Практическое мультимедийное пособие для работы с детьми дошкольного возраста "Карнавал животных" (по сюите К.Сен-Санса "Карнавал животных")
материал
Познание окружающего мира, его взаимосвязей происходит у дошкольника через восприятие – базового психического процесса для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер ребенка.
Восприятие, как и другие психические процессы, развивается у ребенка дошкольного возраста постепенно, переходя от непроизвольного к произвольному и основываясь на приобретенных представлениях и знаниях.
Восприятие музыки – один из наиболее важных разделов дошкольного образования, которым в последнее время пренебрегают многие педагоги дошкольных учреждений в силу недостаточности знаний методик, отсутствия современных методических и дидактических пособий.
Специфика восприятия дошкольника заключается в том, что для достижения максимального эффекта воспринимаемого, необходимо воздействие на все анализаторы. И музыка в этом очень помогает, как при прямом назначении – музыкальное воспитание, так и косвенно для усиления эффекта при решении других образовательных и воспитательных задач.
Практическое мультимедийное пособие «Карнавал животных» предназначено музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для организации для проведения занятий художественно-эстетической и познавательной направленности с детьми 4-7 лет и включает в себя 28 авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_prakticheskomu_multimediynomu_posobiyu_karnaval_zhivotnyh.docx | 420.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сыктывкар» кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрациялöн школаöдз велöдöмöн веськöдланiн Управление дошкольного образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Ресурсный центр по художественно-эстетическому МАДОУ «Детский сад № 100» |
г. Сыктывкара |
Опорно-методическая площадка
«Использование информационно-коммуникационных технологий в создании УМК по художественно – эстетическому направлению развития дошкольников в рамках реализации ФГОС»
Практическое мультимедийное пособие
«Карнавал животных»
(Художественно-эстетическое и познавательное развитие дошкольников через восприятие сюиты
К.Сен-Санса)
Сыктывкар - 2019 год
Оглавление
по работе с практическим мультимедийным пособием «Карнавал животных» 7
пьеса №1 «Королевский марш льва» 10
пьеса № 8 «Длинноухие персонажи» 28
пьеса № 9 «Кукушка в глубине леса» 30
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Функциональный тип: Мультимедийные и интерактивные наглядные электронные образовательные ресурсы.
Авторы:
Непейвода Н.Г. музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 100»;
Казакова И.Э. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 120»;
Смагина М.И. воспитатель ИЗО деятельности МАДОУ «Детский сад № 104»;
Селиванова О.В., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 29»;
Пылаева И. В., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 8»;
Абдухалиева В.С., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 93»;
Шумилина Л.И., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 100»;
Чугаева Н.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 100»;
Парникова Э.А., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 100»;
Кризина О.С., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 51»;
Сахно Т.В., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 21»;
Кузнецова Л.С., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 107»;
Забоева Н.А., воспитатель ИЗО деятельности МАДОУ «Детский сад № 100»;
Птахина Т.Г., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 5»;
Горелик С.И., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад 53»;
Корепова Н.Б., старший воспитатель, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 100»
Пояснительная записка
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования определены основные принципы и задачи построения воспитательной и образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Образовательные области не обособляются, а находятся в постоянной интеграции между собой, что дает прекрасную возможность для создания благоприятной развивающей среды и построения эффективного образовательного маршрута детей дошкольного возраста.
Практическое мультимедийное пособие интегрирует три образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» и направлено на художественно-эстетическое и познавательное развитие дошкольников посредством восприятия сюиты для инструментального ансамбля французского композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Мультимедийное пособие включает в себя 28 авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Познание окружающего мира, его взаимосвязей происходит у дошкольника через восприятие – базового психического процесса для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер ребенка.
Восприятие, как и другие психические процессы, развивается у ребенка дошкольного возраста постепенно, переходя от непроизвольного к произвольному и основываясь на приобретенных представлениях и знаниях.
Восприятие музыки – один из наиболее важных разделов дошкольного образования, которым в последнее время пренебрегают многие педагоги дошкольных учреждений в силу недостаточности знаний методик, отсутствия современных методических и дидактических пособий.
Специфика восприятия дошкольника заключается в том, что для достижения максимального эффекта воспринимаемого, необходимо воздействие на все анализаторы. И музыка в этом очень помогает, как при прямом назначении – музыкальное воспитание, так и косвенно для усиления эффекта при решении других образовательных и воспитательных задач.
Практическое мультимедийное пособие «Карнавал животных» предназначено музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для организации для проведения занятий художественно-эстетической и познавательной направленности с детьми 4-7 лет и включает в себя 28 авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Цель использования пособия: формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия детьми 4-7 лет сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».
Задачи:
1. Познакомить детей с сюитой Камиля Сен-Санса «Карнавал животных»;
2. Развивать навык слушания музыки (слушать до конца, в полной тишине);
3. Познакомить детей с некоторыми средствами выразительности (темпом, ритмом, динамикой, звуковедением и т.д.), используемыми композитором в частях сюиты «Карнавал животных»;
4. Учить соотносить (сравнивать) музыкальное произведение с поэтическим словом и видеорядом (повадки животных);
5. Учить анализировать: почему звучание именно этого инструмента выбор этого ритма и темпа подходит именно этому животному;
6. Учить создавать собственный продукт изобразительной деятельности по впечатлениям прослушанного музыкального произведения;
7. Обогащать пассивный и активный словарь детей речевыми средствами выразительности.
Практическое мультимедийное пособие «Карнавал животных» состоит из:
- Пояснительной записки;
- Методических рекомендаций по организации работы с пособием;
- Тематического планирования с описанием содержания, методов и приемов организации занятий;
- Аудиозаписей частей сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (инструментальная музыка);
- 26 видеороликов, выполненных в программе ProShow Produser
(в т.ч. 1 видеоролик для введения);
- Видеороликов, сделанных в виде мультфильмов с наложением частей сюиты.
- Видеороликов с натуральным изображением животных с наложением частей сюиты.
1 видеоролик «Карнавал»
Методические рекомендации
по работе с практическим мультимедийным пособием
«Карнавал животных»
Количество тем: 14
Количество занятий: 50 (1 вводное и 1 заключительное).
На работу по каждой теме отводится 4 занятия.
1 занятие - знакомство с пьесой (аудио)
2,3 занятие – работа над содержанием пьесы: средства выразительности, описание музыкального образа, познавательная деятельность - наблюдение за животными с использованием видеоролика, созданного в программе ProShow Produser;
4 занятие - итоговое интегрированное занятие (МУЗО + ИЗО) с использованием мультфильма, созданного в программе ProShow Produser.
Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю;
Форма проведения занятий: совместная деятельность с детьми (беседа, просмотр видео, прослушивание аудио записей, продуктивная деятельность, танцевальная импровизация, игра на музыкальных инструментах).
План проведения 1 вводного занятия:
Цель: Создание условий для формирования познавательного интереса у детей при прослушивании музыки и просмотре видеороликов;
Задачи:
1.Рассказать детям о французском композиторе Камиле Сен-Сансе;
2.Познакомить детей с понятием «карнавал»;
3.Обогащать пассивный и активный словарь детей
Ход занятия:
- Беседа о французском композиторе Сен-Сансе – авторе сюиты «Карнавал животных» (приложение 1)
- Художественное слово о карнавале: стихи и загадки; (приложение 3)
- Просмотр видеоролика о карнавале и обсуждение с детьми - что такое «карнавал» по опорным вопросам (Приложение «Карнавал»): https://www.youtube.com/watch?v=dZgSvkqcGLM
- Как вы думаете, что такое – «карнавал»? (праздник, фестиваль, концерт)
- Как одеты люди на карнавале? (нарядно, ярко, пышно, красиво, празднично);
- Какая музыка звучит на карнавале? (веселая, громкая, радостная, быстрая, яркая, задорная, праздничная, солнечная);
- Какое настроение у людей на карнавале? (счастливое, радостное, хорошее, улыбчивое, приподнятое, замечательное)
- Что делают все на карнавале? (радуются, веселятся, танцуют, поют, общаются)
- Зачем нужен карнавал? (потанцевать, поднять настроение)
- Почему композитор назвал сюиту «Карнавал животных»? (много разных животных)
- Самостоятельный выбор детьми атрибутов для танцевальной импровизации на тему «Карнавал»
- Танцевальная импровизация под карнавальную музыку.
