Музыкально-литературная гостиная "П.И.Чайковский"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвящённой жизни и творчеству П.И.Чайковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально-литературная гостиная | 36.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству П.И.Чайковского.
Цели:
1. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через приобщение к музыке великого русского композитора П.И. Чайковского.
Задачи:
1.Расширить представления детей о жизни и творчестве П.И.Чайковского.
2.Способствовать развитию творческих способностей детей через совместное музицирование.
3.Обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.
4.Воспитывать любовь и уважение к русской культуре.
Оформление:
портрет П.И.Чайковского на экране, ширма с фотографиями и репродукциями картин и нот, детские музыкальные инструменты.
Звучит Марш из балета «Щелкунчик». В зал входят дети и гости.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, уважаемые слушатели!
Сегодня в нашем детском саду вновь открывает двери музыкальная гостиная, место, где собираются друзья и знакомые, чтобы послушать музыку, поговорить о ней и поиграть на музыкальных инструментах.
Чей портрет вы видите на экране? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Верно. Это портрет Петра Ильича Чайковского - великого русского композитора. Именно о нём, о его жизни и творчестве мы сегодня поговорим. Конечно, мы сможем услышать только самую маленькую частичку огромного мира музыки Петра Ильича Чайковского.
Родился Пётр Ильич в 1840 году (а это почти 200 лет назад)на Урале, в городе Воткинске.
Отец композитора был горным инженером и директором сталелитейного завода. Илья Петрович, так звали отца, очень любил свою жену и детей. А их было немало. Посмотрите на фотографию (фотография на ширме), какая большая была семья. А вот и сам Петр Ильич (показываю на фотографии). Он стоит около мамы, которую нежно любил.
Петя рос в семье, где царили любовь и уважение. Родители Петра не были музыкантами, но очень любили музыку, сами играли на музыкальных инструментах - папа на флейте, а мама на арфе и фортепиано. И ещё родители устраивали музыкальные вечера, почти как наша гостиная! В их доме всегда звучала музыка!
Когда Пете исполнилось 8 лет его родители переехали сначала в Москву, а потом и в столицу.
А кто-нибудь знает, какой город был столицей России 200 лет назад?
( Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Столицей был город, в котором живем мы - Санкт-Петербург. И здесь маленький Петя учился. Но совсем не в музыкальной школе, а в Императорском училище правоведения. (Показываю фотографию на ширме). Родители хотели, чтобы Петя стал юристом. И он стал им. И несколько лет служил юристом. А музыка была просто его увлечением. Но каким увлечением!
Только когда Петру Ильичу исполнился 21 год, он поступил в Петербургскую Консерваторию, и был одним из самых первых её учеников. Наконец, он занимался любимым делом – изучал музыку и сочинял! И сочинял много. Он был очень трудолюбивым.
Постепенно музыку Чайковского узнают в России и за рубежом. Он много путешествует. Его приглашают на гастроли в Европу, Америку, где с восторгом встречают.
За свою не очень долгую жизнь, а прожил он 53 года, Петр Ильич написал много серьёзной музыки – это и оперы, и балеты, и произведения для симфонического оркестра и отдельных инструментов, и произведения для голоса, для хора!
Как вы знаете, писал он музыку и для детей.
Кто может назвать его самый известный сборник пьес для детей? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: Верно. Детский альбом.
А вам бы, наверное, хотелосьзаглянуть в его дом, и получше узнать, каким ребёнком был Петр Ильич, как зарождалась в нём любовь к музыке? (Ответы.)
Об этом мы узнаем из небольшого фильма.
Документальный фильм о детстве П.И.Чайковского
(YouTube Беседы о композиторах для детей. П.И. Чайковский, часть 1. 3мин.50 сек.)
Музыкальный руководитель:Итак, «Детский альбом».Петр Ильич посвятил этот сборник своему любимому племяннику Володе Давыдову. В этом сборнике 24 пьесы для фортепиано, разного характера и содержания. Некоторые из них мы уже слушали.
Какие пьесы из «Детского альбома» вы можете назвать? ( Ответыдетей).
