Подборка игр на развитие эмоциональной сферы дошкольников
картотека (старшая группа)

В данной подборке собраны игры и упражнения, направленные на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Эти игры можно использовать в практической работе педагогам и воспитателям в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_emotsionalnoy_sfery_rebenka.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука настроения

Цель: знакомство с разным эмоциональным состоянием окружающих людей, развитие способности понимать это состояние.

Ход игры: Детям, сидящим за столом, ведущий дает набор карточек (6 штук), на каждой из которых изображены разные эмоциональные состояния персонажа. Ведущий просит детей найти карточки, на которых персонаж радуется, обижен, сердится и т.д. дошкольники показывают соответствующие карточки. Затем взрослый просит детей рассказать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.

На что похоже настроение?

Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое мнение.

Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий предлагает им по очереди рассказать, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает ведущий: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в голубом небе. А твое?»

Как ты себя чувствуешь?

Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.

Ход игры: Взрослый показывает детям карточки с изображением различных оттенков настроения. Дети должны выбрать ту, которая в большей степени передает их настроение (настроение мамы, папы и т.д.).

Доброе слово

Цель: коррекция взаимоотношений детей; развитие доброжелательных отношений между детьми, умения лучше понимать себя и других людей, снятие барьеров в общении.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное своему соседу. При этом говорящий должен смотреть в глаза тому, о ком говорит.

Отгадай эмоцию

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Ход игры: Ребенок изображает с помощью мимики какое-то настроение, но при этом часть его лица скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.

Зеркало

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека по мимике.

Ход игры: Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

Наоборот

Цель: осознание и принятие себя, своих черт характера.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Водящий поочередно бросает мяч каждому ребёнку. Тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество, например: добрый – злой.

Ветер дует на …

Цель: коррекция эмоциональной сферы, развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.

Ход игры: «Ветер дует на …» - начинает игру ведущий и уточняет: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Все светловолосые дети собираются в одном конце комнаты. Ведущий продолжает: «Ветер дует на того, у кого есть сестра (кто любит животных, кто много плачет и т.д.). Дети, которые относят себя к той или иной группе, собираются вместе.

Чей голос?

Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики; развитие внимания, слухового восприятия.

Ход игры: Дети садятся в круг и закрывают глаза повязками. Ведущий пересаживает несколько человек и дотрагивается рукой до ребёнка. Тот, до кого дотронулся ведущий, говорит: «Я здесь!». Дети должны угадать, кто произнес эти слова.

Пожелание

Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики и взаимоотношений детей; воспитание доброты, уважения к сверстникам, желания видеть в людях хорошее и не стесняться говорить об этом.

Ход игры: Дети сидят в кругу и бросают мяч, говоря друг другу добрые пожелания.

Четвертый лишний

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным.

  • радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
  • грусть, обида, вина, радость;
  • трудолюбие, лень, жадность, зависть;
  • жадность, злость, зависть, отзывчивость.

2 вариант игры: Дети выполняют задания без опоры на пиктограммы.

  • грустит, огорчается, веселиться, печалиться;
  • радуется, веселиться, восторгается, злиться;
  • радость, веселье, счастье, злость.

Руки

Цель: развитие умения принимать настроение других людей.

Ход игры: Дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться с руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками.

Море волнуется

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике, пантомимике.

Ход игры: Ведущий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, стыда и т.д.) замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру, и игра повторяется.

Я умею

Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

Королевство эмоций

Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями.

Ход игры: Педагог раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают.

Отгадай настроение сказочных героев

Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты пиктограмм (8 шт.).

Ход игры: У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией.

Тренируем эмоции

Попросите ребенка нахмуриться - как:

- осенняя туча,

- рассерженный человек,

- злая волшебница.

улыбнуться, как:

- кот на солнце,

- само солнце,

- как Буратино,

- как хитрая лиса,

- как радостный ребенок,

- как будто ты увидел чудо.                                              

позлись, как:

- ребенок, у которого отняли мороженое,

- два барана на мосту,

- как человек, которого ударили.

испугайся, как:

- ребенок, потерявшийся в лесу,

- заяц, увидевший волка,

- котенок, на которого лает собака.

устань, как:

- папа после работы,

- муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

- турист, снявший тяжелый рюкзак,

- ребенок, который много потрудился, но помог маме,

- как уставший воин после победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников

советы психолога по развитию положительных эмоций ребенка...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...