- Рефлексия.
План проведения заключительного занятия «Карнавал животных»:
Цель: Создание условий для закрепления полученных знаний о сиюте Камиля Сен-Санса «Карнавал животных»
Задачи:
1.Выявить знания детей о произведении;
2.Развивать творческое мышление при подборе атрибутов для танцевальной импровизации;
3.Развивать мимические и пантомимические способности в изображении особенностей повадок животных во время танцевальной импровизации.
Предварительная работа: выбор детьми понравившегося животного из сюиты «Карнавал животных» и подбор соответствующих масок.
Ход занятия:
- Беседа с детьми о французском композиторе Камиле Сен-Сансе и о сиюте «Карнавал животных» (приложение 1, 2)
- Проведение «Карнавала животных» по следующему алгоритму:
- объявление ведущим артистов – животных;
- под аудио сопровождение дети с подходящими образами- животных выходят и передают с помощью движений, мимики и жестов характер животного, выраженного в музыки.
- Рефлексия.
Тематическое планирование и содержание предварительной работы по музыкальному произведению Камиля Сен-Санса: сюита «Карнавал животных»
пьеса №1 «Королевский марш льва»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Музыкальная деятельность | Итоговое занятие: Музыка+ИЗО 1.Просмотр мультфильма «Королевский марш льва» https://www.youtube.com/watch?v=5Zun158iXwY 2.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками животных и птиц саванны; Итог: выставка созданных рисунков | ||
Знакомство с жанром сюита. Знакомство с пьесой № 1 «Королевский марш льва» 1.Предварительная беседа с детьми о музыкальном произведении – сюита «Сюита» - это большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких самостоятельных музыкальных пьес, объединённых одной темой. Вопрос детям: Какой темой объединены пьесы, с которыми мы будем знакомиться, вы узнаете из стихотворения поэта О. Усманова. 2.Художественное слово В этой сюите, - увидите сами! – Ноты живые: с усами, хвостами. Бегать умеют они, и летать, ползать и плавать, кусать и хватать. Ноты мохнатые, ноты пернатые, стройные ноты и даже горбатые, Добрые, злые, наземные, водные – кто же они? Догадались?... Животные. (О.Усманова) Вопрос детям: О ком написана первая пьеса сюиты - отгадайте 3.Художественное слово- загадка Грозный очень и отважный, Гривой он могучей машет. А рычит, как на распев – Это сильный, храбрый… (Лев) 4.Предварительная беседа о музыкальном произведении. Пьеса, с которой начинается сюита, называется «Королевский марш льва». Представьте себе Льва – могучего, сильного, красивого, смелого. Его недаром зовут Царь зверей. Все остальные звери гораздо слабее и, конечно, побаиваются его. А он важно идет среди своих подданных, и иногда грозно рычит, напоминая о том, что он здесь главный. 5.Прослушивание пьесы (аудио) 6.Беседа о содержании пьесы по опорным вопросам:
7.Повторное прослушивание пьесы | Продолжение знакомства с пьесой № 1 «Королевский марш льва» с мультимедийным сопровождением
Вопросы детям:
2. Просмотр видео «Королевский марш льва». https://www.youtube.com/watch?v=fgOOPJetO24 3.Беседа о средствах выразительности. В музыке слышно, что шагает лев – чувствуется царственная, горделивая поступь, музыка отчетливая, торжественная, иногда прерывается рычанием. Так царь зверей приветствует всех и продолжает важно вышагивать, красуясь и нагоняя страх на всех собравшихся. Но на самом деле он не всегда такой грозный. И в хорошем настроении он может быть веселым и совсем не страшным. Музыка становится игривой, танцевальной. Но в конце лев напоминает грозным рычанием о том, что он – Царь зверей. 4. Художественное слово Замолкли звери, присмирев, Е. Жуковская 5.Танцевальная импровизация (изображение походки льва под аудио сопровождение) 6. Повторный просмотр видео «Королевский марш льва». | Продолжение знакомства с пьесой № 1 «Королевский марш льва»
Лев в саванне обитает
3. Прослушивание пьесы (аудио)
|
пьеса №2 «Курицы и петух»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой №2 «Курицы и петух» 1. Предварительная беседа по опорным вопросам:
(Сюита-произведение, которое состоит оно из нескольких маленьких частей (пьес), разных по характеру)
(«Карнавал животных»)
(Известный французский композитор Камиль Сен – Санс) 2.Художественное слово - загадка. Кричит он громче всех с утра: (Петух) Что за птица (Курица) Вопрос детям: О ком будет следующая пьеса сюиты? Пьеса №2 называется «Курицы и петух». 2.Прослушивание пьесы (аудио) 3.Беседа по пьесе: О ком рассказывается в этой музыкальной пьесе, становится понятно уже с первых звуков! Попробуем пофантазировать и придумать свою маленькую историю? Ведь каждый из вас, слушая музыку, видит свои образы петушка или куриц, и даже их детёнышей – цыплят
4.Художественное слово: «Красавец петушок» Сапоги со шпорами, Шапка пирожком, Курица любуется Петей петушком! (Пётр Синявский) * «По секрету» «По секрету между нами» - Петушок признался маме: Знаешь, я уже могу говорить «Ку-ка-ре-ку» По секрету. По секрету…. Где большие лопухи, По секрету всему свету Он сказал: «Ку-ка-ре-ки-и-и!» ( Эмма Мосинкова) 5.Исполняются распевки: Кудахчут куры во дворах «Ку-дах-тах-тах» Курочка зовёт цыплят: - «Коко-ко, ко-ко-ко» Тоненько они пищат: - «Ти-ти-ти, ти-ти-ти» Петушок поёт горластый, Поутру кричит он «Здравствуй!» 6. Повторное прослушивание пьесы | Продолжение знакомства с пьесой № 2 «Курицы и петух» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово У наседки, наконец, Вылез из яйца птенец. Глядит наседка на птенца, Глядит, не налюбуется: «Будет Петенька певец, Как петух – его отец!» 2.Просмотр видео «Курицы и петух» https://www.youtube.com/watch?v=hi4xYue28kA Беседа о средствах выразительности. Вопросы детям:
Темп – быстрый, суетливый, постоянно повторяющиеся звуки, как будто курочки уговаривают кого-то, зовут, топчутся на месте, и ищут червячков. Звучание скрипки, вносит в общую картину куриного семейства, как будто, входит новый герой – Петух, он словно потягивается, потом выкрикивает своё «Кукареку!», и начинается ещё большая суета и сумятица, и резко музыка обрывается аккордом. 3.Дидактическая игра «Угадай, какой инструмент звучит» Дети слушают пьесу, определяют, какой инструмент звучал, показывают нужную карточку. (карточки с изображением музыкальных инструментов) 5.Повторный просмотр видеоролика «Курицы и петух» | Продолжение знакомства с пьесой № 2 «Курицы и петух» 1.Художественное слово В гости к нам петух идет И семью свою ведет: Курочку - Пеструшку и цыпленка Дюшку. Как украшен Петушок? Острый клюв и гребешок. Яркий хвост с узорами Любит Петя рано встать И ку-ка-ре-ку кричать! Громко петушок поёт Спать детишкам не дает. По двору он важно ходит, В травке зернышки находит. Как же петушок хорош Лучше Пети не найдешь! Есть у петушка подружка Это курочка Пеструшка! Ест у петушка сынок – Цыпленок – желтенький комок. Веселая семейка в курятнике живет, Дремлет на насесте да зернышки клюет. 2. Беседа о домашних птицах, какую пользу они приносят человеку, и как человек заботится о них. 3.Ритмическая игра: Поймай ритм, на песню «Петушок» ти, ти, та-а, Ти, ти, та-а Затем можно этот же ритм исполнить, разучивая «приставной переменный шаг» 4.Просмотр видеоролика «Курицы и петух» 5.Распевки: «Кудахчут куры» «Курочка зовёт цыплят…» С игрой на металлофонах: «до» -1 октавы, в ритме: «ти-ти – та-а, и «До» - 2 октавы, в том же ритме) | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО» 1. Просмотр мультфильма «Курицы и петух» https://www.youtube.com/watch?v=w3csUxOgy08 2.Художественное слово Ходит по двору петух, Важный он — ну, просто «Ух!». За порядком он следит И цыплятам говорит: «Вы, цыплята, не пищите! Зёрнышки в траве ищите, Клюйте, клюйте веселей, Чтобы вырасти скорей! — А когда цыплята вырастут, кем они станут? (курочками и петушками). 