Музыкальный руководитель: Одну из них – «Немецкую песенку»- мне помогут сыграть ребята из группы «Пчёлки».
(Дети берут инструменты. Выстраиваются.)
Музыкальный руководитель: Пётр Ильич Чайковский «Немецкая песенка».
«Немецкая песенка»
(Оркестр ДМИ гр. «Пчёлки»)
Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята!
Петр Ильич очень много путешествовал, но часто повторял, что любит только Россию и никогда не покинет родину надолго. Любил её культуру, традиции. Любил русскую природу! Вместе с ней печалился осенью и радовался весне, когда прилетают певчие птицы и рассыпают в поднебесье свои трели. В «Детском альбоме» есть пьеса, которая называется «Песня жаворонка». И я вам её сейчас исполню. Но прежде, мы послушаем стихи русских поэтов об этой сладкозвучной весенней птичке. А расскажут их ребята из группы «Пчёлки».
Светит солнце, воздух тонок,
Разыгралася весна,
Вьётся в небе жаворонок -
Грудь восторгами полна!
Житель мира - мира чуждый,
Затерявшийся вдали, -
Он забыл, ему нет нужды,
Что творится на земли.
Он как будто и не знает,
Что не век цвести весне,
И беспечно распевает
В поднебесной стороне...
C.Е.Раич
Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту
С земли — своей постели.
Среди колосьев он живет.
Его домишко тесен,
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен.
С.Я.Маршак
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь Божий мир здесь вижу я.
И славит Бога песнь моя!
В.А.Жуковский
Музыкальный руководитель: Спасибо, за прекрасное прочтение!
Как точно и красочно описали поэты певчую птичку. А вот сейчас мы услышим, как Пётр Ильич изобразил жаворонка в «Детском альбоме». Итак, «Детский альбом», «Песня жаворонка».
«Песня жаворонка»
(исп. музыкальный руководитель)
Музыкальный руководитель: Композитор любил не только русскую природу, но и русскую народную музыку, народные песни. Он часто использовал их в своих произведениях. Петр Ильич брал мелодию песни, раскрашивал её оркестровым звучанием, добавлял голоса, и получалось что-то новое. Есть у Петра Ильича опера «Евгений Онегин», так звали главного героя. Евгений Онегин приезжает осенью в гости, в деревню. А девушки деревенские возвращаются с поля, где они собирали пшеницу, и поют хором весёлую песню «Уж как по мосту мосточку».
Отрывок из этого хора споют нам девочки из группы «Колокольчики».
Отрывок из хора «Уж как по мосту мосточку»
(исп. гр. «Колокольчики»)
Музыкальный руководитель: Спасибо!
Музыку Петра Ильича хорошо знают и любят не только в России, но и во всем мире.И, наверное, главный секрет его музыки – это чарующие, напевные мелодии, проникающие в душу, и заставляющие сердца людей откликаться и быть чуточку добрее.
В завершении, мы услышим произведение П.И.Чайковского для скрипки и фортепиано, которое так и называется – «Мелодия». А исполнит его учащаяся училища им. Н.А.Римского-Корсакова Красикова Мария.
«Мелодия» для скрипки и ф-но
(исп. уч-ся муз.училища им. Н.А.Римского-Корсакова Красикова Мария)
Музыкальный руководитель: На этой лирической ноте мы заканчиваем нашу встречу. Надеемся, что вы узнали много нового и получили удовольствие, слушая великую музыку великого русского композитора. Благодарим всех участников и гостей за внимание. До новых встреч!
Под музыку из балета «Щелкунчик» дети и гости выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...
Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе. Тема: "Музыкальный Чехов"
Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....
Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)
Формирование навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к классической музыке, создание условий для творческого общения....
Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"
Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....
Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников
В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохраня...
«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!(совместно с музыкальным руководителем)
laquo;СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»Музыкально-литературная композиция, посвященная ДНЮ ПОБЕДЫ!Под фонограмму первого куплета песни «Поклонимся великим тем годам» дети входят в зал и выстраиваютс...