Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Я люблю тебя - Тамбов»
план-конспект занятия (старшая группа)
Воспитывать в детях чувство любви и преданности к Родине на конкретном примере истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ya_lyublyu_tebya_-_tambov.docx | 367.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Я люблю тебя - Тамбов»
СЫЧКОВА Е.В.
воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колосок»,
Тамбовского р-на, Тамбовской обл., 2022 г
Цель: Воспитывать в детях чувство любви и преданности к Родине на конкретном примере истории родного края, на восприятии уже знакомых и полюбившихся детям мест, памятников, домов, людей, связанных с их собственной жизнью.
Задачи:
● Пробудить у детей уважение к героям войны, тружеником тыла, чувство сострадания, сопереживания, которое в будущем может перерасти в содействие.
● Расширить культурный кругозор; продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с историческими памятниками этого периода.
● Обогатить словарный запас детей и раскрыть смысл слов: война, фронт, тыл, герой Советского Союза, память, памятник, монумент, танковая колонна « Тамбовский колхозник».
Предварительная работа:
проведение бесед с детьми и определение уровня их знаний; беседа о родном крае; просмотр альбома; чтение книг и стихов; работа с родителями (наглядная информация о родном городе – Тамбове).
Оборудование:
Ноутбук, экран, проектор; презентации; музыка.
Ход занятия:
На фоне музыки С. Рахманинова «Вокализ» читаем стихотворение А, Белкина «Наш город».
Здесь когда - то густо травы зрели,
И под свист кочующих ветров
Цокали копыта, пели стрелы,
Трепетал огонь степных костров.
Город родился в степи, как крепость
И в гербе он сохранил на редкость
Поле, улей, трёх прилежных пчёл.
Воспитатель: Да, действительно, с небольшой крепости и начинается история нашего города. Давным - давно, более 300 лет назад, когда не было ни ваших мам, пап, бабуин дедушек, прабабушек и прадедушек среди вековых дремучих лесов, у слияния рек Цны Студенца началось строительство крепости, которая получила название Тамбов.
- С чего обычаю стройка началась?
Дети: По обычаю стройка началась с возведения Преображенской церкви. Воспитатель: Кто первый строитель - крепости Тамбова?
Дети: Царский воевода Роман Фёдорович Бабарыкин.
Воспитатель: Да, строил тот новопостроенный город Тамбов, по указу царя Михаила Фёдоровича царский воевода Р. Ф. Бабарыкин.
Воспитатель: Для чего нужна была эта крепость Тамбов?
Дети: Чтобы защищать Москву от врагов.
Чтобы охранять юго-восточную окраину г. Москвы Российского государства.
Воспитатель: Из какого материала строили крепость?
Дети: из дерева, так как вокруг много было лесов.
На фоне музыки Рахманинова «Вокализ» ребёнок читает стихотворение
С.С. Милосердова «Герб Тамбова».
Три хлопотуньи - пчёлки, улей –
Наш герб.
В нём - лето, зной трава...
Пропахли воском дни июля,
И пахнет мёдом синева.
К спине не стирая пот,
По капле люди добывали.
Скупого счастья, трудный мёд.
Воспитатель показывает Герб Тамбова, задаёт вопрос: Что это такое?
Дети: Герб Тамбова.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужен герб?
Дети: Чтобы отличать города, государства друг от друга.
Воспитатель: Всегда ли существовал герб в г. Тамбове?
Дети: Нет.
Воспитатель: Когда появился герб Тамбова?
Дети: ( Очень давно появился ), его утвердила Екатерина Вторая в конце 18 века (1781).
Воспитатель: Где впервые появился герб Тамбова?
Дети: Улей и три пчелы над ним впервые появились, как эмблема Тамбова на знамёнах Тамбовского гарнизонного полка.
Воспитатель: Что отражает Тамбовская эмблема?
Дети: Тамбовская эмблема отражает не только древние занятие жителей, но и оборонительное значение неприступной крепости, так как герб имеет форму щита.
Воспитатель: Какое значение имеют цвета в гербе?
Дети: Золотой означает - справедливость, серебряный - чистоту, лазурный( синий) - чистоту, зелёный - надежду и свободу.
Воспитатель: Где в Тамбове можно увидеть герб Тамбова?
Дети: На Советской улице над ГУМом; на центральном рынке, на стене двух этажного комиссионного магазина, когда едешь со стороны старого автовокзала. На Ленинской площади.
Воспитатель показывает фотографию Ленинской площади.
Как называется эта площадь?
Дети: Ленинская площадь - самая большая, центральная площадь города.
Воспитатель: Почему эта площадь центральная?