3.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками кур и петуха, цыплят; Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса № 3 «Антилопа»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой № 3 «Антилопа» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Предварительная беседа Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку. О каком она животном? Кто несется словно ветер, не ответите мне, дети? У кого рога большие, Глазки хитрые такие? По саванне ходит стадом, Быстро мчится если надо, Антилопа живёт в далеко в Африке, где всегда жара, никогда не бывает снега и морозов. Антилопа грациозное животное. Бег стремительно быстрый. Редко какое животное может догнать. Стихи многих поэтов рассказывают о антилопе. Он и скор в саване жгучей Антилоп забег прыгучий Для спасенья и подмоги Им даны такие ноги. 2.Прослушивание аудио пьесы К. Сен – Санса «Антилопа» 3.Беседа о содержании произведения: Какой характер музыки? «Антилопа» Озорная, бойкая, резвая, скачущая. Правильно, вы внимательно прослушали пьесой. Она очень короткая по своему звучанию 3.Повторное прослушивание аудио пьесы «Антилопа» 4. Дидактическая игра «Угадай, какой инструмент звучит» Дети слушают пьесу, определяют, какой инструмент звучал, показывают нужную карточку. (карточки с изображением музыкальных инструментов) Виртуозное исполнение музыканта на фортепиано передаёт характер пьесы изображая животное антилопа На следующем занятии мы продолжим знакомство с пьесой «Антилопа» | Продолжение знакомства с пьесой «Антилопа» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Антилопы разные, На Земле живут, Тёмные и рыжие, Бегают все быстро. Скачут по саванне, Скорость набирая, Пыль копытами в глаза, Хищникам пускают! Автор: Леонов В.А 2. Просмотр видео «Антилопа» https://www.youtube.com/watch?v=FcPh6kKN8uc 3.Беседа о содержании пьесы и средствах выразительности Скажете, антилопа что-то делала особенное в пьесе? Композитор изобразил как быстро, легко передвигается животное. Какой темп у музыки? (Ответы детей) Темп постоянно быстрый, без замедлений, как будто животное торопится. Может быть на водопой? Ребята, а какая динамика? (Ответы детей) Динамика не очень громкая Регистр в одновременно высокий и средний. 4.Повторный просмотр видео «Антилопа» На следующем занятии мы продолжим знакомство с этим произведением. | Продолжение знакомства с пьесой «Антилопа» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово Антилопа, антилопа, — Что вы, я не убегаю, Рядом с мамочкой отважной 2.Просмотр видео «Антилопа» https://www.youtube.com/watch?v=FcPh6kKN8uc 3.Беседа с детьми о содержании пьесы Какие движения у антилопы? (быстрые, резкие, настороженные) Как бежит антилопа? (быстро, стремительно, легко) 4.Танцевальная импровизация под аудио пьесу | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО» 1. Просмотр мультфильма «Антилопа» https://www.youtube.com/watch?v=ErzUqT4B588 2.Художественное слово Антилопа на картинке 3.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками антилоп Итог: выставка созданных рисунков |
Пьеса №4 «Черепахи»
I занятие | II занятие | III занятие итоговое | IV занятие | |
Знакомство с пьесой №4 «Черепахи» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Предварительная беседа по опорным вопросам
2.Художественное слово - загадка. Может плавать в океане, Может ползать по саванне, Панцирь в клетку, как рубаха… Кто же это? … (Черепаха) 3.Прослушивание пьесы «Черепахи» (аудио) 4. Беседа по пьесе
3.Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент» (картинки с изображением музыкальных инструментов).
4.Беседа о содержании музыкальной пьесы Какой характер у музыкальной пьесы? (Музыка протяжная, спокойная) Какое настроение у музыки? (доброе, умиротворенное, сонное) 5. Повторное прослушивание пьесы | Продолжение знакомства с пьесой № 4«Черепахи» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Черепаха приползла, В море синее вошла, Даже панцирь не сняла - В нем по морю поплыла. В это время плавала В синем море Камбала. Удивилась: - Это кто В море плавает в пальто? Н.Юркова 2.Просмотр видео «Черепахи» https://www.youtube.com/watch?v=EyyacXzvEXA 3.Беседа о средствах выразительности. Какие инструменты вы узнали при просмотре видео и прослушивании пьесы «Черепахи»? Как рассказывает музыка? Какая музыка по звучанию? Какой темп у музыки? Темп – медленный. Настроение доброе, миролюбивое. Большинство черепах - добродушные и понятливые животные. Если с черепахой ласково разговаривать, она высунет голову из панциря, вытянет шею и станет прислушиваться, а если её ругать, кричать, громко разговаривать она сразу спрячется в панцирь. Похоже, это животное никуда не торопится, верно? Слышно было, как оно плавно передвигается, не спеша поворачивает голову, медленно разворачивается, чтобы направиться в другую сторону. Обратите внимание, ребята, как точно передает композитор неловкие движения черепах, даже немного подсмеивается над ними 4.Повторный просмотр видеоролика «Черепахи» | Продолжение знакомства с пьесой № 4 «Черепахи» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Очень медленно ползет, ***** Гуляет молча черепаха. Бородин С. 2. Просмотр видео «Черепахи» 3.Танцевальная импровизация на тему «Черепахи» под аудио пьесы Сен-Санса | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО» 1. Просмотр мультфильма «Черепахи» https://www.youtube.com/watch?v=W4zDbSz-3Oc 2.Художественное слово Неуклюжая коробка, Гвоздев В. 3.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками черепах Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса №5 «Слон»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой № 5 «Слон» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Предварительная беседа по опорным вопросам Ребята, как пьесы из сюиты «Карнавал животных» вы уже знаете? Сегодня мы познакомимся еще с одной пьесой из сюиты «Карнавал животных» О ком оно, попробуйте пофантазировать и угадать? 2.Художественное слово Этот зверь такой огромный! Весит он четыре тонны! Если сядет на машину, У машины лопнут шины! Если сядет в самолёт, Лопнет со смеху пилот! Лишь в вагоне едет он, Добрый африканский …. (Слон) Автор: Ясноокий А Если кто-то ещё не догадался, вот вам подсказка: у этого животного огромные уши, длинный хобот... (Ответы детей.) Правильно, это слон! Среди животных, которые живут на суше, слон - самый большой. Рост у некоторых слонов - четыре метра. Это выше, чем потолок в вашей квартире. Чтобы вырасти таким великаном, слон ест шестнадцать часов в сутки. За день он может съесть четыреста килограммов листьев и травы. 4. Беседа о содержании произведения:
Ну конечно, добрый. Слоны и вправду добродушные животные. Здороваясь, они обвивают друг друга хоботами, точь-в-точь как мы при встрече обнимаем своих друзей и родственников. Если взрослый слон видит, что слонёнок споткнулся и упал, он обязательно протянет ему хобот и поможет подняться на ноги. Когда стадо отправляется в дальний путь, слонёнок берётся за хобот слонихи, прямо как ребёнок за мамину руку. Как вам кажется, какое настроение у слона, которого изобразил композитор? 5.Прослушивание пьесы «Слон» (аудио) | Продолжение знакомства с пьесой «Слон» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Глазки-бусинки в лучинках, Уши хлопают, как веер – (Г. Ильина) 2.Просмотр видео «Слон» https://www.youtube.com/watch?v=AAOwt65vKV4 3. Беседа о средствах музыкальной выразительности:
4. Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент» (картинки с изображением музыкальных инструментов).
