Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».
консультация
Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 776.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти
годы ребѐнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у
него начинает формироваться определѐнное отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения ,складывается
характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в
ней развиваются духовные и физические силы ребѐнка; его внимание,
память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра –
это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны
личности ребѐнка, происходят значительные изменения в его психике,
которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое
место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются
самими детьми : - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети
производят в ролях всѐ то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности
взрослых. В игре ребѐнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он
может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои
собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребѐнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребѐнок осваивает и моральные нормы, заключѐнные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребѐнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребѐнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.
3. В сюжетно – ролевой игре идѐт эмоциональное развитие.
Игра ребѐнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему
ещѐ недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса
игры, самих еѐ истоках имеются эмоциональные основания. Изучение
детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребѐнок отличает игру
от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова:
«как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые
переживания всегда искренни. Ребѐнок не притворяется: мама по-
настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьѐзно озабочен тем,
удаѐтся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребѐнка, и формирует его чувства. Когда ребѐнок подражает космонавтам, он передаѐт своѐ восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребѐнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лѐтчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на
четвѐртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвѐртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребѐнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
5. Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребѐнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнѐров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребѐнка дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".
Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....
Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"
Многие родители считают, что подвижная игра - это просто развлечение для детей, и мало представляют, какую важную роль они играют не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии д...
Консультация для родителей по Теме: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
консультация...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и родителей ...
Консультация для родителей на тему: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему:«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»...