой характерны содержательность, логичность, последовательность.
С нашими воспитанниками мы играем в разные дидактические игры с целью развитие речи
Дидактическая игра «Из чего мы сделаны?»
Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста
Цель игры: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.
Задачи:
- Дать представления о связях предметов окружающего мира;
- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;
- Развивать логическое мышление;
- Дать представление о символах России;
- Расширять кругозор, словарный запас детей;
- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи
Ход игры
1.«Кто быстрее» (участвуют 2-8 детей).
Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.
Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;
2. «Выбери и назови» (участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.
Игроки узнают нужный предмет.
3. «Верю-не-верю» (участвуют 2-8 детей)
Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, на пример «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек
4. «Угадай» (участвуют 2-8 детей)
Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.
У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.
Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам"
Данное дидактическое пособие может быть использовано подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей, имеющих представления о звуковом анализе слова и знающие алфавит. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей к чтению.
Основной целью данной игры является активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.
Пособие помогает решать следующие задачи:
- Упражнять выделять первый звук в слове дифференциации гласных, согласных звуков.
- Учить подбирать звук к букве на игровом поле.
- Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.
- Развивать пространственные представления.
- Воспитывать самостоятельность, смекалку.
Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Ему необходимы знания, которые помогут ознакомится с окружающей действительностью. Используя игру как средство расширения круга представлений, развиваем у детей любознательность, содействуем умственному и общему их развитию. Чтобы выполнить такие задания, ребенок в данной игре должен преодолевать активную мыслительную работу, правильно выделить звук в начале слова и после прочитать слово по первым буквам. Находя выход из усложненной ситуации без прямой подсказки, он делает шаг в умственном развитии, так как проблемная ситуация требует от него активного использования уже усвоенных им знаний, самостоятельного действия.
Игра-занятие «Истории в картинках»
Описание
Перед вами игра-занятие «Истории в картинках». Дети по разрезанным картинкам смогут составить забавные рассказы. Количество историй может быть любым и ограничено лишь фантазией детей. Раздав картинки детям,мы предлагаем им выложить их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Игра превратится в увлекательное и поучительное занятие, где дети смогут проявить всю свою фантазию, одновременно развивая наблюдательность, логическое мышление, связную речь и внимание. Дети очень любят фантазировать, а данный материал как нельзя лучше поможет им в этом.
Познавательная игра-лото "Свойства предметов"
Цель данного пособия: закрепить понятие свойства, развить речь детей, расширить словарный запас дошкольников лексикой признаков, развить память, внимание, умение воспринимать слова на слух, соотносить предметы и слова – признаки.
Эта дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она поможет детям различать, подбирать и называть свойства предметов, пополнять словарь слов-признаков (прилагательных), находить предмет по описанию.
Варианты игр:
Вариант 1.
Карточки раздаются поровну среди участников. Затем каждый, по очереди, называет любую из своих картинок (сначала, ту назвние которой точно знает) и подбирает слово-признак к названному предмету. Игра поводится до тех пор, пока кто-то не сможет правильно назвать свои картинки или подобрать признак. Рекомендую на начальном этапе ограничиваться определённым количеством картинок (каждому 5-10). Взрослый может поддаваться, тем самым мотивируя ребёнка помогать ему, а значит с двойным усилием тренироваться в подборе слов "за себя и за маму".
Усложнение:
карточки переворачиваются вних картинками и выбирают их по очереди уже наугад, что попадёться, к тому предмету и подбираем признак.
подбираем по 2 признака (называя предмет по цвету и по форме (помидор красный, круглый), добавляем размер (помидор красный, круглый, большой) и т.д.
Вариант 2.
Карточки раздаются поровну среди участников. Затем ведущий (взрослый) читает карточки со словами), тот ребёнок у кого есть картинка, подходящая под описание, берёт карточку со словами себе и кладёт её на карточку с картинкой. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карточки с картинками.
Упрощение:
в начале берутся для розыгрыша не все карточки.
в начале ищем предмет по одному признаку все красные, в этом случае у нескольких игроков будут правильные ответы и "выигрышные"карточки можно просто переворачивать, выиграет окончательно тот, кто быстрее перевернёт в процессе игр все свои карточки.
Вариант 3.
Подбор слов-признаков (прилагательных) подготавливает ребёнка к развитию самостоятельной связной речи. Поэтому можно просто по очереди выбирать картинки и пробовать описать нарисованный на ней предмет: "Это помидор, это овощ, он красный, круглый, большой, мягкий, его можно есть свежим, солить в банках на зиму, добавлять в салаты, лечо и т.д."
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
презентация к докладу...