5.Беседа о характере музыки
Темп – медленный. Композитор передал тяжёлую походку слона, который медленно переступает с ноги на ногу. Слон может весить больше семи тонн - столько весит большой грузовик, нагруженный кирпичами. Когда слон шагает по земле, она как будто гудит и трясётся. Ноги у слона толстые, как стволы взрослых деревьев. И, представьте себе, ногами слоны умеют ... слышать! Они переговариваются топаньем, даже если находятся далеко друг от друга. Мелодия звучит в низком регистре, а аккорды, которые её сопровождают, - тяжело, неповоротливо, громко. 6. Повторный просмотр видео «Слон» | Продолжение знакомства с пьесой «Слон» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Слон огромный, как гора. Ноги — тумбы у слона. Хобот — громкий мегафон. Он с утра трубит: — Подъем! На дворе стоит жара. Искупаться всем пора. Воду слон брал из ведра. Хобот — душ стал у слона. Вот какой он этот слон: Сам огромный, ростом с дом, Хобот — душ и мегафон, И конечно, добрый он. Галина Соренкова * Розовый слон Слон пришёл ко мне во сне, Но совсем не серый… Подмигнул лукаво мне Добрым глазом смело. Цвета розовой зари, С хоботом – дугою. Слон сказал мне – Посмотри! Мир тебе открою! Мы гуляли с ним по травке, А потом – по небу… Слоник шёл походкой мягкой, Где с ним только не был! Видел джунгли, океан, Беленьких собачек, Стаю ловких обезьян, Лошадей — на скачках! Видел рыжего кота — Кошке пел на ушко… Осветилась темнота С нами из подушки. Ираида Реутова 2.Просмотр видео «Слон» https://www.youtube.com/watch?v=AAOwt65vKV4 3.Танцевальная импровизация «Слон» под аудио пьесу | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО» 1. Просмотр мультфильма «Слон» https://www.youtube.com/watch?v=NBs4BLCtBqo 2.Художественное слово Это правда, а не сон – Очень счастлив мудрый слон! Счастлив он уж потому, Что все нравится ему. У него отличный дом, У него еды – вагон, У него – своя семья: Мама, папа, сыновья… Вот и радостно слону, Вот и нравится ему Жизнь такая – словно сон, Потому и счастлив он. Какой слон? (большой, огромный, мощный, спокойный, величественный, добрый и т.д.) 4.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками слонов Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса № 6 «Кенгуру»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой № 6 «Кенгуру» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Предварительная беседа Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в Австралию. Австралия – удивительная страна. Когда в большей части мира идет снег, австралийцы нежатся на солнечных пляжах. Здесь живут самые уникальные животные, которых не найдешь больше нигде в мире. Давайте с вами послушаем музыку и сможем ли мы по характеру, темпу музыки узнать это животное. 2.Прослушивание пьесы «Кенгуру» (аудио) 3.Художественное слово – загадка: Она в Австралии живёт, Своих там деток бережёт. И целый день их в сумке носит. 3.Беседа о содержании пьесы: Правильно, кенгуру не умеет ходить и бегать, а только прыгает, поэтому и музыка тоже «прыгающая». Задние ноги кенгуру приспособлены для прыжков, а передние конечности напоминают человеческие руки и служат сумчатым для ухода за детенышами и срывание листьев и веточек. Некоторые виды кенгуру способны одним прыжком покрыть расстояние, равное 8 метрам. При подобных «перелётах» с одного травянистого участка на другой, большую роль играет хвост, служащий кенгуру балансом. Внешне кенгуру — очень интересные. Они отличаются от остальных животных. Двухметровое животное с сумкой на животе не зря называют сумчатым. И сумочка у них непростая, с тайной. Это большая складка из кожи, для удобного ношения детенышей. Очевидно, вы замечали в зоопарке, как с такой сумки выглядывает маленькая пара глаз. Детеныш кенгуру рождается крохотным, голым и слепым. Но знает, что мамина сумка защищает его от холода и опасности. Мех шкуры кенгуру обычно отличает мягкая шерстистость и блеск. У животного замечательное зрение и превосходный слух. При помощи широких и больших ушей кенгуру способны уловить даже мельчайшее дуновение ветра. 4.Повторное прослушивание аудио пьесы «Кенгуру» 5.Продолжение беседы о содержании пьесы
6.Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент» (картинки с изображением музыкальных инструментов). Какие инструменты вы узнали при прослушивании пьесы «Кенгуру»? (Ответы детей) Фортепиано. На следующем занятии мы продолжим знакомство с этим замечательным произведением Камиля Сен-Санса «Кенгуру» | Продолжение знакомства с пьесой «Кенгуру» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. На работу поутру Посмотрела: всё в порядке, Ключ в кармане, две перчатки, Кошелёк, очки, футляр, Носовой платок… Кошмар! Носовой платок, гребёнка, Нет ребёнка-кенгурёнка!! Ключ, платок, очки… Дыра! Неужели сквозь дыру Но послышалось Тарасова Н. 2.Просмотр видеоролика «Кенгуру» https://www.youtube.com/watch?v=HXI1gBIt8I8 3.Беседа о средствах музыкальной выразительности:
Музыка быстрая, осторожная, с остановками и прыжками. Каждая фраза, ускоряясь вначале, завершается осторожным замедлением.
Да, когда кенгуру останавливается, музыка затихает. Мелодия отрывистая, звучит в среднем регистре.
(Ответы детей) Правильно. Отрывистые легкие аккорды фортепиано, как будто отскакивают от клавиш. Этот прием называется «стаккато».