Дети: Здесь всегда проходят самые большие праздники. Зимой здесь веселимся вокруг ёлки.
Воспитатель: А много лет тому назад тамбовцы пришли на Ленинскую площадь, чтобы услышать «Началась война». Много людей ушли защищать нашу Родину. Ребята, мы часто говорим: «Они ушли на войну, воевать на фронте». Как вы понимаете слово «фронт».
Дети: Фронт-это место, где происходят боевые действия.
Воспитатель: Каким должен быть солдат?
Дети: Солдат должен быть храбрым, смелым, здоровым, хитрым, умеющим стрелять.
Воспитатель: Да я с вами согласна. Особо отличившихся за отвагу и храбрость наградили золотой Звездой Героя. ( Показать рисунок Звезды Героя Советского Союза ).
Воспитатель: А знаете ли вы какого - нибудь из наших земляков - героев Советского Союза?
Дети: Зоя Космодемьянская.
Воспитатель: Да, Зоя Космодемьянская награждена Звездой за отвагу и преданность Родине (показывает портрет).
- Ребята, посмотрите, это памятник Зои, скульптор Манизер. Знаете вы эту героиню? Дети: Это Зоя Космодемьянская.
Воспитатель: Посмотрите, как она стала, возвышаясь на постаменте. Совсем юная девушка с винтовкой за плечами. Это Зоя, она защищала Родину, Памятник установлен в честь подвига Зои.
- а кто знает что - либо о подвиге Зои.
Дети: Началась война, Зоя, как многие другие школьники, очень любила свою Родину, школу, маму, брата Сашу. Она не хотела видеть разрушенные города, погибающих людей. Зоя хотела защищать Родину. Она была очень юная, таких на войну не брали. Она записалась добровольцем на фронт. Зоя стала партизанкой.
Воспитатель: Кто такие партизаны?
Враги захватили наши города, сжигали деревни, убивали мирных жителей, стариков, детей. С врагами боролись сами жители, которые прятались в лесах и оттуда нападали на врагов. Таких борцов называли партизанами.
- И вот в одной деревне (Петрищеве) кто - то перерезал провода немецкого полевого телефона, а вскоре уничтожил немецкую конюшню. На следующий день партизан был пойман, фашисты разглядели, что это была, совсем юная, стройная, с большими, тёмными глазами и тёмными стрижеными волосами. Это была партизанка Таня. Так называла себя Зоя, чтобы враги её не узнали. Таня - Зоя погибла. Перед самой смертью она произнесла : «Всех не перевешаете. За меня отомстят. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, всё равно победа будет за нами».
Зоя умерла в плену, её пытали, водили по снегу босиком в тридцати градусный мороз. Но своих товарищей она не выдала.
Звание Героя Советского Союза присвоено Зое посмертно в феврале 1942 года.
Зоя - наша землячка. Она родилась на Тамбовской Земле. Поэтому памятник установлен в Тамбове.
Воспитатель: А кого ещё героев - земляков вы знаете?
Дети: Тамару Дерунец. Она училась в школе № 7, сейчас эта школа носит её имя, в Тамбове улица названа её именем.
Воспитатель: Кем была Тамара во время войны?
Дети: Она была разведчицей. Тамара наблюдала за продвижениями немецкого войска. Задание её заключалась в том, чтобы принять - советских парашютистов - разведчиков. Задание Тамара выполнила, но её выдал предатель. Несмотря на жёсткие пытки, Тамара пароль не назвала «Солнце поднимается на востоке». Звание Героя СССР Тамаре присвоено посмертно.
Воспитатель: Кого ещё земляков - героев вы знаете?
Дети: Александр - брат Зои. Когда её казнили ему не было ещё и 17 лет. Он добровольцем ушёл в армию. Окончил танковое училище, воевал танкистом. На его танке было написано: «За Зою!». За храбрость, отвагу и мужество» в боях в1944 году его наградили Золотой Звездой Героя СССР. Когда до победы оставались считанные дни (12 апреля 1945 г.), в боях под Кенигсбергом погиб Герой СССР - Александр Космодемьянский.
Воспитатель: Ребята, многие люди уходили на войну защищать Родину. Как вы думаете, все ли могли идти на войну.
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто же оставался здесь в городе, в тылу?
Дети: Дедушки, бабушки, дети, женщины.
Воспитатель: Да, ребята, все кто здесь остался тоже помогали защищать Родину своим трудом. (Показывает фото памятника «Танк»)
- Что это за памятник?
Дети: это памятник-танк «Тамбовский колхозник».
Воспитатель: Как вы думаете, это настоящий танк?
Дети: Настоящий.
