Методика проведения наблюдений за животными
статья (средняя группа)
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное оьщение с природой - наблюдения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
правильно организованное наблюдение | 20.33 КБ |
pravilno_organizovannye_nablyudeniya_uchat_rebenka_ne_tolko_smotret.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят формируется позиция "не проходи мимо". Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:
- а) его можно организовывать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно;
- б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения;
- в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).
Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требований, предъявляемых к его организации и проведению:
- необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного животного среду обитания;
- наблюдение не должно причинить вреда животному (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);
- в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя животного мира (величину, характер движения, возможность или невозможность общения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;
- целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время.
Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.
Методика проведения наблюдений с детьми разных возрастных групп в данной главе освещена по тем же разделам, которые были указаны ранее (знакомство с представителями четырех классов животных).
Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака, белка, кролик и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу - тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребенка. Многие млекопитающие издавна живут рядом с человеком - он проявляет к ним внимание и заботу.
В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).
В соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" с детьми могут быть организованы следующие наблюдения за домашними животными:
- младший дошкольный возраст - наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);
- средний дошкольный возраст - наблюдение за козой, козлятами (во время прогулки); экскурсия в свинарник; рассматривание щенка, кролика (на занятии);
- старший дошкольный возраст - рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдение за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).
Наблюдения за домашними животными с малышами должны быть недлительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.
Воспитатель принес в группу котенка. "Ой, киска!" - закричали дети. "А у меня тоже дома есть кошка", - сказал Олег. "А у моей бабушки кошка есть, - добавила Марина. - Она меня оцарапала". - "Меня тоже царапала", - добавила Оля. "Вы, наверное, громко разговаривали, как сейчас, - вот кошка и была сердита. Давайте успокоимся, а Олег нам скажет: его кошка похожа на эту?"
Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: "Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...", "Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!" Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: "Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет". Или:
Отворилась тихо дверь -
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род -
На охоту вышел...
(кот)
Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом.
Например, воспитатель наметил начать наблюдение за котенком с его кормления, но животное ведет себя беспокойно, отказывается от еды. Тогда педагог изменяет ход наблюдения: берет котенка на колени, гладит, успокаивает его и задает детям вопросы о внешнем виде животного (какого цвета шерстка, длинные или короткие усы, какие ушки и др.). Это дает животному возможность привыкнуть к обстановке и вести себя естественно.
Предварительный просмотр:
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят формируется позиция "не проходи мимо". Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:
- а) его можно организовывать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно;
- б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения;
- в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).
Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требований, предъявляемых к его организации и проведению:
- необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного животного среду обитания;
- наблюдение не должно причинить вреда животному (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);
- в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя животного мира (величину, характер движения, возможность или невозможность общения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;
- целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время.
Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения животного.
Методика проведения наблюдений с детьми разных возрастных групп в данной главе освещена по тем же разделам, которые были указаны ранее (знакомство с представителями четырех классов животных).
Особый интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих. Различные представители этого класса (кошка, собака, белка, кролик и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу - тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребенка. Многие млекопитающие издавна живут рядом с человеком - он проявляет к ним внимание и заботу.
В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).
В соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" с детьми могут быть организованы следующие наблюдения за домашними животными:
- младший дошкольный возраст - наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);
- средний дошкольный возраст - наблюдение за козой, козлятами (во время прогулки); экскурсия в свинарник; рассматривание щенка, кролика (на занятии);
- старший дошкольный возраст - рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдение за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).
Наблюдения за домашними животными с малышами должны быть недлительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии. Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий .Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения.
Некоторые формы проведения физкультурных занятий. Активный отдых-что это?...
«Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности. Проведение экспериментов в старшем дошкольном возрасте»
доклад на педсовет для воспитателей...
Методика организации наблюдений с детьми раннего возраста на прогулке.
В материале представлены содержание и организационно-методические формы проведения наблюдений с детьми раннего возраста....
Конспект организации и проведения наблюдение в средней группе для детей с нарушением зрения «Наблюдение за ветром»
Дя детей с нарушением зрения....
Наблюдение и анализ методики проведения занятия по изодеятельности в подготовительной группе
Наблюдение за воспитателем во время проведения ОД...
Организация наблюдений во время прогулок и методика проведений наблюдений.
Организация наблюдений во время прогулок и методика проведений наблюдений....
Общеразвивающие упражнения в разных возрастных группах (ОРУ и их роль в физическом развитии дошкольников, методика проведения + шпаргалочка по методике, видеоролик по дпнной теме)
Общеразвивающие упражнения - специально разработаные движения для разных частей тела. Они занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для...