(Ответы детей) 4.Импровизация пьесы на музыкальных инструментах Предложить ребятам озвучить с помощью выбранного инструмента, как скачет кенгуру. 5. Повторный просмотр видео «Кенгуру» https://www.youtube.com/watch?v=HXI1gBIt8I8 На следующем занятии мы продолжим знакомство с этим произведением. | Продолжение знакомства с пьесой «Кенгуру» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово: Скажите, а бывали вы Где рано поутру Смешные, загорелые, Большие Кенгуру. Они ушами двигают, На задних лапах прыгают А маленьких детенышей — А эти кенгуреныши — А мамы-кенгурихи — Безладнов В. 2. Просмотр видеоролика «Кенгуру» https://www.youtube.com/watch?v=HXI1gBIt8I8 3.Танцевальная импровизация под аудио пьесу «Кенгуру» | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО» 1. Просмотр мультфильма «Кенгуру» https://www.youtube.com/watch?v=jYdbkP6-9_w 2.Художественное слово Как кузнечик по двору С сумкой кожаной на брюшке. А не то его б иначе Кнушевицкая Н. Какой Кенгуру? (большой, заботливый, прыгучий, беспокойный и т.д.) 4.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками кенгуру Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса № 7 «Аквариум»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой № 7 «Аквариум» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных»
Ребята, вы знаете, что музыка всегда передаёт какое-либо настроение, также может передавать образы животных, птиц, насекомых. Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с музыкальной сюитой «Карнавал животных» или «Зоологическая фантазия» известного французского композитора Камиль Сен – Санса. Слушая музыку из этого цикла, мы, как по волшебству окажемся в царстве зверей и птиц. Итак, мы слушаем ещё произведение из этого цикла. О ком оно, попробуйте пофантазировать и угадать? Я прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить и ответить мне 2.Художественное слово Загадка: Посмотрите, дом стоит До краёв водой налит, Без окошек, но немрачный, С четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы Все умелые пловцы. (Ответы детей) 3. Беседа о содержании произведения: Конечно, это аквариум, в котором обитают различные по красоте рыбки, другие обитатели подводного мира. (Ответы детей.) Пьеса и её название ''Аквариум'' передает содержание произведения. Я предлагаю вам прослушать пьесу 4.Прослушивание пьесы (аудио) 5.Беседа с детьми после прослушивания Определите характер музыки. (Ответы детей) Спокойная, сдержанная, неторопливая, волшебная, нежная, Своими светлыми, нежными и расслабляющими тонами эта музыка передает спокойную жизнь, протекающую в подводном мире. Музыка искрится, переливается волшебными струями. Представляются рыбки кораллы, медузы, в общем все чудесные морские обитатели подводной фауны. На фоне прохладных переливов воды и рассыпающихся отблесков света звучит нежная, светлая мелодия. 6.Повторное прослушивание пьесы «Аквариум» На следующем занятии мы продолжим знакомство с этим замечательным произведением Камиля Сен-Санса «Слон» | Продолжение знакомства с пьесой «Аквариум» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Аквариум, аквариум! (И. Шабалина) 2. Беседа с детьми На прошлом занятии мы познакомились с вами С произведением из музыкальной сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных». Сейчас вы посмотрите видеоролик и подумайте: как изобразил композитор «Аквариум» в музыке? 3.Просмотр видео «Аквариум» https://www.youtube.com/watch?v=v8irMn-pInk 4.Беседа о средствах музыкальной выразительности:
Темп – не очень медленный, спокойный иногда ускоряется. Мелодия звучит в высоком, то в среднем регистре. Динамика не очень громкая, иногда затихает как бы предавая таинственность, сказочность. 3. Повторный просмотр видео «Аквариум» На следующем занятии мы продолжим знакомство с этим произведением. | Продолжение знакомства с пьесой «Аквариум» с мультимедийным сопровождением 1. Художественное слово. Мы целый час стоим вдвоем 2.Рассматривание аквариума в ДОУ 3.Танцевальная импровизация «Подводное царство» под аудио пьесу 4.Беседа с детьми о их домашних аквариумах:
5.Просмотр видео «Аквариум» | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО» 1. Просмотр мультфильма «Аквариум» https://www.youtube.com/watch?v=Sy2V8MCc5hY 2.Художественное слово Мой аквариум не море, 3.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками аквариума Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса № 8 «Длинноухие персонажи»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой №8 «Длинноухие персонажи» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Предварительная беседа Мы уже слушали сюиту «Карнавал животных». И познакомились с некоторыми его пьесами. С какими пьесами из сюиты «Карнавал животных» мы уже знакомы? («Королевский марш львов», Петух и куры», «Слон», черепаха» и др.). Сегодня мы познакомимся еще с одной пьесой. А про кого будет пьеса – я предлагаю вам отгадать загадку. 2.Художественное слово-загадка Говорят, что я упрям, «Иа-иа!» — кричит уныло 3.Прослушивание пьесы (аудио) 4.Беседа с детьми после прослушивания
5. Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент» (картинки с изображением музыкальных инструментов).
6.Повторное прослушивание пьесы «Длинноухие персонажи» | Продолжение знакомства с пьесой № 8 «Длинноухие персонажи» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово О том, что ослик Очень упрямый, Напрасно молва Гласит. Ослик послушно Всегда идёт прямо… Конечно, когда Не стоит. Ах, Ослику в жизни Живётся не сладко: Чуть что - называют Упрямым ослом. И думает Ослик: «Вот стать бы Лошадкой, Всё в жизни иначе бы Сразу пошло». Ведь, если лошадка Вдруг где-нибудь встанет, Все скажут, любуясь: - Лошадка мечтает… Т. Керстен Осёл семейства лошадиных ростом от метра до полутора имеет длинное тело, короткий круп. На большой голове расположены длинные крупные уши, изнутри покрытые шерстью. Окрас серо-чёрных, коричневых тонов, иногда встречаются белые особи. 2. Просмотр видеоролика «Длинноухие персонажи» https://www.youtube.com/watch?v=1W4oT0MuP8E 3.Беседа о содержании музыкальной пьесы
Темп – умеренный. Звучание струнных, напоминает протяжный, пронзительный крик осла. Настроение музыки передает упрямство, непреклонность. 4.Игра – импровизация на музыкальных инструментах (дудочки) под аудио пьесу Проиграйте на дудочках, пытаясь попасть в «крик» осла. 5. Просмотр видеоролика «Длинноухие персонажи» | Продолжение знакомства с пьесой № 8 «Длинноухие персонажи» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово Ослик телегу с сеном везет, Глазкова И. 2. Просмотр видеоролика «Длинноухие персонажи» 3. Беседа с детьми:
4.Танцевальная импровизация под аудио пьесу 5. Просмотр видеоролика «Длинноухие персонажи» https://www.youtube.com/watch?v=1W4oT0MuP8E | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО) с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово Маленький ослик собрался в поход. Он недовольно смотрит вперёд. Много поклажи навьючил абрек. Ну и жестокий же он человек. «Я заупрямлюсь, в аул не пойду. Это имей мой хозяин ввиду. Громко «И-а!» я тебе прокричу, Значит, идти никуда не хочу. Где столько груза хозяин нашёл? Видимо, тоже он вредный осёл? Ослик стоит, никуда не идёт, Злится хозяин, а время не ждёт. В. Соколов 2. Просмотр м/ф «Длинноухие персонажи» https://www.youtube.com/watch?v=W3mWc9sYa0M 3.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками осликов Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса № 9 «Кукушка в глубине леса»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой № 9 «Кукушка в глубине леса» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Предварительная беседа Ребята, вы любите бывать в лесу? Какие звуки вы слышите с лесу? Давайте с вами послушаем музыку и расскажем кто нам встретился в лесу? 2.Прослушивание аудио пьесы «Кукушка в глубине леса» 3.Художественное слово-загадка Не ворона, не синица - 4.Беседа о содержании произведения: Как вы думаете, кого изобразил композитор в музыкальном произведении? Конечно, это лесная птица кукушка. А как вы догадались? (Ответы детей) Правильно, сложно представить наши леса без птиц и их чудесного пения. А еще сложнее представить прогулку на свежем воздухе без характерного «ку-ку». Такой звук издают кукушки, птица она скрытная и осторожная. Громко оповещает о своем присутствии, но не дает наблюдать за собой. Можно не различить многие голоса птиц, но кукушку узнают все. 5.Повторное прослушивание аудио пьесы «Кукушка в глубине леса» 6. Продолжение беседы о содержании пьесы:
Правильно музыка таинственная, сдержанная, спокойная, неторопливая, задумчивая, даже немного сказочная. Эта пьеса короткая по своему звучанию. 7.Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент» (картинки с изображением музыкальных инструментов). Кларнет Фортепиано На следующем занятии мы продолжим знакомство с пьесой «Кукушка в глубине леса» | Продолжение знакомства с пьесой «Кукушка в глубине леса» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. У кукушки нет подружки, Слышно грустное: "Ку-ку..." Я кукушке помогу. А увидеть не могу! (автор Грахов Н.) 2.Просмотр видеоролика «Кукушка в глубине леса» https://www.youtube.com/watch?v=YZvvFpSpb6c 3.Беседа о средствах музыкальной выразительности: Музыка изображает как кукушка сидя далеко, в лесу на ветке дерева поет свою песню "кукует"
Музыка медленная, спокойная, неторопливая
Регистр в одновременно высокий и средний.
Динамика не очень громкая
Правильно, кларнет изображает её отрывистое пение.