Воспитатель: Да, ребята, верно - это настоящий танк. Этот танк дошёл до Берлина. Почему так называется «Тамбовский колхозник»?
Дети: Так как этот танк изготовлен на деньги Тамбовских колхозников. Тамбовские жители очень хотели помочь фронту и стали отдавать свои деньги на строительство танков. На каждом танке было написано : «Тамбовский колхозник». Всего Красной армии было передано 96 танков.
Воспитатель: Здорово люди помогали фронту. А чем ещё могли помочь люди солдатам?
Дети: Люди на фронт отправляли хлеб, одежду, продукты, винтовки. Воспитатель: (Показывает фото монумента «Самолёт») Что это ребята?
Дети: Это самолёт.
Воспитатель: Где он установлен и в честь чего? (9 мая 1985 г.).
Дети: Самолёт установлен на улице Мичуринской в сквере напротив « Торгового центра», в честь бессмертного боевого и трудового подвига Тамбовцев, в историческую победу советского народа тамбовские крестьяне собирали деньги для строительства боевых самолётов.
Воспитатель: показывает фото Соборной площади с монументом «Вечный огонь». Что вы видите?
Дети: Вечный огонь.
Воспитатель: На какой площади он расположен?
Дети: На соборной площади находится монумент « Вечный огонь».
Воспитатель: Чем отличается памятник от монумента?
Дети: Мы видели, памятник Зои, - он посвящен одному человеку, а монумент - очень многим людям посвящён.
Воспитатель: Посмотрите, что представляет собой монумент «Вечная слава».
Дети: Кольцо, Вечный огонь, Колонны. В центре кольцо. Кольца нет конца, так у славы нет конца. Кольцо украшено золотыми веточками. Кольцо на четырёх колоннах и тянутся к Вечному огню четыре дорожки.
Воспитатель: Что означают четыре колонны?
Дети: Четыре колонны означают, что война длилось четыре года.
Воспитатель: Почему колонны чёрные.
Дети: Они чёрные потому, что война несёт гибель людей, разлуку. Воспитатель: Как вы думаете, всегда горит Вечный огонь или не всегда? Дети: Вечный огонь горит всегда.
Воспитатель: А какие слова изображены на внутренней стороне кольца?
Дети: Люди, склоните головы перед светлой памятью героев. Они не пожалели жизни для вашего счастья. Пусть будут бессмертны их имена. Они погибли, чтобы жили мы, чтобы вечно жила отчизна, Они отдали жизнь за счастье и радость людей. Благодарные потомки не забудут их подвига. Память о них переживёт века ( М. Румянцева ).
Воспитатель: Вечно горящий Вечный огонь нам напоминает о погибших героях. А сейчас игра «Продолжи фразу»: воспитатель говорит детям начало фразы, дети - конец.
- Наш город называется (Тамбов)
- Самая большая река нашего края ( ЦНА )
- Такое же название носит фабрика нашего города, на которой шьют одежду (Тамбовчанка)
- Самая главная библиотека нашего города носит название знаменитого поэта(А. С. Пушкина)
- Краеведческий музей находится на улице (Державинской)
- В нашем городе Тамбовскому Государственному Университету присвоено имя (Державина)
- Классическая гимназия в нашем городе называется (Державинская)
- 10 лет тому назад воздвигнут памятник поэту Державину (на улице Державинской)
- В Тамбове есть улица, которая носит имя великого композитора (Рахманинова)
- Музыкальный педагогический институт в Тамбове носит имя (Рахманинова)
- Свои первые музыкальные произведения Рахманинова писал на Тамбовщине (в с. Ивановка)
- Памятник М. Ю. Лермонтову установлен ( на улице Лермонтовкой )
- О городе Тамбове, тамбовских жителях поэт М. Ю. Лермонтов описал ( в поэме « Тамбовская казначейша»).
- Тамбовская кондитерская фабрика выпускает конфеты под названием (Державинские и Тамбовская казначейша )
- Губернатор Тамбова (Олег Иванович Бетин )
Игра « Тамбовский хоровод»
Про Тамбов мы споём
В гости вас позовём
И малину, землянику
Собирать в лес пойдём
На лужку у ворот
Где рябина растёт
Мы в тенёчке, холодочке
Заводили хоровод.
Кто у нас не бывал,
Город наш не видал
Средь лесов и холмов
Наш любимый Тамбов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».
Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода». Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".
Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей игре в шахматы "Сравнительная сила фигур"
Конспект ООД по обучению детей игре в шахматы "Сравнительная сила фигур"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Маленьким детям - большие права"
В данном конспекте представлен опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Права и обязанности детей"....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»Цель: закрепление знаний пожарной безопасности.Задачи:Закрепить знания детей об оп...