(Ответы детей) Предложить ребятам озвучить с помощью выбранного инструмента, как поет кукушка. 4. Игра – импровизация на музыкальных инструментах под аудио пьесу Ведущий расставляет инструменты как можно дальше друг от друга разных углах зала, когда звучит музыка каждый участник находит для себя инструмент и начинает на нём играть. После окончания звучания все участники занимают места возле новых инструментов в ожидании, что пьеса зазвучит вновь. Остальные дети внимательно наблюдают правильно ли музыканты передают своей игрой темп, динамику, регистр. 5. Повторный просмотр видеоролика «Кукушка в глубине леса» На следующем занятии мы продолжим знакомство с этим произведением. | Продолжение знакомства с пьесой «Кукушка в глубине леса» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Я - важная птица, хотя и мала. Спросите меня: "Сколько жить на веку?" 2.Просмотр видеоролика «Кукушка в глубине леса» https://www.youtube.com/watch?v=YZvvFpSpb6c 3.Танцевальная импровизация «Кукушка» под аудио пьесу | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО) с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово Ку-ку, ку-ку кукушка, 2. Просмотр м/ф «Кукушка в глубине леса» https://www.youtube.com/watch?v=0Z5MswHhfMc 3.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками кукушку Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса № 10 «Птичник»
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Знакомство с пьесой №10 «Птичник» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Преварительная работа Пьеса называется «Птичник». Кого изобразил в своей пьесе, попробуем пофантазировать и угадать? 2.Художественное слово Птицы 3.Прослушивание аудио пьесы «Птичник» 4.Беседа о характере пьесы Какой характер у музыкальной пьесы? (Музыка оживлённая, бодрая, весёлая, подвижная, суетливая) Какое настроение у музыки? (Радостное, светлое) Каких птиц вы знаете? Как они себя ведут? 5. Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент» (картинки с изображением музыкальных инструментов). 6.Повторное слушание аудио пьесы | Продолжение знакомства с пьесой №10 «Птичник» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь. Автор: Т. Зайцева https://www.youtube.com/watch?v=CHbMmlqeQo4 3.Беседа о средствах выразительности. Как рассказывает музыка? Какая музыка по звучанию? Какой темп у музыки? Темп – быстрый. Звучание флейты, фортепиано легкое порхание птичек. Звучание флейты, привносит в пьесу некую стремительность. 2 фортепиано проигрывают мелодию – весело, оживлённо. 4.Повторный просмотр видео «Птичник» https://www.youtube.com/watch?v=CHbMmlqeQo4 | Продолжение знакомства с пьесой «Птичник» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Птица села на окно — 2.Просмотр видеоролика «Птичник» 3.Танцевальная импровизация «Птичник» под аудио пьесу | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО) с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово Пой-ка, подпевай-ка: Эта птичка — соловей, Эта птичка — скворушка, Токмакова Ирина 2. Просмотр м/ф «Птичник» https://www.youtube.com/watch?v=1R-NdwBpa-E 3.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками птиц Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса №11 «Ископаемые»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой №11 «Ископаемые» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Предварительная беседа Мы уже слушали сюиту «Карнавал животных». И познакомились с некоторыми его пьесами. С какими пьесами из сюиты «Карнавал животных» мы уже знакомы? («Королевский марш львов», Петух и куры», «Слон», «Длинноух», черепаха» и др.) Прослушайте ещё одну зоологическую фантазию французского композитора Камиля Сен – Санса «Карнавал животных», о ком оно попробуйте представить. 2.Прослушивание пьесы №12 «Ископаемые» (аудио) О ком говорится в этой пьесе, нам непонятно, но попробуем пофантазировать и угадать? 3.Художественное слово Скелеты их находят люди, Изучая каждый штрих. Интересно ведь учёным, Животных этих мир постичь… Очень давно на планете жили, И по Земле они ходили. Огромные, ужасные гиганты, Под названьем? … Динозавры. Динозавры – вымершие животные, которые жили на нашей планете давным-давно. Сейчас учёные находят скелеты этих древних животных, поэтому их называют ископаемыми. Пьеса называется «Ископаемые». 4.Беседа о содержании пьесы
| Продолжение знакомства с пьесой № 11 «Ископаемые» с мультимедийным сопровождением
У мамы – динозаврихи В семействе прибавленье – Малютки – динозаврики Достойны умиленья! Ещё вчера динозаврята Лежали в яйцах, как цыплята, И скучно было там, хоть плачь, Яйцо всего… с футбольный мяч! Но вот скорлупки развалились, Из них степенно появились: Лобастик, Бука, Радостёнок, А этот шустрый –Пострелёнок. Гуськом за мамой, след во след, Отправились глядеть на свет… (А. Монт) 2.Просмотр видео «Ископаемые» https://www.youtube.com/watch?v=z9cmx-zsgpw 3.Беседа о средствах выразительности.
Звучание скрипок, привносит в пьесу некую стремительность. 2 фортепиано проигрывают мелодию – весело, оживлённо, иногда очень громко, показывая нам большого грозного динозавра. Кларнет шутливо звучит середине и в конце пьесы, как будто маленький динозаврик, упираясь, следует за своей большой мамой динозавром. 4.Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент» (картинки с изображением музыкальных инструментов). Дети слушают музыкальные фрагменты, определяют, какой инструмент звучал, показывают нужную карточку. | Продолжение знакомства с пьесой № 11 «Ископаемые» с мультимедийным сопровождением 1.Разминка «Динозавры» Мы собрали рюкзаки, и надели сапоги. (Наклоны вперёд, коснуться носочков) Чтоб не просто погулять – динозавра отыскать. Где же нам его найти? Может в Африку пойти? (Руки на пояс, повороты на месте в разные стороны) По пустыне раскалённой динозавр шёл огромный неспеша ч-о-о-п, ч-о-о-п, ч-о-о-п, ч-о-о-п. (Руки на поясе идём по кругу высоко поднимая ноги, согнутые в коленях) А за ним во всю стараясь – динозаврик, упираясь, семенил чоп, чоп, чоп, чоп, чоп (согнуть руки в локтях, повернуться спиной, бег задом на перёд) 2. Прослушивание пьесы №12 «Ископаемые» (аудио) 3.Игра – импровизация на музыкальных инструментах (4 ксилофона)
4.Игра «Угадай динозавра по скелету» Звуки ксилофона очень напоминают клацанье косточек скелета древнего животного – Ископаемого. Отгадайте по скелету динозавра? (Перед детьми игрушки – динозавры). На магнитной доске изображение скелета динозавра – чей скелет? Дети ищут среди игрушек отгадки. Педагог, в подтверждение правильного ответа, выставляет на доску правильную картинку динозавра (Паразауролоф, Тиранозавр, Анкилозавр, Пахицефалозавр, Диплодок, Спинозавр). 5. Просмотр видео «Ископаемые» https://www.youtube.com/watch?v=z9cmx-zsgpw | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО) с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово Много лет тому назад. Не летали самолёты, Не ходили поезда. Тогда не было нас с вами, Только горы и вода. Зверь имел огромный рост, На спине он горы нёс, Мог ходить на задних лапах, Чуял носом любой запах, Издавал свирепый крик. Назывался?.. Динозаврик (А. Суборова) 2.Просмотр видео «м/ф_ Ископаемые» https://www.youtube.com/watch?v=gmNzhGk-bVE 3. Продуктивная деятельность: рисование ископаемых животных – динозавров Представьте динозавра сначала в уме, каким он будет? А теперь будем пытаться изобразить его на листе бумаги. Рисовать динозавра мы будем чёрным восковым мелком, потом раскрасим гуашью. Подумайте, как будет передвигаться ваш динозавр: на двух или на четырёх лапах? Как расположить лист? Начнём рисовать мы яйцо сначала, похоже, альбома нам будет мало? Затем: шея, передние лапы, живот, задние лапы, хвост. Будет ли на коже какой – ни будь рисунок: пятна или полосы? Дорисуем линию земли, что окружает? Растительность, камни, скалы, море, вулканы? Поработаем над фоном, подумайте, нужна ли вам палитра? Какими цветами вы нарисуете кожу динозавра? Оживите рисунок чёрной гуашью, обводя детали тонкой кисточкой. Итог: выставка созданных рисунков |
пьеса № 12 «Лебедь»
I занятие | II занятие | III занятие | IV занятие |
Знакомство с пьесой № 12 «Лебедь» сюиты К. Сен – Санса «Карнавал животных» 1.Предварительная беседа Вот и настало время последней музыкальной загадки, ребята. Эту музыку написал Камиль Сен-Санс, с которым вы уже хорошо знакомы. Кого же он изобразил? 2.Прослушавание аудио пьесы «Лебедь» 3.Беседа о содержании пьесы Что ж, давайте отгадывать, кто это такой!
3.Художественное слово – загадка Гордая птица, Воды не боится, Очень пригожа, На двойку похожа, Как зовут, ответь! Это белый … 4.Беседа. Вопросы детям:
(Ответы детей) Не кажется ли вам, что в музыке чуть слышно плещется вода, тихая и спокойная, переливающаяся на солнце? 5.Повторное прослушивание аудио пьесы Какого цвета бывают лебеди? Белые, чёрные и серые. Для чего им нужна длинная шея? А вот для чего: она помогает птицам отыскивать пищу на дне водоёма не у самого берега, а там, где глубже. Лапы у них короткие, поэтому лебеди не очень-то любят расхаживать по суше, где выглядят немного неуклюжими. Зато крылья у них такие сильные, что птицы могут пролететь не одну тысячу километров. Размах крыльев у лебедя – целых два метра, вот столько (показать расстояние). Если за ним гонится враг, лебедь может плыть так же быстро, как чемпионы по плаванию. Если же враг не отстаёт, лебедь разбегается прямо по воде, шлёпая по ней лапами и ударяя крыльями, и взмывает в воздух. Только его и видели! На следующем занятии мы продолжим знакомство с этим замечательным произведением Камиля Сен-Санса «Лебедь» | Продолжение знакомства с пьесой «Лебедь» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Лебедь, лебедь белокрылый, слышишь лебеди летят, слышишь братьев клич унылый? крылья в воздухе свистят. Лебедь, лебедь белоснежный, лебедь озером пленен и тоскует лебедь нежный, сном туманов окружен. Автор: Семенов Л. 2.Прослушивание аудио пьесы «Лебедь» 3.Беседа о средствах музыкальной выразительности: Музыка передает плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Теплый, «бархатистый» тембр виолончели, исполняющий гибкую, певучую мелодию, выразительно звучит на фоне спокойного, покачивающегося аккомпанемента фортепиано, подражающего легкому плеску воды. Мелодия «Лебедь» - торжество лирики – одна из лучших когда-либо созданных композиторами. Возвышенная, бархатная, трепетная виолончельная мелодия плывет на фоне размеренных всплесков фортепиано. Камиль Сен-Санс создал образ гордой и красивой птицы, оставляющей расходящиеся круги на кристально чистой воде. Низкий голос виолончели, спокойные переливы фортепиано и бесконечная мелодия… 4. Просмотр видео «Лебедь» https://www.youtube.com/watch?v=AzT9QFFNfDo 5.Дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент» (картинки с изображением музыкальных инструментов). Дети слушают пьесу, определяют, какой инструмент звучал, показывают нужную карточку. 6.Повторный просмотр видео «Лебедь» https://www.youtube.com/watch?v=AzT9QFFNfDo На следующем занятии мы продолжим знакомство с этим произведением. | Продолжение знакомства с пьесой «Лебедь» с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово. Пара диких лебедей, На волнах качались, Шеи длинные свои, Меж собой сплетая. Перья словно белый лист, Чистые опрятны, И осанка гордых птиц, Сказочно — приятна! Автор: Леонов В.А. Лебедь плавал на пруду, Шею изгибая, Крылья белые свои, Ветру подставляя. Грациозно и легко, Он скользил по глади, И хрустальная вода, Оттеняла стать всю! Автор: Леонов В.А. 2.Просмотр видеоролика «Лебедь» 3.Беседа с детьми о внешнем виде и движениях лебедя Голова – гордо поднятая, шея – длинная, крылья большие, движения мягкие, плавные, грациозные, величественные и т.д. 4.Танцевальная импровизация «Лебедь» под аудио пьесу | Итоговое мероприятие (Музыка+ИЗО) с мультимедийным сопровождением 1.Художественное слово Есть птица красивая очень на свете, Название — лебедь имеет она, Не встретить прекрасней её на планете, Она из чудесного будто бы сна, И вид лебедей – как отрада для глаз, Когда по воде они ровно плывут, Спокойный, приятный их снежный окрас Собой украшают и реку, и пруд. Степенные, яркие, нежные птицы, в почёте огромном они у людей, Едва только лебедь на воду садится, Все взгляд на него переводят скорей. https://www.youtube.com/watch?v=_KcsLabrQ2w 3.Продуктивная деятельность: рисование цветными карандашами, пастелью, восковыми мелками. гуашью лебедя Итог: выставка созданных рисунков |
Список литературы
- Демидов В.Е. Как мы видим, то, что мы видим. / В.Е. Демидов - М.:Знания,1987. - С.38..
- Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977, с. 66
- Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций. / Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС,1995 - С.218-219.
- Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: учеб.пособие. / Л.Н. Стрижак. -М.:МГИУ,1999. - С139.
- https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-lva-dlya-detej-23-luchshih.html
- https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-kukushku.html
- http://xn--80aaiflkn.su/stihi-pro-lebedja/
- https://24smi.org/celebrity/78680-kamil-sen-sans.html
Приложение 1
Портрет композитора Шарля Камиля Сен-Санса
Приложение 2
Биография Камиля Сен-Санса (09.10.1835 – 16.12.1921)
Камиль Сен-Санс, автор знаменитой сюиты «Карнавал животных», оперы «Самсон и Далила», симфонической поэмы «Пляска смерти», инструментальной пьесы «Интродукция и рондо каприччиозо» и других музыкальных шедевров, был французским композитором эпохи романтизма. Талантливый мастер игры на органе, виртуозный пианист и дирижер, чьи предпочтения лежали в области классики, сыграл важную роль в развитии музыки, передав собственный опыт будущим поколениям сочинителей.
Шарль-Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 декабря 1835 года и был единственным сыном Жак-Жозеф-Виктора Сен-Санса, чиновника управления внутренних дел Франции, и Франсуазы-Клеманс Коллен, заботившейся о доме и подрастающем сыне. В младенческом возрасте Камиль потерял отца и некоторое время жил в Корбейле, расположенном недалеко от Парижа в южном направлении, опекаемый внимательной и заботливой няней с медицинским образованием.
По возвращении в столицу ребенок жил в обществе матери и бабушки по имени Шарлотта Массон, которая распознала музыкальный талант внука и обучила его основам игры на пианино. В 7-летнем возрасте Сен-Санс стал учеником композитора Камиля Стамати, который развил гибкость кистей и подвижность пальцев мальчика, обогатив его врожденные способности навыками техники игры на фортепиано.
Камиль начал давать концерты, когда ему исполнилось 5 лет. Сначала он выступал перед камерной аудиторией, а в 1845 году дебютировал на сцене «Salle Pleyel» с программой, состоявшей из произведений Моцарта и Бетховена. Продолжив обучение у композитора Пьера Маледаны и органиста Александра Пьера Франсуа Боэли, Сен-Санс готовился к поступлению в консерваторию. В 1848 году подросток выдержал экзамен и стал подопечным органиста Франсуа Бенуа и мастера композиции Фроманталя Галеви.
В студенческие годы Камиль проявил выдающиеся творческие способности и отлично знал общеобразовательные предметы. Он интересовался философией, археологией и астрономией и пополнял знания в этих областях на протяжении всей жизни.
Ранними сочинениями Сен-Санса были «Симфония ля мажор» и хоровая пьеса «Джинны», написанная по мотивам произведения Виктора Гюго. В 1952 году юный композитор провалился на конкурсе «Prix de Rome», а затем выиграл первую премию в музыкальном состязании, организованном столичным обществом «Sainte-Cécile».
Покинув консерваторию в 1853 году, Камиль поступил на должность органиста в церкви Сен-Мерри, расположенной вблизи столичной ратуши. Большое количество мероприятий, проходивших в храме, приносило молодому музыканту неплохой доход, однако инструмент, на котором приходилось играть Сен-Сансу, оставлял желать лучшего.
Имея достаточно времени для собственных занятий музыкой, Камиль сочинил несколько произведений и привлек внимание известных композиторов Джоаккино Россини и Гектора Берлиоза, а также влиятельной певицы Полины Виардо. А перейдя на службу в имперскую церковь Святой Магдалины, органист получил высшую похвалу от знаменитого Ференца Листа, назвавшего Сен-Санса величайшим виртуозом.
В 1850-х годах Камиль придерживался передовых музыкальных тенденций, восхищался работами Роберта Шумана и Рихарда Вагнера, но не подражал им в отличие от многих французских композиторов. В этот период Сен-Санс создал «Симфонию №1» и произведение «Град Рима», а также "Концерт для фортепиано ре мажор", которые остались малоизвестными.
В 1861 году церковный виртуоз стал преподавателем в парижской музыкальной школе Нидермейера и ввел в учебную программу творчество современных композиторов. В это время он задумал сочинить музыкальный фарс, предназначенный для исполнения студентами, который позже стал знаменитым «Карнавалом животных».
История создания «Большой зоологической фантазии», так назвал Сен-Санс свой остроумный и наполненный искрящимся юмором «Карнавал животных», началась задолго до того, как композитор в 1886 году записал его на нотной бумаге.
Творческий подход к работе, а также ознакомление учеников с произведениями малоизвестных во Франции композиторов – романтиков Ф. Листа, Р. Шумана, Р. Вагнера, и вносило в процесс обучения особую новую струю. Например, Сен-Санс с таким радушием и вниманием разбирал ученические композиции юных музыкантов, будто перед ним настоящие музыкальные шедевры. При этом он не только с удовольствием хвалил, но и порицал, однако замечания педагога не обижали, а только взбадривали учащихся. Юные питомцы к своему наставнику относились с большим восхищением и часто, чтобы послушать виртуозные импровизации своего учителя, посещали храм святой Магдалины, где Сен-Санс продолжал служить органистом. Установившиеся между преподавателем и учениками доброжелательные отношения, подтолкнули Камиля к написанию шутовской драмы «Замок Рош Кардой, шли Жестокости судьбы». Этой пьесой, он хотел немного развлечь и позабавить своих воспитанников. После того как пьеса была успешно разыграна, ученики попросили Сен-Санса сочинить аналогично остроумное, но только музыкальное произведение. Композитор, разумеется, согласился.
Впоследствии с некоторыми из своих учеников Камиль поддерживал дружбу на протяжении всей жизни, и они частенько напоминали маэстро о его обещании. Прошло более двадцати лет, в течение которых Сен-Санс был занят интенсивной концертной деятельностью, а также с поразительной неутомимостью занимался сочинением новых музыкальных произведений. Лишь Франко-прусская война начала семидесятых годов заставила его в творчестве сделать вынужденный перерыв, но затем всё продолжилось, как и было ранее. Так в начале 1886 года Сен-Санс совершал концертное турне по Германии, которое из-за негативно настроенной публики и прессы оказалось провальным. Расстроенный таким исходом гастрольной поездки, композитор решил некоторое время отдохнуть и уединиться в одной их австрийских деревенек.
Вот там, чтобы отвлечь себя, он и сдержал обещание, данное много лет назад своим ученикам: сочинить наполненное юмором произведение. Музыка, как обычно, у маэстро сочинялась очень быстро, тем более, что, помня о давней просьбе, он изредка обдумывал образы и темы будущей композиции. Так появилась сюита, названная Сен-Сансом «Карнавал животных», которая ко всему прочему задумывалась как сюрприз к частному концерту виолончелиста Шарля Лебука, назначенному на 9 марта. Помимо Лебука сольные партии исполняли известные музыканты: контрабасист Э. Байи, кларнетист Ш. Тюрбан, флейтист П. Таффанель. Одну из партий фортепиано исполнял сам Сен-Санс. Премьера произведения состоялась с ошеломительным успехом, а «Лебедь» принёс славу не только композитору, но и виолончелисту. Три недели спустя «Карнавал» повторили на салонном вечере в доме певицы Полины Виардо специально для приехавшего ненадолго в Париж композитора Ференца Листа, выразившего желание прослушать произведение, о котором слышал весьма восторженные отзывы. Впоследствии, вплоть до кончины Сен-Санса, «Карнавал животных» исполнялся лишь на салонных концертах. Дело в том, что сам композитор считал эту сюиту «несерьёзной» музыкой, которая могла испортить его репутацию. Исполнять на концертах для широкой публики, а также печатать в издательствах он разрешал только пьесу «Лебедь». Впрочем, в своём завещании Сен-Санс снял для «Карнавала животных» установленный им ранее запрет, что позволило издать партитуру в 1922 году.
Приложение 3
Загадки и стихи о карнавале
Вот так диво! Всё, как в сказке.
Радость, смех, волшебный бал,
Дети, птицы, звери, маски.
Чудо это – . . . . . . . . . .(Карнавал)
Если Рио-де-Жанейро —
Ты в Бразилию попал.
Если песни, танцы, перья —
Значит, это… (Карнавал.)
Веселый карнавал
На весёлом карнавале
Звери маски надевали.
Нарядилась Зебра Мишкой,
Слон—Жирафой,
Лев —Козлом,
Бегемот оделся Мышкой,
Поросёнок — Журавлём.
Мышка стала Бегемотом,
Крокодилом — Марабу,
Превратился Бык в Енота,
Хоть видны рога на лбу.
Нарядился Волк Ягнёнком,
Белка —Уткой,
Ёж —Лисой,
Жук оделся Поросёнком,
Лягушонок—Стрекозой.
Даже Курицей Лисица
Ухитрилась нарядиться,
И друг друга каждый зверь
не пугается теперь.
Карнавал
Сегодня примерка
Одежды лесной,
Я буду медведем,
Наташа - лисой.
Андрюше понравились
Длинные уши:
Быть зайчиком белым
Охота Андрюше.
Смотрите,
Какой замечательный нос!
Он к носу Иринки
Как будто прирос.
-А ну-ка, Иринка,
Запой нам, как птица!
-Тень-тень,- отвечает
Иринка-синица.
На хвост наступили
Красавице белке.
Мы знаем:
Сережкины это проделки.
А где же Сережка?
Не видно Сережки.
Видны лишь колючки
Да чьи-то сапожки.
(В. Степанов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактические игры и пособия в работе с детьми дошкольного возраста"
Можно использовать для работы с родителями, как методические рекомендации для педагогов....
"Дидактические игры и пособия в работе с детьми дошкольного возраста"
Методические рекомендации....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПОСОБИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие тяжелые речевые, ...
Практическое применение лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста
В презентации отражен опыт работы применения лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста. Что такое лэпбук? Как создать лэпбук своими руками?...
Использование интернет ресурсов и мультимедийных пособий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Данная статья раскрывает особенности использования интернет ресурсов и мультимедийных пособий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха....
Практическое мультимедийное пособие "Времена года" (ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальным циклом П.И.Чайковского)
По мнению психолога, философа и педагога А.Н. Леонтьева ценностно-смысловое восприятие произведений искусства – это способность к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной зн...